четки в буддийской тантре

Для чего нужны чётки?

📌 Наставления   🕒

Общеизвестно, что чётки (эрхи по-бур.) используются не только в буддийской религии. В буддийской практике чётки имеют большое значение и являются непременным атрибутом буддиста.

В буддизме чётки символизируют «тантру». А тантра в буквальном переводе с тибетского языка означает непрерывность, взаимовытекаемость, причинно-следственную связь и т.д. Перебирая бусины чёток, мы должны помнить об обязательной непрерывности буддийской практики. Каждое движение, слово и мысль должны быть мотивированы во благо всем живым существам. Таким образом, останавливается накопление негативной кармы и очищается уже накопленная. Поэтому очень важно читать мантры каждый день, пусть даже всего по одному кругу.

Четки подразделяются на разные виды в зависимости от начитываемых мантр. Мантра – это санскритское слово и переводится как защита, оберег сознания (от страданий, болезней и т.д.). Мантры по своей цели бывают духовными и лечебными. Духовные мантры в свою очередь бывают мирными и гневными, что чаще всего зависит от принадлежности к гневным или мирным божествам. А лечебные делятся на укрощенные и дикие. Мантры состоят из трех частей: головы, туловища и хвоста. Головы мантр выражаются слогами: ом, дэ я та, намо , а хвост – слогами: хум, пэт, соха. При наличии и головы, и хвоста, мантра называется мирной (или укрощенной). Во всех остальных случаях мантры – гневные. Если в мантре отсутствует какая-то часть, например, голова, тогда она является гневной, а если это лечебная мантра, то тогда она относится к диким мантрам. Для мирных мантр бусины четок должны иметь светлый цвет и начитываются в левой руке. Гневные мантры начитывают в правой руке. Вообще, все имеет значение: в какой руке, на каком уровне рука, цвет, количество бусин, поза читающего, время и т.д.

В общем говоря, форма, цвет, количество бусин имеют вторичное значение. Суть чёток – непрерывность памятования благой мотивации, правильного воззрения и полезных поступков.

Четки бывают из различных пород деревьев, из различных камней, металлов, костей, глины, даже стекла и пластика. И это имеет свой смысл. Однако самым оптимальным вариантом являются, пожалуй, четки из семян Боди-ца. Они универсальны, т. е. подойдут для начитки любых мантр. Кстати, чем больше начитано мантр на четках, тем темнее они становятся. Значит, в них больше энергии. Существуют миллионы мантр. Однако они все по действию подразделяются на головные и частные. Так называемые частные мантры имеют «узкую» специализацию. То есть, предназначены для одной цели. Например, от одной какой-нибудь болезни. Головные мантры имеют весьма широкий спектр охватываемых проблем. Поэтому, чтобы их реализовать нужно много времени. Частные мантры не требуют длительного начитывания, они начинают действовать почти сразу. Но чтобы они начали действовать, нужно реализовать хотя бы одну головную. Большинство общеизвестных мантр являются головными и, как правило, могут помочь в любых ситуациях. Для этого есть в буддизме 4 вида активности. Они таковы: умиротворение, умножение, подчинение и уничтожение. Если мы хотим успокоить своё сознание, тем самым «обезопасить» себя и свое окружение, тогда начитываем мантру с такой мотивацией. Если хотим умножить, увеличить свои способности, достаток и т.д., тогда применяем 2 активность. Если хотим овладеть какими-то правами, возможностями, могуществом, тогда сосредоточиваемся на 3 активности. Четвертая активность нужна для устранения проблем, препятствий, врагов, имеется ввиду прежде всего «внутренних». Четыре активности связаны с работой энергетических чакр, при этом слоги мантры распределяются по фазам дыхания: задержка, вдох, задержка, выдох, т.е. раскручивается внутренний энергопотенциал человека. Но это на очень высоких уровнях буддийской практики. Обычно же мы наблюдаем удивительную цепочку благоприятных «случайностей», которые происходят с человеком, начитавшем очень много мантр. Но не надо питать иллюзий, что это легко достигается. Для реализации мантры нужно много трудиться. К примеру, человек, для победы на мировом чемпионате по какому-то виду спорта, в течение многих лет прикладывал огромные усилия, тренировал тело, отказывал себе во многом, терпел. Что уж тогда говорить о «тренировке» ума, духовных достижениях. Очень часто встречаются мнения, что начитывание мантр без должной визуализации бесполезно, простирания тоже бесполезны. Мне кажется, такое мнение ошибочно и очень похоже на крайность. Конечно, без должной визуализации эффект меньше, но польза все равно есть, будь то начитка или простирания. Визуализировать сложно, поэтому лучше взять количеством. Начитка мантр рано или поздно все равно даст свои плоды. Ум успокоится, расширится, появится контроль над эмоциями в первую очередь, тем самым будут уничтожаться все клеши, невежество, гнев и привязанности.

Для начитки мантр с умиротворяющей активностью подходят чётки из раковин, глины, семян большинства деревьев и из древа бодхи. Для умножающей активности хороши чётки из золота, косточек абрикоса, плодов тутового дерева и других, а также из камня. Для подчиняющей – будут весьма эффективны чётки из коралла, меди, мыльного дерева, красного сандала, тамариска и лекарственных растений, семян и т.д. Для уничтожающей – лучшими будут чётки из железа, яшмы, тикового дерева, колючки, рудракши, кости. Для первых мантр чётки должны иметь светлый цвет: белый, серый или желтый. Для вторых – красный. Для третьих – темно-красный, темно-синий, темно- зеленый. И, наконец, четвёртые – коричневый, черный. Чётки из семян Боди-ца, слоновой кости и составные из разных материалов подходят для любых мантр. Например, чётки из Боди-ца после некоторого времени использования желтеют. И это говорит, что хозяин чёток может успешно применить на этих чётках начитку для умиротворяющей активности. Далее они краснеют, что говорит о готовности применить умножающую активность. Затем они становятся темно – красными, что говорит о готовности к начитке подчиняющей активности. И, наконец, становятся коричневыми, что говорит о возможности применения уничтожающей способности сознания. Мантры для 1-ой активности начитывают в левой руке и руку держат на уровне сердца. Бусины должны проходить между большим и указательным пальцами, т.е. бусина лежит на указательном пальце, а большим перебирается круговым движением по часовой, на себя. Хотя есть несколько мантр, которые нужно начитывать против часовой и от себя. Для умножающей – начитываются обеими руками, на уровне живота (пупка). Перебираются между большим и средним пальцами. Подчиняющей – лучше начитывать на уровне низа живота (гениталий), в правой руке, между большим и безымянным пальцами. Уничтожающие – начитывают только в правой руке, на уровне колена, между большим пальцем и мизинцем должна находиться бусина. Если начитывать с мотивацией всех 4 активностей, тогда бусина перебирается на всех четырёх пальцах. Дабы «не распыляться», лучше выбрать одну мантру и начитывать ее как можно больше. Чем больше начитать, тем сильнее язык. У некоторых, говорят, язык чернеет, и становится весьма могущественным. После начитки первых 100000 мантр, а чаще всего требуется ещё больше, начинают проявляться первые «ростки» успеха. Обычно здесь начинает проявлять себя материал, из которого изготовлены чётки. К примеру, считается, что железо удваивает скорость реализаций, медь увеличивает в 4 раза, жемчуг и серебро умножают в 100 раз, рубиновые – в 1 миллиард раз, рудракша – в 20 миллионов раз, а Боди-ца умножает бесконечно. При хороших кармических отпечатках серьёзные реализации начинаются после 1 миллиона начитанных мантр. Однако после 10 миллионов реализации проявятся у любого. Реализации бывают самые различные – лечение, защита от несчастных случаев, от порчи, управление погодой, достижение целей, творчество и т. д. Смотря какая мантра начитывалась. Достижение реализаций весьма зависит еще и от того, кто даровал устную передачу мантр, имеется ввиду, насколько сам человек, дающий передачу, реализовал эту мантру. Насколько чиста мотивация при начитке. Соблюдал ли диету при рецитации. Например, запрещено употребление в пищу языка. Если человек съел, пусть даже самый маленький кусочек языка, тогда он навсегда теряет всю «начитанную силу». Сколько бы миллионов он ни начитал, ему придется всё начинать сначала и скорее всего, «сила» уже будет даваться значительно труднее.

Чётки можно хранить на алтаре, можно сшить для них маленькие мешочки, однако лучше их всегда носить с собой, на кисти руки, на шее, в сумке и т. д. Не следует класть их на стул, на пол, в грязное место. Нельзя швырять их, брать грязными руками. Нежелательно даже трогать их после прикосновения к чему-нибудь нечистому. Поэтому прежде чем взять чётки, следует помыть руки и ополоснуть рот. Не обязательно иметь несколько чёток, достаточно одних. Желательно не менять их, потому что начитанные на них мантры создают хорошую энергетическую силу, способную помогать вам в различных ситуациях. Особенно, если они стали темно-коричневого цвета. Такие четки действительно обладают огромной силой. Некоторые традиции утверждают, что завязанные в ваджрный узел чётки накапливают еще энергию. При покупке новых чёток нужно посмотреть, насколько крепка нить, на которую нанизаны бусины. Если нить не прочна, можно самому снять бусины с нити и заменить её шёлковой или какой-нибудь другой, более прочной. Некоторые используют рыболовную леску. Цвет нити не имеет большого значения, но если есть возможность, лучше взять красную, бордовую. Лучшим вариантом являются три, пять или девять нитей. После смерти хозяина чётки можно унаследовать детям, родственникам или другим близким людям, предварительно освятив их у ламы. Есть специальная мантра, которая увеличивает заслуги прочтения мантр на чётках в несколько раз. Её можно прочитать перед началом рецитации мантр. Звучит она так: «Ом руци раманы тавар тае хум». Нужно прочесть её семь раз и подуть на чётки.
В четках обязательно должно быть две головы, через которые при начитке нельзя переходить. Дойдя до головы четок, нужно потереть их в ладонях, подуть и приложить к своей голове или груди, как бы благословляя себя. Затем развернуть четки в обратном направлении и продолжить начитывание. Нежелательно, чтобы кто-нибудь прикасался к чёткам, кроме вас. Начитывание желательно совершать в уединённом месте, повернувшись лицом к святому месту, например, дацану, ступе или на восток, а при уничтожающих – гневных мантрах – на юг. Звук произносимой мантры не должен уходить дальше вашего уха. Хотя есть некоторые мантры, которые нужно начитывать громко и даже с выкриком. Во время начитывания нельзя разговаривать. Тело как сосуд с нектаром, мы читаем мантру, от языка исходит ваджрная вибрация, поэтому не рекомендуется, чтобы ещё какие-нибудь звуки выходили из нашего тела. Если не сдержались, кашлянули например, тогда нужно перебрать 10 бусин назад или же начать читать заново. Мирные мантры с 1 и 2 мотивацией – активностью лучше начитывать в первой половине дня, в новом месяце. Гневные мантры с подчиняющей и уничтожающей активностью гораздо эффективней начитывать к вечеру (ночью) и на убывающей луне.
Сила мантр безмерна и не поддаётся логическому объяснению. При больших реализациях язык, «натренированный» мантрами, способен творить чудеса. Лекарства могут состоять из разных трав, а также из разного набора звуков, мантр. Буддийские мантры – это, прежде всего, лекарство для ума. Мантры призваны защищать сознание, укреплять его и совершенствовать. При больших реализациях мантра способна излечить и телесные заболевания. Таковы обширные рекомендации к использованию чёток. Возможно, некоторые нюансы я упустил. Однако для серьёзных занятий по начитке мантр нужен Учитель, который вместе с передачей должен научить всем нюансам. Обычно же люди просто начитывают, не вдаваясь в детали. И со временем к ним все равно приходят реализации.
Всегда нужно помнить, что четки, со всеми условностями и нюансами, лишь инструмент, помощник для защиты и тренировки сознания, тела на лечебном или духовном пути. Главное же в достижении реализаций – мотивация ваших поступков.

Еши Намжил лама (Олег Гамжилов)
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2189905484322..

Делитесь в соцсетях!