Buddha_statue

Буддийский эпистемологический идеал Yathabhutam

📌 Наставления   🕒

Будда — Учитель истины, согласно Васубандху, это — тот, кто «полностью рассеял всякую тьму», которая «есть отсутствие знания, ибо она препятствует видению вещей так, как они существуют в действительности». Эта «тьма», или «отсутствие знания», никогда более не возникнет по отношению к какому бы то ни было объекту познания. Таким образом, утверждается, что Будда Бхагаван устранил всякое «отсутствие знания» навсегда. Это означает открытие новой реальности полного и всеобъемлющего знания нирваны, которая противополагается обычному состоянию человека — сансаре. В этой реальности сознание, направленно измененное посредством буддийской йоги, познает действительность так, как она есть.

Васубандху сравнивает Будду со шраваками и пратьека-буддами, которые «также уничтожили всякую тьму». Но, согласно тексту трактата, освобождение их не абсолютно, так как у них «еще существует незагрязненное неведение в отношении свойств Будды, а также объектов, крайне удаленных [от них] во времени и пространстве, и их бесчисленных аспектов». Таким образом, автор подчеркивает уникальность состояния Будды и показывает на примере шраваков и пратьекабудд, что достигается это состояние в постепенном процессе преобразования сознания.

Указывая на совершенства, обретенные Буддой «для себя самого», т. е. обретенные им средства преодоления незнания и полное его уничтожение, Васубандху противопоставляет нирваническое состояние Бхагавана сансарному бытию живых существ, пребывающих в оковах klesa и karma. Раскрываемые далее совершенства Будды «для пользы других» указывают на прагматику взаимодействия этих двух противопоставляемых реальностей (нирваны и сансары). Совершенства, «обретенные для пользы других», означают то, что Будда «вытащил живые существа из трясины сансары». «Он извлекает живые существа из трясины сансары благодаря тому, что его учение соответствует реальной действительности, а не благодаря своим сверхъестественным способностям или дарованию [особой] мудрости».

Совершенство Будды связано с его способностью изложить истины учения. Критерием истинности учения, посредством которого Будда спасает живые существа, выступает истинное видение действительности Бхагаваном. Учитель истины излагает свое учение в соответствии с истинным положением вещей, а не в противоречии с ним. Познание в соответствии с идеалом yathabhutam, следовательно, в контексте классической абхндхармистской философии приобретает статус доминанты религиозной доктрины. Истинное видение выступает одновременно целью преобразования сознания и методом достижения этой цели.

В позднемахаянской эпистемологической традиции Будда в качестве источника истинного знания (pramanabhntam) соединяет в себе такие важнейшие предикаты, как «исключительность в причинах» (hetusampat) и «исключительность в результатах» (phalasatnpat) [4]. Первый (hetusampat) предикат объединяет в себе критерий духовной пользы и критерий истинности, т. е. Будда добивается пользы для всех живых существ (jagaddhitaisita), пребывая одновременно в состоянии Учителя истины (sastratva). Второй предикат (pha¬lasatnpat) также содержит в себе двойной критерий — нирваническое, просветленное состояние Будды (sugatatva) и его способность спасать и защищать живые существа (tayitva).

Учение Будды — четыре благородные истины, изложенные «в соответствии с действительностью»,— это разъяснение сути сансары и указание на метод избавления от страдания» на необходимость ориентации сознания на обретение нирваны.

Первые три «благородные истины» учения — истина страдания (sarvam duhkham), истина возникновения страдания (samudaya satya) и истина прекращения страдания (nirodha satya) раскрывают сущность сансары и функционирование человека в ней. Каждый человек существует в мире, где господствует причинно-следственная зависимость. Страдание (duhkha) вследствие неудовлетворенности своим существованием выдвигается буддистами в качестве базовой характеристики человеческой жизни.

Эмпирический индивид не располагает никакими средствами для противостояния внешней объективной изменчивости в силу субъективной односторонности своего эгоцентрированного сознания. Страдательное положение претерпевания в сфере действия причинно-следственных зависимостей определяется доктриной как сансара (samsara— бесконечный круговорот рождений и смертей).

Выявляются и причины страдания, или пребывания в состоянии претерпевания: действия, последствия которых человек не может полностью контролировать, и аффекты (ktesa), загрязняющие сознание, препятствующие истинному постижению действительности.

Прекращение страдания — прекращение действия причинно-следственных факторов, т. е. радикальная трансформация исходного сансарного состояния.

Четвертая «благородная истина» — пути (margasatya) — обобщенное описание практики преобразования индивидуальной психики для обретения нирванического состояния. Необходимо отметить неразрывную связь религиозного уровня системы и уровня буддийской dhyana. Реализация религиозной прагматики могла быть осуществлена только посредством индивидуальной практики йогического сосредоточения. Именно эти совершенства Будды «для самого себя» были обретены им в результате практики йогической медитации, буддийской dhyana. Таким образом, путь (marga) и есть указание на необходимость направленного изменения сознания как центрального фактора. Это — указание на первостепенную важность очищения сознания от элементов аффективной примеси (kleia) и в итоге—на полное прекращение индивидуально-психологического опыта (apratisamkhyanirodha).

Делитесь в соцсетях!