Гарчен Ринпоче: Ваджрное дыхание

Ваджрное начитывание ОМ АХ ХУНГ

📌 Медитация   🕒

Вчера Ринпоче уже говорил о важном начитывании слогов ОМ АХ ХУНГ. И если вы хотите заниматься практикой Махамудры, очень важно найти вот точку начинания, то есть, с чего начинать для того чтобы дойти до практики Махамудры. Нужна какая-то поддержка или точка опоры, и такой точкой опоры может служить как раз ваджрное начитывание.

В Тексте “Сущностные наставления по Махамудре”, который сейчас проходим, есть фраза, которую читали, когда люди с малыми способностями не могут пребывать в сути. Ничего страшного, что мы все будем считать себя людьми с малыми способностями. Даже если вы обладаете не малыми, а большими способностями, не будет никакого вреда, если вы займетесь практиками, которые предназначены для людей с малыми способностями.

Есть очень много различных методов и техник, но фактически все эти техники включают в себя очень большой блок экспериментов, то есть мы сами должны попробовать то все и посмотреть что же все таки является лучшей опорой или методом для медитации.

Когда мы говорим о ваджрном начитывании как опоре для практики Махамудры, будут обязательно те люди, для которых это визуализация каналов и слогов будет получаться очень просто, но для цели развития воззрений, лучше всего начинать с минимума наборов, который подходит всем.

Кто хочет делать визуализацию во время начитывания, можно визуализировать центральный канал — он идет от макушки головы до места немного ниже пупка, опять же если есть желание и если получается, можно визуализировать боковые каналы, справа и слева от центрального канала, знаете, как они идут — от ноздрей за ушками, справа и слева от центрального канала и соединяются с центральным каналом в месте ниже пупка.

Объект медитации

Самая главная основа для медитации является маленький шарик, который находится в месте соединения центрального канала с боковыми в месте ниже пупка. как уже сказали этот шарик такой маленький и как горошина, как расплавленный янтарь. Мы должны понимать что он имеет природу пламени.

И если есть желание визуализировать, можно визуализировать центральный и боковые каналы, если нет желания или не получается, можно не визуализировать. Самое главное — это сосредоточить свое внимание на шарике, который обладает природой пламени, и находится в месте соединения каналов чуть ниже пупка.

Очень часто начинающие, когда слышат о шарике ниже пупка, у них возникает масса вопросов по поводу того какого размера этот шарик какого цвета этот шарик, и где он расположен. Вообще не нужно на этом много концентрироваться, если хотите приближенное сравнение, то представьте себе, когда мы катаемся на американских горках, внезапно проваливаемся внизу, вот это щекочущее ощущение, которое появляется в этот момент, и есть приблизительно то, о чем мы говорим. То место, откуда выпрыгивает эта энергия, и ощущение примерно такое. Если такого опыта нет, советую попробуйте — это незабываемые ощущения.

Что касается размера шарика, общий принцип – это чем он меньше, тем лучше. Но для начала очень хорошо представить его размером с фалангу большого пальца, затем по мере того, как мы набираем опыт медитации, шарик можно делать меньше и меньше.

Естественное дыхание

Вообще сама техника достаточно простая, то есть мы просто вдыхаем и выдыхаем, это то что мы делаем любом случае, когда мы соединяем дыхание с внутренними процессами, концентрацией и медитацией, то это прекрасная практика. И при этой медитации совершенно не нужно пытаться дышать как-то искусственно, с усилием, задерживать дыхание, дышат с каким-то шумом, нужно, что бы дыхание было естественным, какое оно есть сейчас.

Для практики садимся в комфортной позе. Убедимся в том, что спина действительно прямая, но не забывайте, что не нужно выпрямлять естественный изгиб спины, а руки могут просто лежать, просто наблюдаем за дыханием, естественным вдохами и выдохами и не делаем ничего искусственного.

Когда мы говорим следите за дыханием, это не означает, что нужно просто переключиться на дыхание. Мы как бы следим за дыханием, в то же самое время наш ум полностью сосредоточен на этом маленьком шарике под пупком. Мы осознаем дыхание, в то же самое время сконцентрированы на ширике.

Слоги ОМ А ХУНГ

Когда вдыхаем через ноздри, мы мысленно произносим слог ОМ, не нужно произносить его вслух или визуализировать.

Когда воздух проникает в тело и достигает нижней точки, мы ощущаем или слышим умом звук А. Когда воздух достигает нижней точки и огненного шарика, огонь начинает гореть немного более ярко. В этот момент повторяем про себя А. Когда дыхание достигает нижней точки, и мы мысленно произносим слог А, нужно немного задержать дыхание и в этот момент представить шарик начинает гореть ярче.

Итак, вдыхаем и произносим мысленно ОМ, опускаем дыхание в самый вниз под пупок и произносим про себя А. Хорошо перед этим упражнением сделать глубокое дыхание и несмотря на то, что при вдохе грудная клетка расширяется, хорошо ощутить не только это, но и то, что дыхание идет в самый низ до уровня пупка.

Это упражнение не нужно делать с каким-то огромным усилием, дыхание должно оставаться достаточно легким, но тем не менее, когда расширяется наша грудная клетка, было бы очень хорошо, если бы мы немножко поработали мышцами нижней части живота и почувствовали, как мы проталкиваем дыхание в нижнюю точку.

Может быть, попробуйте сделать такие быстрые вдохи и почувствовать, как мышцы нижней части живота удерживают то дыхание, которое находится в нижней точке. Уловили момент, что когда мышцы живота напряжены, как они тянут дыхание в нижнюю точку. Получилось уловить это ощущение? Это то дыхание, которое нужно развивать.

С выдохом мы умственно произносим слог ХУНГ, но внимание остаётся на огненном шарике. При выдохе мы должны четко осознавать, что все благие качества и свойства, которые мы получили от дыхания, остаются в шарике. А все то, что покидает наше тело с дыханием, это только такая физическая шелуха. Все самые лучшие качества остаются в этом шарике. Таким образом тонкие качества остаются с нами, а все грубое дыхание выходит.

Давайте попрактикуем в течение пары минут дыхание с умственным начитыванием слогов ОМ АХ ХУНГ, как об этом говорилось, затем будут еще пояснения.

В течение этой практики вы можете испытать различные физические ощущения, что-то почувствовать. Здесь самое главное не следовать ощущениям, чтобы не случалось, все равно удерживать внимание на этом огненном шарике под пупком. И если ум начнет блуждать или отвлекаться, его нужно очень мягко привести снова в точку фокуса, концентрации на шарике.

И так эта практика очень простая, она не включает в себя какие-то особые упражнения и действия и она также соединена с тем, что мы делаем в любом случает, то есть с нашим дыханием, поэтому если выработать привычку так дышать, тогда практику можно перенести повседневную жизнь.

Что касается благ от этой практики, вы знаете, что даже повседневном сознании, постоянно возникают и исчезают какие-то мысли, а вместе с этим в теле блуждают энергии, которые связаны с этими мыслями. Поэтому точно так же как хаотично блуждают мысли, также хаотично в нашем теле блуждают и эти энергии.

Слышали такое выражение, что все наши мысли и состояния, которые возникают в обыденном сознании, являются всадником, а те энергия тела, которые также блуждают, являются конем. Поэтому, когда беспорядочно разбрасываются энергии, это является поддержкой для рассеянного ума.

Цель ваджрного начитывания в том, чтобы свести вместе ум и энергии. Если мы делаем эту практику, по мере наших усилий, мы можем заметить уму все легче и легче покоиться в той точке. По мере того, как мы практикуем, мы все быстрее быстрее реагируем и замечаем, что ум начинает отвлекаться, приводя снова и снова ум в одну точку, то есть, на шарик в районе пупка, таким образом успокаиваются ум и тонкие энергии.

Достаточно простая практика, но она действительно очень хорошая и приносит прекрасные результаты, если её практиковать. Поэтому я очень надеюсь, что она вам поможет, и вы будете применять её.

Вопросы

Когда мы вдыхаем, мы представляем, что этот звук или слог ОМ идет по центральному каналу, или как мы вдыхаем?

Когда мы его вдыхаем мы не представляем никакой графической формы этого слога, мы просто вдыхаем через ноздри, и с дыханием звук как бы опускается так же как опускается наше дыхание из правой и левой ноздрей.

В то же время мы произносим звук ОМ, и пытаемся как бы вместимости и же и вселить в себя энергию этого звука. При вдохе этот звук идет по каналам с правой и левой стороны, исходит из ноздрей затем идет за ушами опускается по правому и левому каналу, которые то с обеих сторон центрального канала и это все соединяется и в ходит в центральный канал в нижней точке ниже пупка. Как раз в соединении этих каналов находится огненный шарик, о котором мы говорили.

Есть ли в шарике какой-то слог?

Шарик можно визуализировать разными способами. В данном случае Ринпоче советует визуализировать просто как маленький огненный шарик. Практика должна быть простой и Ринпоче намеренно делает её такой, чтобы не было каких-то сложных визуализаций или усложнений, которые могут полностью поглотить наше ум. и опять таки это делается это по одной простой причине – он хочет чтобы эта практика была настолько легкой и доступной что бы мы могли перенести её в повседневную жизнь, то есть, когда сидим, ведем машину, занимаешься повседневными делами.

Поэтому мы описывали просто как маленький шарик из огня, его можно представить как кусочек янтаря, горошину, которая горит. Хотя опять же, если вам это удобно, если вы хотите, можно представлять пламя, или шарик + огонек. И если вы выполняете практику божества каждый день, можно визуализировать пламя как слог этого божества, но все равно у него должна быть природа огня. И поэтому есть много различных способов визуализации, и это все зависит от ваших способностей, от вашего желания, но самое главное постоянно хранить внимание на объекте, которое имеет природу огня. И это пламя и есть самоосознавание.

Мы выдыхаем по центральному каналу?

Когда мы выдыхаем не нужно забывать, что здесь лучше ничего делать с дыханием, то есть, мы делаем обыкновенные вдохи и выдохи, но при всем при этом внимание должны всегда держать на маленьком огненном шарике, а выдох идет естественно так как мы всегда выдыхаем через правую и левую ноздрю.

Что касается дыхания мы дышим естественно, единственное, что задерживается в этом шарике — это сущность пяти элементов. Воздух который мы вдыхаем несет в себе энергию 5 элементов, которая задерживается в шарике, а все остальное просто выдыхаем как обычно. Дыхание — это ветерок, который дует на этот горящий шарики и немного раздувает его огонь.

То есть фактически происходит то что мы вдыхаем и этот маленький горячий шарик сжигает все нечистоты которые вдыхаем, которые есть в нас, поэтому то что выдыхаем это остатки, пепел негативностей.

Вы что-то говорили про мышцы живота, что-то с ними надо делать. Не могли бы поподробней?

Если мы сидим в правильном положении, и поддерживаем спину прямой, то мышцы живота уже немного напряжены, потому что нужен какой-то каркас, который удерживается в вертикальном положении, фактически здесь не происходит ничего особенного, это некоторое напряжение мышц, которое в любом случае присутствует всегда, когда тело находится вертикально.

И не путайте эти очень простые наставления, которые давал Ринпоче с другой более сложной практикой как дыхание вазы (кувшинное дыхание), которое рассматривается в контексте туммо йоги.

Просто мышцы живота напряжены, и когда мы вдыхаем, это дыхание этими же мышцами втягивается до нижней точки. Это искусный метод Ринпоче в дополнение к ваджрному начитыванию. Если вам трудно или что то не получается комфортно поддерживать несколько напряженное состояние мышц живота, то можно оставить этот аспект, но никогда не оставляйте ваджрное начитывание, только потому что у вас не получается поддерживать мышцы живота. Если не получается поддерживать мышцы живота, просто забудьте и оставьте это, но все равно продолжайте наблюдать за своим дыханием вдохом и выдохом.

Можно говорить много, но практика становится ясной, когда мы ей занимаемся. Так что давайте практиковать что бы самим убедиться в том, что получается, когда делать практику ваджрного начитывания.

Из аудиозаписей ретрита Гарчена Ринпоче. Москва, 2015 г. Источник аудио vk.com/garchen_ru

Делитесь в соцсетях!