Larry Rosenberg on the breath

От внимательности к осознанности

📌 Медитация   🕒

Ларри Розенберг о дыхании в тхераваде

Анапанасати — это система медитации, специально разработанная Буддой, в которой осознанное дыхание используется для развития шаматхи — безмятежного и сосредоточенного ума, и випассаны — проницательного видения. Эта практика из «Анапанасати Сутты» считается тем видом медитации, c с помощью которого Будда реализовал полное пробуждение. Будда дает нам эту практику, которая задействует осознанное дыхание для успокоения и стабилизации ума, чтобы он смог увидеть свою природу и расслабиться.

Подведем очень краткий итог: «Анапанасати Сутта» состоит из шестнадцати созерцаний, которые довольно четко делятся на четыре группы по четыре. Первые четыре относятся к дыханию, как оно проявляется в теле. Следующие четыре сосредоточены на чувствах, не на том, что мы подразумеваем под этим словом в нашей культуре, а на всем, что мы воспринимаем с помощью наших органов чувств. Третий раздел из четырех касается ума, ментальных конструкций и эмоциях, которые мы выдумываем, когда добавляем идеи к своим чувствам. И последние четыре переходят к чистой випассане, видении природы всех явлений. Основой всех этих созерцаний является дыхание, которое используется в качестве якоря, или напоминания для удержания ума практикующего в настоящем моменте.

По словам Будды,

Он тренируется так: «Воспринимая всё тело, буду вдыхать»; он тренируется так: «Воспринимая всё тело, буду выдыхать». Он тренируется так: «Успокаивая телесную активность буду вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая телесную активность, буду выдыхать».

Мало-помалу ум учится успокаиваться, и он чувствует себя устойчивым, спокойным и умиротворенным.

Итак, первый шаг — это принять наше дыхание как объект внимания. Мы сосредотачиваем свое внимание на ощущениях, возникающих, когда легкие наполняются и опустошаются совершенно естественно и без перерыва. Мы можем отслеживтаь эти ощущения, сосредоточив свое внимание на ноздрях, груди или животе. Конечно, когда дыхание направлено на дыхание, можно обнаружить, что ум предпочитает быть где угодно, только не там. Суть практики состоит в том, чтобы возвращаться к дыханию каждый раз, когда отвлекаемся.

По мере того как практика следования за дыханием созревает, внимание можно распространить на все тело. По словам Будды, “ чувствительный ко всему телу, йог вдыхает; чувствительный ко всему телу, йог выдыхает.” Мало-помалу ум учится успокаиваться и становится устойчивым, спокойным и умиротворенным.

На раннем этапе обучения нам также настоятельно рекомендуется быть внимательными ко всем видам деятельности, которые составляют наш день. Мы учимся осознавать дыхание во время этих дел. Важно поддерживать осознанность. Обращение к дыханию время от времени может помогает закрепиться в деятельности, которой мы занимаемся. Дыхание всегда с нами, оно помогает сократить ненужное мысли, которые часто отвлекают нас пребывения от «здесь и сейчас» .

Однонаправленная концентрация на дыхании помогает уму собрать воедино рассеянные энергии. Ум теперь гораздо более устойчив и ясен, и теперь мы меняем обънет осознавания так, чтобы оно становилось более обширным.

С осознанием дыхания мы начинаем замечать приятные, неприятные и нейтральные ощущения, которые составляют чувственный опыт и разнообразие состояний ума. Мы все больше и больше знакомимся с деятельностью тела, эмоциями и процессом мышления. Мы учимся искусству самонаблюдения, вдыхая и выдыхая. Развиваемый навык — умение смотреть на себя непредвзято.

Сейчас мы уже можем переходить к практике чистой випассаны. Ум еще более устойчив, ясен и способен осознавать всю полноту ментальной и физической жизни. Одним из основных значений випассаны является прозрение, – постижение непостоянной и пустой природы всех ментальных и физических конструкций. Говоря словами Будды:

Он тренируется так: «Созерцая непостоянство, буду вдыхать»; он тренируется так: «Созерцая непостоянство, буду выдыхать».

Когда мы сидим и дышим, мы наблюдаем возникновение и исчезновение всех ментальных и физических событий. Ум опустошает себя от всего своего содержания; тело раскрывает свою эфемерную и непрерывно изменчивую природу. Глубокое понимание закона непостоянства облегчает процесс освободждения от привязанностей, которые приносят много ненужных страданий. Когда мы учимся отпускать себя на свободу, для нас открывется новое измерение жизни.

From Mindfulness to Awareness
Larry Rosenberg on the breath in Theravada

Перевод: Будда.by

Делитесь в соцсетях!