4 Зависимое возникновение и благоприятные условия

your quote hereТак я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И затем, когда наступила глубокая ночь, некое божество поразительной красоты, осветив всю рощу Джеты, подошло к Благословенному, поклонилось ему, встало рядом и обратилось к Благословенному в стихах:

your quote here«Многие дэвы и люди, жаждущие добра, размышляли о благословениях. Молю, поведай мне о высшем благословении!» Махамангала сутта (Снп 2.4). [15]

Пемасири Тхера: Во времена Будды мудрые люди верили в kamma-vipāka, что означает, что они верили в то, что их хорошие поступки приводят к хорошим результатам, и что их плохие поступки приводят к плохим результатам. Так как они уже верили в kamma-vipāka и не вовлекались в большое количество плохих и akusala поступков, то Будде не нужно было учить этих мудрых людей о kamma и результатах kamma. Даже jhāna – это проявление kamma. Наличие подобной веры в kamma-vipāka является необходимым условием для понимания процесса зависимого возникновения. Если вы не верите в наличие связи между вашими поступками и их результатами, вы никогда не сможете увидеть реальность причин и следствий, hetu-phala, не говоря уже об осознании процесса зависимого возникновения. Это невозможно. И когда мы говорим о виденье причин и следствий, hetu-phala – это виденье знания пути.

Дэвид: Разве вы мне только что не сказали, что учение о зависимом возникновении – это, по определению, о связи между причинами и их следствиями? Поступками и результатами? Это сбивает с толку.

Нет, все в порядке. Действительно, если вы верите, что между вашими поступками и результатами ваших поступков есть очевидная взаимосвязь, kamma-vipāka, то вы на правильном пути к пониманию причин и следствий, hetu-phala. Мы пытаемся выйти за пределы примитивного воззрения – веры в то, что одно грубое действие приводит к одному грубому результату, и пробуем более зрелое воззрение, под которым понимается изучение той роли, которую играют благоприятные условия. Учение о зависимом возникновении- это о причинах, благоприятных условиях и следствиях. Это не так грубо и упрощенно. Необходимо принимать во внимание благоприятные условия. Зависимое возникновение – это сложный процесс со множеством благоприятных условий, оказывающих влияние на наши поступки – эти причины – самыми разными способами, какие только можно себе представить. Почитайте сутту “Горн из морской раковины” (СН 42.8) [16], в которой Будда рассматривает неправильные воззрения о kamma-vipāka.

Продолжаясь, в зависимости от различных причин и условий, следствия воплощаются в жизнь. Например, должны присутствовать благоприятные условия для семени манго, чтобы оно развилось в плодоносящее дерево манго. Почва, вода и питательные вещества не являются ни причинами, ни следствиями – это условия. В зависимости от этих благоприятных условий, семя развивается и в итоге становится плодоносящим деревом. Это семя – это исходная причина; почва, вода и питательные вещества – это благоприятные условия; а плоды манго – это следствия. Плоды манго существуют в зависимости от всех этих условий сложившихся вместе правильным способом. И, как вы так же могли заметить, почва, вода и питательные вещества – это так же следствия сами по себе, следствия, которые появляются благодаря другим причинам и условиям.

Поскольку семя является причиной, то почему дерево не является следствием?

Дерево не является следствием, потому что оно развилось из семени. Дерево – это лишь изменение свойств семени, таким образом оно всё еще часть причины. Плод манго является следствием, потому что он отрывается от дерева. Какое бы состояние или феномен не возникли – это не является следствием до тех пор, пока не отделилось от породившей его причины. Мы видим манго на дереве и совершаем ошибку, принимая его за следствие. Это не следствие. Пока манго остается на дереве, оно не является следствием. Следствия возникают в промежутке между двумя причинами. В то время как плод манго во время падения с дерева на землю еще находится в воздухе, он является всецело следствием. Как только он упал на землю – это манго уже больше не следствие. Это новая причина – причина, которая может привести к появлению другого дерева, которое принесет еще больше плодов манго.

Стадия развития следствия отличается от стадии полностью развитого следствия. На стадии развития следствие не является полностью действующим. Оно находится где-то посреди процесса, который приводит к результату. Здесь есть пока только возможность произвести следствие. Ни цветок дерева манго, ни его незрелая завязь не являются плодом манго. Чтобы плод манго возник как следствие, он должен стать завязью, вызреть, а затем упасть с дерева. Когда мы говорим о следствиях, то имеем в виду полностью развитые и действенные следствия. Они уже сами по себе. Молоко, например, может быть преобразовано в творог. Но если мы просто зальем молоко в емкость, это само по себе не сделает его творогом. Нет. Мы должны добавить подходящие бактерии. Молоко – это исходная причина; емкость и бактерии – это благоприятные условия; молоко свертывается; и в итоге у нас есть вкусный творог. Следствия всегда происходят постепенно. Все мы были зачаты в утробе нашей матери. Наша мать – это причина или следствие?

Утроба – это условие, с яйцеклеткой и сперматозоидом в качестве причин.

Вы отчасти правы. Сознание перерождения, paṭisandhi-viññāṇa, возникающее в утробе матери является первой причиной для рождения ребенка. Утроба матери, яйцеклетка матери, сперматозоид отца – всё это благоприятные условия. Неправильно говорить, что зачатие происходит только потому, что женщина и мужчина имеют половое сношение. Это не причина. Половой акт является только благоприятным условием. Ребенок, как следствие, постепенно развивается из эмбриона, и затем, через три месяца, в плод. Ни эмбрион, ни плод не являются ребенком, потому что всё еще находятся внутри утробы, всё еще соединены с исходной причиной. Когда сущность в утробе полностью развита, рождается ребенок.

Хорошо, а когда сознание перерождения нисходит в утробу женщины?

Сознание никуда не нисходит. В зависимости от определенных условий сознание возникает. После того, как у женщины с мужчиной был секс, может пройти вплоть до двух недель, прежде чем сознание перерождения возникнет вместе с некоторым сгустком в утробе, соединяя прошлую камму с новой каммой. Это зачатие. Когда именно зачатие происходит – это зависит от потребностей новой сущности; зачатие не зависит от потребностей матери или отца. В момент зачатия материальность уже присутствует в утробе. Во время секса мать предоставила яйцеклетку, а отец – сперматозоид. Яйцеклетка и сперматозоид – это материальность; это элементы – земля, вода, огонь и воздух. Из этих элементов сгусток таких же элементов постепенно развивается в утробе.

В сутте Индака в Самьютта Никая (СН 10.1) [17] Будда разъясняет яккхе Индака свойства этого сгустка в утробе. На ранней стадии развития этот сгусток лишен сознания, подобен растению. Сознание перерождения является первым сознанием этой новой жизни. Когда оно умирает, новое сознание, связанное с новым рождением, возникает, а затем оно тоже умирает. С возникновением и смертью еще двух или трех моментов сознания, ментальность-материальность, соединенная с новым рождением, наконец производится каммой и умом. В некоторых буддийских традициях сознание перерождения рассматривается, как нисходящее в утробу во время полового акта между мужчиной и женщиной. Яйцеклетка, сперматозоид и сознание все вместе попадают в утробу ровно в одно и тоже время. Это не имеет смысла, так как в таком случае сознанию перерождения пришлось бы бродить вокруг, как какому-нибудь призраку, в ожидании, пока мужчина и женщина не займутся сексом.

Это объяснение процесса рождения далеко не полное. Например, сперматозоиды до того момента, пока один из них не станет условием – это следствия. Когда сперма вышла из мужчины и еще направляется к яйцеклетке, она является следствием. Как только один из сперматозоидов соединился с яйцеклеткой, он уже больше не является следствием. Причины. Условия. Следствия. Здесь происходит целое сочетание событий. Вам придется прийти еще раз для более полного обсуждения!

СЛЕДСТВИЯ ОТДЕЛЕНЫ ОТ СВОИХ ИСХОДНЫХ ПРИЧИН

Следствия всегда отделены от своих исходных причин. Результаты отделены от действий. Дерево манго производит фрукт манго. С помощью подходящих причин и условий манго постепенно развивается и созревает. Когда плод манго полностью созрел, он падает с дерева и разрушает с деревом связь. Этот плод манго является отдельной сущностью. Таким же образом, после девяти месяцев развития в утробе вашей матери, вы покинули ее чрев и разорвали связь с вашей матерью. На данный момент вы принимаете как должное тот факт, что у вас нет ничего из ментальности или материальности вашей матери. Вы являетесь полностью уникальной личностью, полностью отдельной от своей матери. Более того, когда вам было восемнадцать, с вашей матерью случился инсульт, и она умерла. Несмотря на тот факт, что вы ничего не могли сделать, чтобы предотвратить ее смерть, вы все равно чувствовали печаль. Это в сущности существ испытывать печаль, когда умирают их друзья и родственники. Но печаль, которую вы испытываете сейчас, отделена от смерти вашей матери. Она умерла более 30 лет назад.

То что мы переживаем сейчас, всегда отделено от того, что мы переживали в прошлом. Как плод манго и дерево манго, следствия наших поступков постепенно созревают, пока не становятся полностью созревшими и действенными. К тому моменту, когда следствие становится полностью действенным, это следствие больше не имеет никакой связи с исходной причиной. Результаты, эти vipāka, которые оказывают влияние на нашу жизнь как взрослых, не только отделены от той каммы, которую мы произвели, когда были детьми, но они так же совершенно отличающиеся. Плод манго не является тем же самым, что и исходное семя манго. И как только умственные образования возникают, эти умственные образования уже не связаны с тем неведением, которое привело к их возникновению. В конце концов, когда следствие полностью развито и существует само по себе, оно более не связано со своей исходной причиной. С потерей исходной причины, мы испытываем только следствие. Несмотря на то, что эта изначальная причина не соединена со своим конечным следствием, здесь всё еще присутствует некая причина, и этой причиной является ее владелец.

Так как следствие отделено от причины, то может быть мне рассматривать следствие как нечто само по себе? Я не думаю, что мое прошлое может дотянуться до настоящего и вызывать здесь следствие. Пожалуйста, объясните.

У Элизабет было четверо детей. Какие бы поступки ее дети не совершали, они являются владельцами этих поступков – Элизабет не может владеть поступками своих детей. Опыт ее детей – это опыт ее детей. Элизабет, исходная причина, исчезает, и дети, плоды, испытывают свои собственные эмоции – любое счастье, грусть или что угодно. Соединяя между собой разные объекты, мы создаем совершенно новые объекты. Например, кирпичи, песок и цемент – это всё разные объекты. Сами по себе они не являются хижиной для медитации. Но соединяя их вместе, мы строим много хижин. Аналогично, эта составная сущность того, что мы обычно называем собой, наши умы и тела, являются суммой пяти совокупностей цепляния, pañc’upādānakkhandhā – совокупностью чувств, восприятий, умственных образований, сознания и материальности. Соединяя воедино причины для возникновения этих пяти совокупностей цепляния в одном моменте, эти пять совокупностей переживаются в следующем моменте как самость.

Я всё пытаюсь понять, зачем мне нужно стараться понять зависимое возникновение. Влияет ли оно на мой ум, мои взгляды и решения?

АКТИВНЫЕ УМЫ

Наши умы очень активны. Мы постоянно создаем множество умственных образований, saṅkhārā. Когда мы создаем полезные умственные образования, полезные следствия возникают. Когда мы создаем вредные умственные образования, вредные следствия возникают. Умственные образования возникают на одном из трех уровней: неясные и слабые, воля и каммические. По причине того, что неведение приводит в действие нашу жадность, отвращение и заблуждение, мы держимся за неясные и слабые умственные образования, – и под неясными и слабыми я имею в виду – gāha, maññanā, papañca, исходящие от прошлых saṅkhāra, – и мы постепенно развиваем наши неясные и слабые умственные образования в четко сформированные умственные образования, называемые волей, cetanā, и уже с возникновением воли может произойти следствие. Затем, с развитием воли, возникает камма, и в этот момент камма уже полностью исполнена и пережита. Мы даже можем найти слова Будды, где в определенных случаях он говорит: “Воля – это камма”. Когда мы говорим об умственных образованиях, saṅkhārā, нам всегда приходится упоминать волю и камму. Saṅkhārā, cetanā, kamma – все три должны обсуждаться вместе, как одна тема.

При поддержке подходящих условий, причины всегда приводят к возникновению следствий. Как мы говорили ранее, при достаточном количестве хорошей почвы, воды и питательных веществ, деревья манго принесут плоды. Подобным же образом при поддержке нашего неведения мы развиваем наши неясные и слабые умственные образования в волю и камму. Однако, без поддержки подходящих условий причины не породят следствия. Без хорошей почвы, воды и питательных веществ семя манго не вырастет в сильное плодоносящее дерево, семя будет лежать на земле и гнить. Без должного питания матери не могут родить здоровых детей, даже пусть они и вынашивают плод в течение девяти месяцев. Без благоприятных условий младенцы не вырастут во взрослых, они могут быть даже мертворожденными или умереть вскоре после рождения. Только лишь наличие причины не дает гарантии, что соответствующее следствие возникнет. Конечно, наше неведение сильно и укоренилось глубоко. Тем не менее, без подмешивания нашего неведения к неясным и слабым умственным образованиям, большая часть наших неясных и слабых умственных образований покидает наш ум так же быстро, как и входят в него. Они умирают. Камма не может возникнуть до тех пор, пока мы не развили наши неясные мысли до уровня воли.

Вы говорили, что следствия возникают постепенно. Значит ли это, что у меня есть время вмешаться?

Вы не должны развивать такие мысли, которые вызывают у вас так много проблем. Существует тесная связь между вашими намерениями и следствиями, которые вы переживаете. Мы должны двигаться дальше. И хотя следствие в конечном итоге отделено от своей причины, его сила прямо пропорциональна силе его причины. Как высоко камень взлетит в воздух зависит от того, как сильно мы его подбросим. Аналогично, каким бы образом и в какой бы мере не возникло наше неведение, наши умственные образования возникнут таким же образом и в той же мере. Ведомый его или ее неведением, умелый практик медитации использует специальный метод для выхода за пределы миров сферы восприятия и тонкой материи. Если его или ее ум направлен только к нематериальным мирам, то в качестве следствия возникнет полезное образование “невозмутимость”. Невозмутимость является четвертой jhāna и нематериальным достижением.

Медитирующий вызывает возникновение невозмутимости из-за неведения?

Да. Как только полностью действенное следствие возникает, оно просто осуществляется в течении определенного времени. Медитирующий еще не обрел путь. Медитирующий все еще в мире мирского опыта, lokiya dhamma, а раз так, то он или она все еще способны вызывать следствия сейчас или в следующем рождении. Только арахаты свободны от следствий. Почитайте главу о страдании в Нидана Самьютта из Самьютта Никая (СН 12.51-12.60) [18]. Подброшенный нами камень может оставаться в воздухе несколько секунд; люди часто живут по 80 лет; сильные практики медитации могут испытывать образование невозмутимость часами; а если вы проводите благотворную и полезную жизнь, то можете переродиться как дэва, живущий в счастливом и восхитительном мире тысячи лет. Достигните anāgāmi и испытывайте образование невозмутимость целую вечность.

Исполнившись полностью, следствие умирает. Не важно как сильно мы подбросим камень в воздух, в конце концов он упадет на землю. В тот момент, когда одно следствие исчерпывает свою силу и умирает, в силу вступает другая причина. Вступает в силу много причин. С возникновением последующих причин и при поддержке подходящих условий возникает еще больше следствий, которые осуществляются непрерывно, пока не закончится их жизнь тоже. Они умирают. Еще больше причин вступает в силу, приводя к еще большему количеству следствий. Этот цикл повторяется и повторяется. Хотя оно часто рассматривается в виде неразрывной цепи, зависимое возникновение больше похоже на птичье гнездо из пучков причин и следствий, появляющихся и исчезающих в во всех возможных направлениях. Это сложно.

В некоторой степени я понимаю, о чем вы говорите! Одна причина производит одно следствие?

Нет. Одна причина не производит одно следствие. Причинно-следственная связь не является линейной. Чтобы возникло полностью действенное следствие, другие причины и условия должны его поддерживать. И как только полноценное следствие возникло, оно становится причиной.

Вы говорите, что следствие – это тоже самое, что и причина?

Нет. Но как только следствие возникло, оно становится причиной, частью совокупности из причин и условий – множества взаимосвязей. Как у существа сферы восприятий, живущего в этом мире сферы восприятий, ваш ум очень активен – новые причины и новые следствия возникают постоянно. Viññāṇa, сознание, может возникнуть из-за прошлых причин: что-то появляется в нашем уме, и затем мы об этом думаем. Хотя следствия заканчиваются, мы не положили конец способности нашего ума порождать причины. От временной приостановки причин и условий мало пользы. Во время переживания медитирующим образования невозмутимость, новые следствия не возникают. Это правда. Но после того, как образование невозмутимость прекращает свое действие и завершается, неведение снова выходит на первый план. Возникают новые следствия. Без уничтожения неведения медитирующие не достигают чего-то большего, нежели переживания образования невозмутимость в течении некоторого времени. Это всё, что они делают. Пока есть причины и подходящие условия, возникают и следствия. По причине того, что мы подбираем и подбрасываем камни, они продолжают летать в воздухе; и по причине того, что есть неведение, возникают умственные образования. Камни всегда падают назад на землю. Magga-phala, достижение знания пути – это не камень. Скорее как ракета, умчавшаяся в космос – она не вернется. День достижения magga-phala будет очень хорошим днем.

Аскет Асита (Asita), имевший очень высокие достижения, был счастлив засвидетельствовать почтение младенцу Сиддхартха (Siddhārtha), потому что видел, что этому ребенку было суждено стать просветленным Буддой. Но когда Асита осознал, что его собственная судьба – это перерождение в нематериальном мире до того, как Сиддхартха станет просветленным, счастье Аситы превратилось в печаль. Упуская шанс получить учение от будущего Будды, Асита упускал и шанс достижения того, что лежит за пределами нематериального мира. Эта история о встрече Аситы с Буддой кажется сказкой, потому что Асита мог бы ограничить свое перерождение до перерождения человеком, скажем, через 30 лет спустя, и получить учение у Будды уже тогда. Эта история подразумевает, что Асита сильно цеплялся за нематериальный мир или не имел достаточно уверенности в том, что достигнет арахатства будучи человеком, даже под руководством Будды.

Делитесь в соцсетях!