Популярный китайский буддизм I-V вв.

📌 История   🕒

* * *

Было бы большим преувеличением полагать вслед за авторами-составителями сборников буддийских «сяошо», что весь китайский мир жил исключительно по буддийским законам, а противники буддизма были раз и навсегда посрамлены и идейно уничтожены. Пропагастическая направленность буддийского короткого рассказа очевидна и вполне осознается нами. И все же, у нас не остается сомнений в том, что влияние раннего китайского буддизма проникало в глубь китайского общества, распространялось на широкие социальные среды. С конца III — начала IV в. буддизм активно вторгается, а затем продолжительное время доминирует в сфере популярных религиозных представлений китайцев, в религиозной системе Китая.

Примечания

[1] См. работы А. Я. Гуревича: Проблемы средневековой народно! культуры, М., 1981; Культура и общество средневековой Шароны глазами современников. М., 1989; Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

[2] Упомянем лишь некоторые из них: D. L. Over ш у е г. Folk Budd-hist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China. Cambridge, 1976; H. Welch. The Practice of Chinese Buddhism (1900—1960), Cambridge, 1973. Проблемы «народной» китайской религии, и буддизма в частности заняли едва ли не главенствующее положение в международном синологическом проекте «Китайское религиозное наследие» (см. J. М с R а е. The Historical Legacy of Religion in China. Report on a Workshop Held it Harvard University — Journal of Chinese Religions. 1989. No 17. pp. 61—116).

[3] В обширной литературе, посвященной Дуньхуану. выделим работы отечественных исследователей; см. Бяньвэнь по Лотосовой сутре. Изд. текста, пер. с кит., введ., коммент., прил. и слов. Л. Н. Меньшикова, М., 1984; Китайские документы из Дуньхуана. Вып. 1. Изд. текста, пер. с кит., нсслед. и прим. Л. И. Чугуевского, М., 1983.

[4] См. Е. Zurcher. Buddhist conquest of China. Leiden, 1959.

[5] См. Л у Синь. Гу сяошо гоучэнь (Извлечения из старинной прозы). Пекин, 1963. С. 361—465.

[6] См. Макита Тайре. Рнкутё концу «Кандзэон окэн ки — но кэнкю» (Изучение вновь открытых текстов «Гуаньшнннь инъянь цзи периода Лю-чао). Киото, 1970; Цукамото Дзэнрю. Концу Рикутё сэндзюцу «Кандзэон окэн ки» кайдай (Вновь открытые тексты периода Лю-чао «Гуаньшнннь инъянь цзн» с аннотацией).— «Сётоку Тайсн кэнкю», III, 1967. Также в японских собраниях сохранился сборник Тан Линя (?600—?659) «Мин бао цзи» (О воздаянии в загробном мире), восходящий к традиции короткого рассказа; см. Тайсё синею Дайдзокё (Заново составленная Трипитака годов Тайсё). Т. 51, № 2082, Токио, 1973. Подробное описание коллекции буддийских «сяошо» см. D. Е. G j е г t s о п. The early Chinese Buddhist miracle tale. — Journal of the American Oriental Society, vol. 101, No 3 (1981), pp. 287—301.

[7] Подробнее об этом см. М. Е. Ермаков. Ранние упоминания об Авалокитешваре в китайской литературе. — «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Ч. 1, М., 1987. С. 84—89.

[8] Подробнее об этом см. М. Е. Ермаков. Жизнеописание — житие (Буддийский монах в «Гао сэн чжуань» и «Мин сян цзи»).— Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная конференция ДО ИВ АН СССР, 1988. Ч. 1, М., 1989.

[9] Подробнее об этом см. М. Е. Ермаков. Китайская литература «загробных видений» (статья в печати).

[10] Подробнее об этом см. М. Е. Ермаков. Об авторе «Мин сян цзи» (Вести из потустороннего мира). — Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIII годичная научная конференция Л О ИВ АН СССР, 1990. Ч. 1. С. 20—28.

[11] См. там же. С. 23.
[12] Развернутое обоснование такой классификации см. С. К. Y а n g. Religion In Chinese Society: A study of contemporary social functions of religion and some of their historical factors. BerceJcy, 1961.

[13] Десять добродетелей — недопущение десяти зол или греховных поступков, под которыми понимаются; убийство, воровство, прелюбодеяние (три прегрешения тела); обман, болтовня, брань, пустословие (четыре греха, исходящие из уст); алчность, злоба, неверие (три греха мысли); вариация обетов буддиста-мирянина.

[14] См. Л у С и и ь. Ук. соч. С. 427.

[15] См. там же. С. 442.

[16] См. им же. С. 414.

[17] См. О. О. Роэеибсрг. Труды по буддизму. М., 1991. С. 170.

[18] Шесть отОе. юа аналог системы административного управления, реально существовавшей в Китае того времени; включала следующие центральные ведомства: чинов, учета населения и сбора налогов, ритуала, воинское, судебное, общественных работ.

[19] Содержание в две тысячи ооней — размер годового кормления чи-гшдяикя высокого ранга в пересчете на рис; 1 дань — приблизительно» 3 л.

[20] См. Л у Синь. Ук. соч. С. 377—378.

[21] См. там же С. 378—379.

[22] См. там же. С. 421.

[23] См. там же. С. 390. 420.

[24] См. S. F. Теiser. Having Once Died and Returned to Life: Rep¬resentation of Hell in Medieval China.—Harvard Journal of Asian Studies, vol 48 (1986), No 2. pp. 433—64, L. G. Thompson. On the prehistory of Hell in China— Journal of Chinese Religions, 1989, No 17,

Делитесь в соцсетях!