Лосар - Сагаалган - Новый год

Традиция празднования тибетского нового года

📌 Мифология   🕒

За три дня до нового года тибетцы начинают выполнять практики гневных божеств — Махакалы, Ямантаки и других. При возможности изготавливают торма и представляют, что все негативное, произошедшее за год, растворяется в нем. В последний день уходящего года торма сжигают.

За день до празднования нового года готовят девять различных блюд, проводят уборку. Вся собранная грязь выбрасывается не просто за порог дома, а так далеко, чтобы не было возможности ее увидеть. Совсем поношенную одежду, которую уже не надевают, выбрасывают. Все старые предметы (например, посуду, которая раскололась и которой уже не пользуются) также выносят из дома.

Это символизирует завершение старого года, в котором устраняется все негативное. С утра нового года жгут санг, поднося его духам местности. Например, смешивают можжевельник с цампой и подносят этот запах духам. Когда санг прогорит, важно чистой водой с мантрой «ОМ А ХУМ» побрызгать на пепел, тем самым завершить этот ритуал и очистить субстанцию. Мантра «ОМ А ХУМ» является сущностью всех мантр, помогает очистить тело, речь и ум на внешнем, внутреннем и тайном уровнях.

Чаще именно мужчины жгут санг, бросают в костер цампу и другие продукты, а женщины до рассвета набирают чистую воду, если есть возможность, на роднике, поднося при этом рис.

Дома первым делом женщина наливает полную чашу чистой воды и ставит ее на высокое место. Если есть алтарь, то на алтарь, тем самым поднося ее буддам и бодхисатвам. Вторая чаша вместе с хадаком выставляется на стульчике за дверью. Гости перед тем, как зайти, должны поднести эту воду, трижды окунуть палец, и только после этого они могут войти в дом.
Над основным входом в дом вешается новый хадак или ткань. Тибетцы также вешают украшения над дверью, окнами, на алтаре меняют чашечки с рисом.

В первый день года следует питаться только свежей едой. Считается, что в этот день подобная еда обладает особой силой, поэтому расставляют чашечки с подношениями цампы, печенья, торма и т.д. Также благоприятно с утра принять душ и надеть чистую одежду.

Первый день нового года стараются провести с семьей. Если есть животные, то их в этот день не выпускают, дают много корма — праздник касается всех.

Первым принимает пищу самый пожилой человек в доме. Пища должна быть разнообразной по вкусу и цвету. Часть еды излишне перчат, а другую сластят. Тот, кому попалась сладкая еда, считается добрым, мягким человеком. Если кому-то попалась острая, то он в прошлом году совершал негативные поступки. Иногда также в пищу кладут несколько овечьих шерстинок, тот, кому попалась такая порция, считается очень добрым, везучим.

Все произносят тосты, желают счастья в новом году, долгих лет жизни, благополучия, процветания, что напоминает европейский новый год. В первый день произносят только благопожелания. Кого бы вы ни встретили, вы должны желать ему долгой, счастливой жизни, успехов во всем. В этот день не допускается совершение негативных действий.

Во время празднования мужчины и женщины делятся на две группы и начинают исполнять песни, танцы, соревнуясь друг с другом.

Перед окончанием празднования нового года самый пожилой член семьи одевается в белые одежды и, держа в руках лунгта (флажок, на котором написаны молитвы, благопожелания), выходит.

После этого все остальные могут выйти из дома. Вечером после празднования люди отправляются в монастыри, храмы, где читают молитвы.

Новые проекты благоприятно начинать именно в новом году.

Если женщина перед окончанием года приобрела украшения, то лучше впервые надеть их на новый год. Мужчины, совершившие покупки, например, купили лошадь, не забирают ее из той семьи, где купили, а дожидаются для этого первого дня нового года.

Обычно тибетцы в конце старого года не играют свадьбы, а дожидаются нового года, часто бракосочетание назначается на первый день. По возможности они приглашают монахов, которые очищают дом, насыпают в доме свастичную символику, что означает нерушимость, проводят ритуалы для привлечения удачи и благополучия в новом году.

Фрагмент лекции, прочитанной Ламой Йонтеном Гиалтсо в Республике Тыва в марте 2015 года

Делитесь в соцсетях!