7 Образования ~> Сознание

Изучить многое, быть умелым в ремесле, хорошо обученным в дисциплине, говорить правильное – это величайшее благословение.

Будда Махамангала сутта (Снп. 2.4) [30]

Пемасири Тхера: Мышление, знание, ум, сознание, одна из пяти совокупностей – термин viññāṇa используется во множестве понятий с зачастую перекрывающимся смыслом, что не позволяет быстро ухватить его смысл. Где находится твоя viññāṇa, твое сознание?

Дэвид: Я думаю, что в моем мозге, но мне говорили, что оно в моем сердце.

Сознание не находится ни в твоем мозге, ни в твоем сердце. У него нет одного фиксированного местоположения, подобно тому, как нет такого фиксированного местоположения у музыки. В сутте “Лютня” (СН 35.246) [31] вы можете прочитать о царе, который тщетно искал, где в лютне находится музыка. И хоть он разломал лютню на мелкие части, но так и не смог найти место, откуда пришла музыка. Его министры пытались ему объяснить, что для музыки требуется музыкант, который бы на лютне играл. Без умелого музыканта, лютни и игры музыканта на лютне не будет никакой лютневой музыки. Это справедливо и для возникновения сознания. Сознание возникает только тогда, когда вместе собираются правильные условия. И эти правильные условия? Когда одна из наших дверей восприятия испытывает соответствующий восприятию объект, при этой двери восприятия возникает сознание.

Поскольку у нас есть шесть дверей восприятия, возникает шесть типов сознания:
• Сознание глаза, cakkhu-viññāṇa
• Сознание уха, sota-viññāṇa
• Сознание носа, ghāna-viññāṇa
• Сознание языка, jivhā-viññāṇa
• Сознание тела, kāya-viññāṇa
• Сознание ума, mano-viññāṇa

В виду того, что наши глаза и уши испытывают объекты как удаленные, так и близкие, эти две двери восприятия порождают сознание чаще, чем наши нос, язык и тело, которые могут испытывать лишь близкие объекты. А если сравнивать глаз или ухо, то скорее глаз порождает сознание чаще, чем ухо. В целом, однако, наши сердца порождают сознание чаще всех, и поэтому говорится, что сознание имеет основание в сердце.

Я не вижу сердца в вашем перечне.

Сердце, по мнению некоторых, является местом, где возникает сознание ума. Подобным образом, как глаз, ухо, нос, язык и тело являются местом, где мы испытываем материальные объекты, сердце считается местом, где мы испытываем объекты умственные. Сердце называется – hadaya vatthu. Оно знает воспринимаемые объекты – видимое, звуки, запахи и т. д. Когда одна из наших дверей восприятия испытывает свой воспринимаемый объект, при этой двери возникает сознание, а так же и при сердце, в двух местах. Каждый раз, когда восприятие отпечатывается на одной из ваших пяти дверей восприятия материального, так же возникает отпечаток и на вашем сердце. Когда наше ухо испытывает звук, возникают оба – и сознание уха, и сознание ума. Почтенный Маха Каччана дал хорошее объяснение этого процесса в сутте Медовик (МН 18) [32]

Когда двери восприятия, объект восприятия и сознание дверей восприятия соединяются, то в уме наличествует контакт, phassa. И там, где есть контакт, чувства возникают. Считается, что сознание расположено в районе сердца, потому что сознание возникает в вашем сердце каждый раз, когда сознание возникает при одной из пяти материальных дверей восприятия. Даже когда ваши двери восприятия не испытывают объекты восприятия, как, например, когда вы спите или находитесь в коме, сознание, эта bhavanga, возникает в вашем сердце. Материальные двери восприятия являются местом, где существует лишь вероятность возникновения viññāṇa, лишь вероятность возникновения сознания, потому что чтобы объект испытать, сознание обязательно должно быть направлено к этому объекту. Например, у вас полностью работоспособные глаза и вы испытываете визуальный объект. Вы видите нечто. Однако, когда вы направляете свою viññāṇa к другой двери восприятия, может быть к своим ушам, носу или языку, вы не осознаете ничего видимого.

Мы относительно легко можем обсуждать формы сознания для глаз, ушей, носа и языка, но если мы хотим понять viññāṇa ума или viññāṇa тела, то нам необходимо изучать тексты. Ум и тело несколько сложнее, чтобы вот так же быстро их осмыслить. Термин mano, к примеру, почти неотделим от термина viññāṇa. Оба используются для обозначения ума. Тем не менее, в выражении mano-viññāṇa, где они используются совместно, ум – это один термин, а сознание – другой. “Mano” используется в значении “распознавание” или “измерение” в том же смысле, в каком “глаз” используется в “сознании глаза”, в cakkhu-viññāṇa. Mano-viññāṇa возникает из-за прошлой rūpa, материальности, или из-за планов на будущее. В Большом разделе Самьютта Никая (СН 45-56), Будда утверждает, что citta, mano и viññāṇa даже могут использоваться как синонимы. Уловить все нюансы в различии этих терминов сложно, и мне не очень важно, чтобы вы эти нюансы понимали. Куда более важно для вашей практики, чтобы вы понимали общую концепцию о причинах, благоприятных условиях и следствиях.

Я бы все равно увяз и потерялся в тонких различиях.

Может быть. Постарайтесь следовать своим умом за тем, что говорю; постарайтесь удерживать ум на том направлении, которое я задаю. Хорошо?

Я стараюсь быть внимательным, потому что похоже, что вы считаете это столь важным для моего понимания.

Viññāṇa имеет три качества:
• Знание
• Рождение
• Смерть

Сознание имеет качество vijānāti, что означает “знать” или “сознавать”. В момент полного созревания образования, saṅkhāra, сознание знает это образование, порождает ментальность-материальность и затем сознание умирает. Этот момент знания и рождения и смерти – это момент сознания. Как мать, которая умирает немедленно после рождения ребенка. А не так, что она рожает ребенка, а после она снова рожает другого ребенка. Нет. Как только новорожденный появился на свет, в этот самый момент рождения ребенка мать умирает, немедленно.

Saṅkhāra образуют и связывают. Они образуют и связывают наши чувства, восприятия и т. д. вместе в единый объект опыта. Как только все различные явления связаны друг с другом, сознание знает этот объект, следствие возникает, и сознание умирает. Saṅkhāra бесконечно образуют и связывают. Образуют, образуют, образуют. Связывают, связывают. В момент достижения образованием своего пика, когда оно полностью готово, сознание знает это образование, давая рождение ментальности-материальности. Это чрезвычайно сложный процесс. Подобно птичьему гнезду, из которого пучки торчат во всех возможных направлениях, в зависимости от множества причин и условий ментальность и материальность человеческой жизни обретает бытие. “Посредством нашей жажды, самомнения и воззрений, – говорил Будда, – мы объединяем различные причины и условия и производим ментальность-материальность”. Сознание выполняет ту роль, что оно знает всё то, что причины и условия связывают вместе. Чувства, восприятия, неведение, ментальность и материальность, бесчисленные умственные образования – много-много различных явлений связываются воедино и образуют единый объект, который затем знает сознание. Образование и связывание и знание. Все, что связывается воедино, сознание просто знает как объект.

НЕАКТИВНОЕ

О сознании всегда сложно говорить, потому что оно не имеет собственных активных или неотъемлемых свойств. Не смотря на то, что почти все другие учителя говорят, что сознание очень активно, сознание неактивно. Оно пассивно. Наверное, я единственный учитель, который говорит, что сознание неактивно.

Да. Один учитель сказал мне, что ум имеет две стороны – одна активная, а другая пассивная. Интеллект с его слов является активной стороной ума, потому что интеллект работает с мыслями, концепциями и словами. Он знает рождение и смерть. Интуиция же является пассивной стороной ума, потому что здесь наличествует только знание.

Если этот учитель заходит так далеко, что говорит о свойств viññāṇa как о чем-то фиксированном, то он приравнивает ее к душе. Сознание не является активным; оно не имеет фиксированных свойств. Оно неактивно, так как только знает то разное, что временно объединяется для образования объекта. Вчера, например, у нас на обед было кислое карри. Сознание знает, что это карри было кислым на вкус, но это чувство испытывало кари как довольно приятное, и это восприятие воспринимало его как кислое. Наше сознание не имеет никакого отношения к переживанию опыта кислого карри. Сознание только знает наши чувства и восприятия относительно карри и затем сознание умирает.

Очень полезный пример.

Полностью завися от чувств, восприятий, постоянно изменяющихся ментальных и материальных образований, свойства сознания так же постоянно изменяются. Со знанием объекта возникает новый опыт, и одновременно с этим сознание умирает. Впоследствии новые чувства, новые восприятия и новые образования возникают, связываются и образуют другой объект, который опять знает сознание. С рождением нового опыта, сознание снова умирает. Этот процесс знания, рождения и смерти занимает миллиардную долю секунды, а может и триллионную долю секунды. Этот процесс повторяется снова, снова и снова. Он бесконечен.

Что происходит с моими чувствами и восприятиями?

Когда сознание знает ваши чувства и восприятия, оно дает рождение новому опыту, и все ваши старые чувства и восприятия прекращают существование. Как только ваши старые чувства и восприятия умирают, ваше старое сознание так же умирает. Вы постоянно испытываете новые чувства, новые восприятия и новые моменты сознания. Хотя вы чувствуете, что испытываете всё тоже старое сознание, что оно непрерывно и постоянно, но это не так. Нет. Наоборот, вы неоднократно испытываете новые и разные моменты сознания. Полностью новые чувства и полностью новые восприятия возникают постоянно, и ни одно из них не длится даже секунду.

Любой мужчина или женщина, имеющий мудрость, осознает, что каждый момент в их жизни, каждое переживание являются полностью отдельными от любого другого момента и переживания в их жизни. Они видят, что причины порождают следствия, что эти переживания возникают и затем умирают. Жизнь видится как постоянный поток переживаний от момента к моменту. Какие бы полезные или вредные поступки не были совершены здесь и сейчас в этой жизни, мудрый человек знает, что результаты этих поступков так же переживаются здесь и сейчас. Он или она знают, что живое существо является лишь одним умственным моментом сознания, одним моментом в потоке или в птичьем гнезде из умственных моментов. Вот и всё. Один момент. Вы так же можете свериться с суттами СН 22.79 [33] и СН 9.1134.

Вы излагаете эти учения довольно ясно, но я всё еще не уверен, почему я должен упорно пытаться разобраться во всем этом.

Поскольку у вас есть необходимость и желание по отношению к этим учениям, то я пытаюсь вас подтолкнуть к их пониманию.

ВЗРЫВ

Несмотря на свою неактивность, сознание производит значительные следствия. Нитроглицерин, взрыватель и искра – когда составляющие динамит элементы соединяются, происходит взрыв, и здания в том районе разрушаются. После взрыва ничего не остается от динамита и ничего не остается от взрыва. Тем не менее, этот взрыв произвел далеко идущие последствия: множество зданий было разрушено. Сознание действует таким же образом, как и взрыв. Чувства, восприятия и умственные образования – когда эти три стандартных элемента объединяются вместе как объект, как образование, сознание знает это образование, и возникает ментальность-материальность. Вот ментальность-материальность. После того, как сознание знает это образование, от наших старых чувств, старых восприятий и старых умственных образований ничего не остается. И ничего не остается от этого отдельного мгновения сознания. Оно умирает. И хотя сейчас от него уже ничего не осталось, тот момент сознания произвел ментальность-материальность, подпитывая цикл saṃsāra.

До этого момента я не понимал, что такая важность понимания всех этих сложных взаимосвязей – это для того, чтобы вырваться из saṃsāra.

Да. Как я говорил ранее, постижение неведения, avijjā, происходит постепенно. Мы должны прорубать наш путь через колючие заросли, что сложно и требует времени.

Следствия, производимые последовательным возникновением сознания, похожи на рост баньяна. Дерево начинает свою жизнь как одно чрезвычайно маленькое семя, посаженное в землю. Семена баньяна так малы, что вы едва их увидите. Но из одного маленького семечка вырастает огромное дерево, раскидывая вокруг свои ветви как щупальца, и они тоже пускают корни. Одно дерево баньяна может покрыть много акров земли. Глядя на огромный баньян, мы спрашиваем себя: “А где же то семя?” И очевидно, что то семя не может быть найдено, но могут возникнуть новые семена. Подобным образом наши жизни как человеческих существ начинаются, когда сознание перерождения возникает наряду со сгустком в утробе нашей матери, связывая нашу прошлую камму с нашей новой каммой. Это было первое сознание нашего текущего рождения. Вы не можете назвать ребенком ту минутную сущность, существовавшую в утробе матери в те первые несколько мгновений. Но с этого микроскопического начала мы выросли в то, чем являемся сегодня. Сознание снова и снова продолжало знать возникающие образования, что дало рождение нашей постоянно развивающейся ментальности-материальности. Сознание может продолжить давать рождение нашей ментальности-материальности еще 70 лет или больше. А сейчас? Где ваш первый момент сознания? То сознание перерождения? Мы не можем его найти.

Может ли компьютер иметь сознание?

Это должен быть ходящий и разговаривающий компьютер. Он не может быть стационарным. Может быть робот. Да. Поскольку процесс возникновения сознания – это процесс hetu-phala, причин и следствий, поэтому, если наличествуют подходящие причины, то некоторый вид сознания возникнет. Я не думаю, однако, что этот пластик, стекло и электроника являются подходящими причинами и условиями. Тем не менее, когда-нибудь, если ученые откроют субстанцию, которая похожа на ту rūpa, в которой обычно возникает сознание, то сознание может возникнуть в этой искусственной субстанции, возможно в виде компьютера. Это вероятно. Это не противоречит учению Будды.

Я допускаю, что практически всё, за исключением сознания, может быть создано наукой. Viññāṇa не может быть создана. Ученые не создают сознание. В управляемой среде, часто в лабораторной пробирке, ученым иногда удается создать правильные условия для возникновения сознания, и затем случается так, что сознание возникает. Это возникновение сознания происходит случайно. Ученые лишь создают правильные условия, они не создают возникающее сознание. Несколько лет назад ученые клонировали овцу и назвали ее Долли. Не делая различий между сознанием и материальностью, некоторые ученые пришли к выводу – “Мы теперь можем создавать млекопитающих, подобных людям”. Они предполагают, что они могут создать сознание. Но они ошибаются. Это предположение происходит из неведения и жажды. Никакие выводы о сути сознания не могут быть сделаны из факта возможности клонирования животных. Ученые только помогли привнести материальность, rūpa. Ничего более. И Долли умерла.

Почему сознание возникает только случайно?

Случайно – это значит, что существо рождается из влаги, в отличие от рождения из утробы или спонтанного рождения. Мне не очень интересно это обсуждать. Допустим, эта штука, которую мы называем человеческим существом, функционирует как машина, может быть как ваш компьютер. Единственное различие между вами и вашим компьютером – это ум, понятие полезного и вредного. Все остальное у вас точно так же, как и у вашего компьютера, машины. Мы только должны принимать во внимание это полезное и вредное в происходящем, в том, что мы думаем и делаем. До тех пор, пока эта машина функционирует, не причиняя вреда другим машинам, другим живым существам, этого более чем достаточно.

В Абхидхамме перечислено 89 различных видов сознания. Должен ли я изучать Абхидхамму?

Да, изучайте. Только убедитесь, что вы изучаете Абхидхамму и сознание в более широком контексте учения Будды о страдании и о прекращении страдания; не изучайте Абхидхамму, как изолированный академический предмет. Это напрасная трата времени. И когда вы будете готовы учиться, действительно готовы, я вас обучу и проясню любые ваши сомнения.

Это не приведет лишь к моему замешательству? Абхидхамма похоже далеко за пределами моих мыслительных способностей.

Абхидхамма не за пределами ваших возможностей, и я бы удивился, если ее изучение привело бы к какому-либо существенному замешательству. В конце концов, я ведь справился с Абхидхаммой! А небольшое замешательство – это полезно, хороший способ учиться, так как вам будут необходимы обсуждения с медитирующими, имеющими твердое ее понимание. Подойдите к Абхидхамме как практическому учению.

Сколько бы мы ни говорили о сознании, мы можем продолжать говорить и говорить о нем. Нам необходимо сместить наше внимание прочь от вредных объектов и направить его к объектам полезным.

Вы предполагаете, что я знаю разницу между полезным и вредным. Тем не менее, я этого не знаю и трачу много усилий на попытки отличить одно от другого.

Вредное, akusala на Пали, означает, что вы действуете вопреки вашим интересам. Вы сам себе злейший враг. Вместо того, чтобы следить за собственным благополучием, вы вовлекаетесь во вредные поступки, которые увеличивают ваше страдание здесь и сейчас, и могут даже привести к будущему несчастливому рождению. Напротив, полезное, kusala, означает, что вы вовлекаетесь в тот вид деятельности, который в ваших интересах. Вы уменьшаете ваше страдание прямо здесь и сейчас, и, возможно, обретете счастливое перерождение в будущем, может быть как дэва или снова как человек. Не как животное. Это полезно – быть щедрым, добрым и сострадательным. Мы знаем это. И это вредно – гнаться за чувственными удовольствиями, которые мы находим в нашем мире сферы восприятий. Это не должно быть новостью.

Когда мы смещаем наше внимание прочь от объектов мира сферы восприятий к объекту мира сферы тонкой материи, наши помехи подавляются, и мы входим в тонкоматериальные jhāna. Возникает samādhi. А затем, когда мы смещаем наше внимание прочь от объекта тонкоматериальной четвертой jhāna и направляем его к сфере безграничного пространства, возникает сфера безграничного пространства. Развиваясь далее, внимание затем смещается прочь от безграничного пространства к безграничному сознанию, затем от безграничного сознания к отсутствию всего, и, наконец, от отсутствия всего к ни восприятию ни не-восприятию. Если мы не направим наше внимание к объектам тонкоматериальных и нематериальных миров, более высокий уровень ментальности тонкоматериального и нематериального миров не возникнет – этого невозможно будет достичь. Даже возникновение сферы ни восприятия ни не-восприятия было недостаточно для Будды, так как два вопроса оставались без ответа – “Что является kusala и что является akusala? Что является полезным и что является вредным?” Так Будда оставил своего учителя Алара Калама, чтобы найти более удовлетворительное достижение. В конце концов, ответил ли он на свои вопросы? Нашел ли он более удовлетворительное достижение? “Да, – сказал Будда. – Это достижение прекращения – nibbāna”.