Буддизм и христианство

Вопросы христианского скептика о буддизме и ответы дзенского учителя

📌 Мнения   🕒

Один популярный западный автор задал 22 вопроса о буддизме, и вот как я ответил на два первых.

Доброго вам здоровья, Джей!

Благодарю за вопросы. Важно понимать эти вещи, чтобы быть лучше как люди, а не просто лучше как буддисты или христиане…

/Вопрос:/ Сами буддисты не могут прийти к согласию, какие писания и практические традиции, на самом деле – настоящее учение Будды. Тогда разве может буддизм как система претендовать на какую-то истину?

/Ответ:/ Вообще-то, буддизм не зависит от писаний и учений, и уж точно не зависит ни от каких авторитетов.

Будда учил пробудиться к истине. Не полагаться на традиции.

Смотрите «Чанки сутту»:

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.095x.than.html

«Бхарадваджа, сначала ты следовал убеждённости. Теперь говоришь о непрерывной традиции. Вот пять вещей, которые могут повернуться по-разному здесь и сейчас:

Убеждённость, приятность, непрерывная традиция, рассуждения с аналогиями, согласие по рассмотрении взглядов.

…Так, в чём-то можно быть крепко убеждённым, но оно оказывается пустым, тщетным и ложным. А в чём-то можно не быть убеждённым, но оно подлинно, фактично и безошибочно.

И так далее. Смысл буддизма – не держаться за традиции, а пробудиться к истине, что присутствует прямо здесь.

Поэтому не важно, какие именно сутры «подлинны» или нет, нам нужно проверять их самостоятельно.

Как говорил Будда: «Не принимайте мои слова на веру лишь потому, что меня зовут Пробуждённым. Испытывайте их, как купец испытывает золото»…

Эти идеи можно найти во многих буддийских писаниях, таких как «Калама сутта», притча о слоне и слепцах, «Махапариниббана сутта»… В «Махапариниббана сутте», перед смертью своего человеческого тела, Будда объяснял, как стоит практиковать будущим искателям: полагаясь не на
авторитеты и учителей, а на дхарму.

Дхарма не значит просто «учения», это ещё и «действительные явления».

То есть, Будда призывал полагаться на то, что действительно здесь, а не зависеть от того, что где-то написано – и, возможно, неправильно понято.

/Вопрос:/ Если жизнь – всего лишь страдание, как утверждает буддизм, то почему некоторым из нас это не очевидно? Почему некоторые видят жизнь скорее прекрасной, чем полной страданий?

/Ответ:/ Это один из примеров такого недопонимания. Если вы прочтёте «Сутру о повороте Колеса Дхармы» (Дхамма-чакка-паваттана сутту), обратите внимание: Будда не говорил, что «жизнь – всего лишь страдание».

Эту фразу не часто встретишь в буддийских писаниях или речах; это скорее одно из толкований истины, верное лишь в определённом смысле.

Наша человеческая жизнь, в целом, пронизана неудовлетворённостью. Даже когда мы счастливы, это обычно не полное и не постоянное счастье. Даже если вы счастливы сейчас, совершенно ли ваше счастье?

Как насчёт других чувствующих существ, страдающих вокруг?

Если вы заслоняетесь от их страдания, то ваше счастье не может быть непринуждённым и завершённым – ваши щиты не идеальны. И чем лучше ваши щиты, отгораживающие от других, тем лучше, в конце концов, они заслоняют вас от счастья.

А если вы на верном пути и остаётесь открыты вселенной, то может ли ваше счастье быть совершенным, когда другие страдают вокруг?

А как насчёт болей старости, болезней и смерти?

Пока мы озабочены собой, не возможно на самом деле избежать беспокойств и неудовлетворённости (хотя иногда они могут становиться тоньше). Вот что составляет «сансарическую жизнь» – которая не свободна от страданий.

Когда пробуждаешься к истине, жизнь может продолжаться, но больше нет эгоистичной озабоченности. Никакие волнения не могут никем завладеть, поскольку нет никого настоящего, кем можно завладеть.

Это очень глубокое буддийское учение, и вам не стоит пытаться обсуждать его поверхностно. Это были бы просто разговоры без понимания.

Если вы действительно хотите понять сообщение буддизма и применить его с пользой, вам стоит отбросить все поспешные толкования и отдаться глубокой учёбе.

Делитесь в соцсетях!