перерождения

О вере в перерождения

📌 Мнения   🕒

Текст сложный, требует интеллектуальных усилий и понимания грамматики.

Сейчас часто можно услышать заявление, будто бы вера в перерождения является непременным условием буддийской практики, иначе практика будет направлена только на улучшение этой жизни, а потому будет лишь мирской. Соответственно, западный человек, в чьей культуре не веры в перерождения, сначала должен поверить в это, а лишь потом приступать к подлинной буддийской практике.

Подобное утверждение является манипуляцией.

Во-первых, Будда формулировал цель практики Дхармы как прекращение страданий. Не прекращение перерождений, а именно прекращение страданий. Да, Будда говорил, что в результате прекращения страданий прекращаются перерождения, что достигший нирваны прекращает перерождаться, но Будда никогда не проводил разделения между причинами страданий в этой жизни и причинами страданий в следующих. В сутрах часто можно встретить утверждение, что совершивший нечто “страдает в этом мире и страдает в другом мире”. Причина страдания, согласно Будде, это непонимание природы явлений и подчиняющий ум фактор т.н. “жажды”, жажды обладать, жажды существовать, жажды прекратить существование.

Невозможно добиться прекращения страдания только в этой жизни, не прекратив автоматически страдания будущих жизней и сами эти жизни — это следует из учения о зависимом возникновении.

Смещение акцента мотивации с прекращения страданий на прекращение перерождений меняет сотериологический нарратив Будды, совершает подмену целей. Страдания конкретны и физически ощутимы, перерождения — сугубо умозрительны.

Будда учил в культурной среде, где вера в перерождения была чем-то самим собой разумеющимся, установкой по умолчанию. Но это вовсе не означает, что вера именно в перерождения является необходимым для освобождения ментальным фактором. Таким фактором — первым из пяти необходимых способностей — называется вера в закон причины и следствия, который называется законом кармы — буквально “действия” — потому, что определяет наши собственные действия как причины наших переживаний: добродетельные поступки влекут приятные переживания, недобродетельные влекут болезненные.

(Примечание. Аргумент, что мы не наблюдаем созревание в этой жизни многих совершённых нами действий, недействителен, поскольку есть время умирания, в ходе которого мы можем испытать все возможные переживания — приятные и неприятные — как следствие своих поступков. Также и у страданий, начинающихся с рождения, вполне могут быть причинами поступки пренатального периода, которые мы, как и переживания смерти, не можем идентифицировать и описать.)

Вера в закон причин и следствий заставляет быть внимательным к тому, что мы совершаем телом, речью и умом, и эта внимательность является существенной для успешной практики. Вера же в перерождения здесь вторична и может присутствовать только в дискурсивных состояниях ума. В отличие от внимательности, сохраняющейся в недискурсивных состояниях, вера в перерождения в них не сохраняется.

Во-вторых, хорошо известен совет Будды проверять учение опытом прежде, чем довериться этому учению. Но, поскольку для проверки учения о перерождениях на своём опыте даже теоретически требуется множество усилий и времени, то при серьёзном следовании указанному совету само вступление на путь отодвигалось бы на неопределённый срок и делалось бы почти невозможным.

Специально для страдающих дислексией подчеркну, что данное рассуждение никак не направлено на отрицание перерождений.

Будда говорил, что учить Дхарме необходимо в соответствии со способностями, склонностями и желаниями существ, поэтому человеку, для которого идея перерождений не несёт никакой эмоциональной нагрузки, нет необходимости сначала становиться индусом или тибетцем, отвергая свою культуру, а только потом приступать к практике Дхармы.

Подобное требование иногда проявляет культурный шовинизм некоторых представителей традиционно буддийских народов по отношению к европейцам: «Да, вы живёте в чистоте и гигиене, победили эпидемии, у вас все с детства умеют читать и писать, вы создали эффективную систему ухода за больными и беспомощными, мы носим одежду, сделанную вашими инструментами, мы пользуемся вашим транспортом и вашими компьютерами, но вы не верите в перерождения, а потому вам до нас нужно духовно расти прежде, чем вступить на буддийский путь, который наш по праву рождения».

Также требование поверить в перерождения может демонстрировать неспособность того или иного учителя перенести суть Дхармы в новый культурный контекст. Значительно проще учить тех, кто обладает слепой верой и слабым критическим мышлением. Неудивительно, что именно такие люди и составляют большинство завсегдатаев буддийских центров на Западе, а человек с развитым мышлением зачастую испытывает при посещении таких центров чувство, будто его там держат за идиота. Чувство безусловно призрачное, но отталкивающее от участия в подобной деятельности.

Буддийское учение основано прежде всего на понимании природы ума и явлений. Для обретения такого понимания нет никакой необходимости верить в перерождения.

Но нужен интерес и хотя бы минимальное доверие тому, у кого учишься. Мой учитель Чогьял Намкай Норбу всегда объяснял первую из пяти необходимых для практики способностей не как веру, а именно как интерес.

© Игорь Берхин (Igor Berkhin), 2019.
https://www.facebook.com/events/1393447697480568/

Делитесь в соцсетях!