18 Bhava ~> Рождение

Это действительно прекрасно! Это действительно замечательно! Кто же тут теперь не будет вошедшим в поток, когда Благословенный объявил после смерти Саракани из Сакьев, что тот вошедший в поток, более не привязанный к низшим мирам, с предопределенной судьбой, с просветлением в качестве его предназначения? Саракани из Сакьев был слишком слаб для тренировки, он пил одурманивающие напитки!

Когда мирской последователь долгое время уже как принял прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе, как он может отправиться в низший мир? Если кто справедливо может сказать о ком-то: “Он был мирским последователем, который уже долгое время как принял прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе”, – то это о Саракани из Сакьев можно справедливо сказать так. Саракани из Сакьев уже долгое время как принял прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе, так как он может отправиться в низший мир?

Будда отвечает на сомнения Сакьев – сутта Саракани (СН 55.24) [95].

Пемасири Тхера: В зависимости от bhava рождение возникает. Bhava означает наличие цепляния к каком-то виду существа, в то время как рождение – это возникновение этого существа. Термины на Пали для рождения и существа – это jāti и satta. Jāti – это возникновение satta. Например, в конце вашей прошлой жизни, возможно собакой, живущей в комфорте с людьми, вы прицепились к человеческому виду существа. Человеческое satta состоит из пяти человеческих совокупностей цепляния, pañc’upādānakkhandhā – человеческие чувства, человеческие восприятия, человеческие умственные образования, человеческое сознание и человеческая материальность. Ваше цепляние к человеческим совокупностям в конце вашей жизни привело к возникновению вашего текущего рождения человеком.

Независимо от их вида, все существа цепляются к совокупностям и порождают возникновение рождения. Вы и я тоже имеем это цепляние к совокупностям; мы создаем bhava и рождение различными способами. Иногда мы цепляемся к благотворным и полезным совокупностям, которые ведут нас к рождению людьми, дэвами или брахмами. Иногда мы цепляемся к неблаготворным и вредным совокупностям, которые ведут нас к рождению гадюками и существами адов. В конце этой жизни, вот этой вашей текущей, если вы будете цепляться к акту доброты, то ваше следующая жизнь скорее всего будет человеком. Бодхисатта Сиддхартха Гаутама цеплялся к Бодхи, что привело его к состоянию Будды.

НЕСКОЛЬКО ВИДОВ РОЖДЕНИЯ

Дэвид: Когда я думаю о рождении, то на ум приходят матери и плачущие младенцы.

Мы рассматриваем рождение существ на микро и макро уровнях. В абсолютной реальности зависимого возникновения, рождение, jāti, является мгновенным событием, которое имеет место до и после смерти. Если есть рождение, то должна быть и смерть. В соответствии с bhava, каждый момент происходит новое рождение, за которым следует смерть. Затем имеет место другое рождение, за которым снова следует смерть. Этот рождение-смерть-рождение аспект bhava занимает миллиардную долю секунды. Мы постоянно переживаем новые и разные моменты рождения; новые рождения возникают постоянно. Каждый момент нашей жизни полностью отделен от каждого другого момента нашей жизни. Когда мы соединяем причины, эту bhava, для рождения существа в первом моменте, то в следующем моменте мы переживаем рождение этого существа.

Напротив, макро рождение условной реальности является длительным событием и практически это тоже самое, что обычно известно как жизнь. Рождение начинается с первым появлением в любом виде живого существа в любом мире и оно продолжается на протяжении всего срока жизни этого существа. Ваше рождение как человека началось в момент зачатия в утробе вашей матери. Там произошел сбор воедино яйцеклетки вашей матери, сперматозоида вашего отца, и привязывание сознания. Ваше рождение продолжалось во время развития плода, продолжалось, когда вы пришли в этот мир как ребенок и продолжается сегодня, когда вы развиваетесь уже как взрослый. Москит так же начинает свою жизнь как яйцо. Затем из яйца вылупляется личинка, которая развивается в надоедливого москита. Эти изменения как для вас, так и для москита, являются стадиями развития в рамках этого одного рождения. Бабочка начинает свое рождение как яйцо и затем вылупляется гусеницей. Позже гусеница заворачивается в кокон, проходит стадию превращения и выходит из него бабочкой. Все эти изменения происходят в рамках одного единственного рождения.

ВЛАГА, ЯЙЦО, УТРОБА И СПОНТАННОСТЬ

Первое появление любого существа, любого satta, имеет место либо во влаге, в яйце, в утробе, либо происходит спонтанно. Есть существа, рождающиеся там, где есть влага. Например, несмотря на стерилизацию и охлаждение, молоко является домом для множества рожденных из влаги существ. Мы все знаем сотни видов существ, рождающихся из яиц и утробы. И мы знаем, что мать и отец должны сблизиться, чтобы произошло рождение существ, рождающихся из яйца или утробы. Дэвы и брахмы являются существами, рождающимися спонтанно и, будучи таковыми, они начинают свою жизнь без близости матери и отца. Если в последний момент этой своей жизни вы будете цепляться к форме дэва, если акт сострадания будет той bhava, которая возникнет во время вашего последнего вздоха, то вы обретете спонтанное рождение дэвом в тонкоматериальном мире. Осторожно. Дэвы также претерпевают изменения в рамках рождения дэвом. Как и все существа, дэвы подвержены распаду, смерти и перерождению.

Могут ли люди рождаться всеми этим способами?

Да. Когда соединяются необходимые причины и условия, люди рождаются из влаги, рождаются из яиц и рождаются спонтанно. Критики скажут: “Пемасири сошел с ума. Подобное никогда не происходит в этом мире”. Есть хорошо задокументированный случай рожденного из яйца мужчины, у которого мать была человекоподобной птицей, а отец обычным человеком. Со временем этот мужчина принял высшее посвящение и достиг просветления. Паччека Будда Махападума (Mahāpaduma) родился в лотосе. И из 500 сыновей принцессы Падумавати (Padumavati) один был рожден как обычно из утробы, а 499 были существа, рожденные из влаги, которая возникла из ее плаценты [96]. Рождение существ из влаги должно происходить и в наше время. Но плацента отвергается – и у рождающихся из влаги существ нет шансов на развитие. А куртизанка Амбапали (Ambapāli) была рожденной спонтанно. Когда она только появилась, она выглядела как четырнадцатилетняя. Спонтанно рождающиеся существа всегда возникают на более продвинутой стадии развития, чем существа, рождающиеся из влаги, яйца и утробы. Почему вы смеетесь?

Спонтанное рождение звучит как сказка.

Спонтанное рождение не означает возникновение существа без причин и условий. Нет. Так же, как есть особые причины и условия для рождения из яйца, утробы и влаги, так же есть особые причины и условия для спонтанного рождения. В контексте paṭiccasamuppāda спонтанное рождение существа является точно таким же, как и любое другое рождение существа. В зависимости от bhava рождение возникает.

Вы правда думаете, что я могу родиться гадюкой или существом ада? На что похож ад?

Все мое понимание ада происходит из чтения сутт. Поскольку я знаю, что учения Будды являются истиной, я принимаю то, что говорится в суттах о низших мирах, apāya. Nibbāna – это так же истинно. Я не верю в то, что реальные существа ада рубят друг друга мечами и лезвиями. Я вижу ад как умственное состояние, лишенное приятных чувств. Если и есть существа адов, то они созданы умом. Ад и другие миры могут быть, а могут и не быть реальными.

Существует два отдельных раздела Дхаммы: Дхамма нашего мира, diṭṭha-dhamma, и Дхамма состояний после нашей смерти, samparāyika-dhamma. Diṭṭha-dhamma является Дхаммой настоящего, которое видимо и легко проверяемо. Живя в качестве людей в мире чувственности, kāma-loka, мы видим миры людей и животных. Мы видим причины и следствия в настоящем. Samparāyika-dhamma, напротив, является Дхаммой будущего, которое невидимо и труднопроверямо. Будучи людьми, мы не видим низших миров существ ада и не видим высшие миры дэвов и брахм. Мы просто не знаем, куда мы отправимся, когда умрем. Будущее не видно. Nibbāna так же не видна. И хотя мы сразу и не видим другие миры, но насколько мы уверены в учениях Будды, настолько мы принимаем тот факт, что другие миры реальны и рождение в них после нашей смерти является реальной возможностью.

Я всегда немного боялся попасть в ад.

Как и у вас и у большинства детей, у меня были родственники, которые с добрыми намерениями с ранних лет вложили в меня боязнь ада. Я так же слышал о небесах, других мирах и перерождениях. В эти истории было трудно поверить, потому что я не видел доказательств существования других миров или перерождений. Когда я просил показать мне доказательства, родственники говорили: “Небеса и ад существуют. Перерождение – это факт. Не задавай так много вопросов”.

Затем я услышал, что люди могут принимать рождение животными, и я начал наблюдать за животными у нас дома. У нас была большая черная кошка, которая никому не нравилась, потому что она вечно ловила крыс и приносила их домой чтобы съесть. Могу ли я родиться кошкой или крысой? Животные живут в страхе. Они страдают. У нас так же была большая собака и одна поменьше. Обе собаки, и большая и маленькая, любили свернуться калачиком в одном и том же кресле в гостиной. Будучи дома, большая собака занимала это кресло, а маленькая собачка устраивалась на полу. Чтобы занять это кресло, маленькая собачка хитростью выманивала из кресла большую собаку. Маленькая собачка бегала вокруг нашего дома так, будто туда пытался пробраться незнакомец. Маленькая собачка лаяла и лаяла и лаяла, даже когда лаять было не на что. Большая собака поднималась, чтобы изучить причину шума, а маленькая собачка занимала кресло. Маленькая собачка проделывала этот трюк слишком часто. Сильно разозлившись, большая собака яростно напала на маленькую собачку и почти загрызла ее до смерти.

Видя, что собаки ведут себя как люди, я провел связь между миром животных и людей. Я постепенно пришел к вере в то, что люди могут родиться животными, и таким образом к вере, что я тоже могу родиться животным. В эти дни у меня нет сомнений об истинности kamma-vipāka. Хорошие действия определенно ведут к хорошим результатам, и плохие действия ведут к плохим результатам. Рождение кошкой, крысой или собакой – это плохой результат. Опять же, бывает, что животные куда человечней людей. Как правило, мангусты и кобры – это смертельные враги. Я видел живущих в гармонии мангустов и кобр. И я слышал о тиграх, защищавших оленей. Если животные могут сосуществовать мирно, то почему этого не могут люди?

ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ

Мы очень мало знаем о природе вещей. После смерти моей бабушки по стороне матери, bhūta, выглядевшая точно как бабушка, поселилась в ее бывшем доме. Друзья и соседи постоянно встречали эту bhūta, и большинство верило, что это и есть бабушка. Мало у кого были подозрения, так как bhūta выглядела совершенно нормально. Она одевала тоже сари, что прежде одевала бабушка, и тихо сидела в том самом кресле, которым пользовалась бабушка. Она просто была там, в гостиной. Мои родственники точно знали, что бабушка уже давно умерла, и знали, что существо, которое завладело домом, не было бабушкой. И было несколько жителей деревни, которые знали, что это существо не может быть бабушкой. Это была сложная ситуация. В конце концов мои родственники оставили дом бабушки и переехали в другой дом. Они просто ушли, просто оставили дом bhūta, имитировавшей бабушку. Спустя шесть лет бригада рабочих снесла дом, и до сего времени нового дома на том месте никто так и не построил. На этом участке просто свободная земля. Я недавно спросил соседей о присутствии bhūta, и они сказали, что ее больше там нет. Должно быть bhūta ушла жить куда-то еще.

Что такое bhūta?

У bhūta есть много значений. Здесь я использую этот термин для существ, находящихся за пределами нашего нормального опыта, таких как дэвы, брахмы и голодные духи. В сутте Могучее Собрание из Дигха Никая (ДН 20) [97] Будда описывает видение сотен обычно невидимых существ из множества миров. На этом собрании присутствовали яккхи, наги, птицы гаруда, асуры, зеленые дэвы и красные дэвы, и многие другие. Будучи реальными и живыми, bhūta умудряются выживать без дыхания. Нам для выживания нужен воздух. Bhūta воздух не нужен. И многие из них живут прямо посреди нашего мира, на Земле, глубоко под поверхностью, на дне морей и в вулканах. На реке Нил есть призрак. Люди, которые поклоняются дэвам, куда чаще, чем нет, поклоняются дэвам низшего уровня – тем, которые искусны в jhāna.

Невидимое существо однажды помогло мне найти дорогу. Это было уже в конце дня, когда я и мой приятель бхиккху шли через густые джунгли и умудрились заблудиться. Мы знали, что наша тропа выходит назад к главной дороге, но там была развилка, и мы не знали, поворачивать ли нам налево или направо. Приближалась темнота, и мы пошли налево. Практически сразу мы оба услышали голос с верхушки дерева: “Почтенные, идите другим путем”. Мы последовали совету существа, пошли направо и вскоре попали на главную дорогу, которая шла к месту отшельничества. Люди редко видят или слышат этот вид лесных существ. Его помощь – это было странно и чудесно.

Другое невидимое существо говорило со мной спустя шесть месяцев после смерти Суматхипала На Хими. Я был настоятелем в Медитационном Центре Кандубода, и мы только начали строительство новой кухни. На месте стройки были сложены пиломатериалы. Однажды ночью, будучи в постели, я услышал сверху голос Суматхипала: “Вставай! Почему ты спишь? Люди воруют вашу древесину”. Этот знакомый голос заставил меня подняться. Я подпрыгнул в постели, побежал на стройку и обнаружил людей, воровавших доски. И я увидел дым, поднимавшийся из трубы старой кухни. Почему то существо заговорило со мной? И почему дым поднимался из трубы старой кухни? Это было посреди ночи, не было причин для готовки или дыма. Я не верю, что со мной говорил Суматхипала, так как это значит, что он обрел рождение дэвом. Хотя многие люди видят дэвов как высокоуровневых существ и стремятся к рождению дэвом, я вижу дэвов как существ низкого уровня по сравнению с anāgāmī и достижением полного просветления. Суматхипала должен быть на более высоком уровне, чем дэва.

Если вы расскажете психиатру о видении или слышании существ из других миров и других измерений, этот психиатр скажет, что вы умственно больной, что у вас галлюцинации или бред. Он или она могут вас даже запереть. Необходимо более профессиональное исследование природы обычно невидимых существ.

Мой брат Дональд годами был заперт в различных психиатрических клиниках. У него была шизофрения, и он видел и слышал много необычного.

Некоторые люди, диагностированные как умственно больные, бывает видят bhūta, и некоторые люди, признаваемые здоровыми, так же могут видеть bhūta снова и снова. Если вы видите bhūta, то это знакомая форма. Bhūta могут напоминать близкого друга или члена семьи.

Живя в Ланкийском Центре Медитации Випассана, я вел ежедневное занятие по Дхамме в четыре часа вечера, и его регулярно посещал армейский генерал. Я помню, как однажды генерал приехал немного позже. После выказанного мне уважения, этот генерал извинился и вышел для медитации в малый зал. Он чувствовал, что в этот день для него медитация была важнее, чем посещение занятия. Несколько минут спустя в наш класс так же зашел телохранитель генерала. Ему нужно было переговорить с генералом. Я сказал телохранителю, что генерал медитировал в малом зале в задней части главного зала, и что встретиться с ним там будет приемлемо. Никаких проблем. Телохранитель ушел в малый зал, но спустя несколько минут вернулся. Он сказал, что генерала в малом зале не было. Предполагая, что генерал мог выполнять медитацию при ходьбе, я сказал телохранителю поискать на территории, прилегающей к главному залу. Телохранитель вышел наружу, но снова вернулся через несколько минут. Он сказал, что генерала не было нигде на территории. Я предложил поискать в туалете. И это повторилось снова – телохранитель вернулся назад через несколько минут. Генерала в туалете не было. Пока ничего странного, но немного раздражает.

Час спустя после окончания занятия я выполнял упражнения на улице и дышал свежим воздухом. Вы знаете это место. Я был возле главного входа в центр, там где находятся большие железные ворота. И что же я вижу? Подъезжает генерал в своей машине и со своим окружением из подчиненных и охраны. В те дни у генерала всегда был шофер, и он всегда был под охраной из солдат на других машинах и на мотоциклах. Генерал вышел из своей машины и как всегда был рад меня видеть. Я упомянул о его более раннем визите. Он был озадачен, так как он весь день провел на конференции, и это была его первая возможность оттуда вырваться. Это была загадкой и для меня тоже. Полдюжины учеников было в классе в тот день и они все помнят, что видели генерала и видели телохранителя. Хотя я не могу придумать никакого логического объяснения для имитации существом генерала, оно действительно его имитировало. В нашем мире есть bhūta. Я до сих пор помню рубашку и брюки имитации генерала.

Не знание того, является ли кто-то реальным, нарушает привычный порядок вещей. Телохранитель тоже был имитацией? Это немного пугает.

Не нужно бояться, так как bhūta всегда появляются в виде привычных форм. В Ланкийском Центре Медитации Випассана есть член правления, которую я знаю уже очень давно, может быть лет двадцать; мы часто обсуждали дела центра. Однажды я упомянул об одном деле, которое мы обсуждали в предыдущий день. У нее не было воспоминаний о нашем разговоре, и прошла уже неделя, как она посещала центр в последний раз. Видимо я обсуждал дела центра с существом, которое выглядело точно как она. Некоторые вещи остаются загадкой. Вы можете быть реальным Дэвидом или вы можете быть bhūta, имитирующей Дэвида. Так вот, вы реальный Дэвид?

Да.

Слушайте внимательно то, что я спрашиваю. Вы настоящий Дэвид?

Да, конечно.

Шри-Ланкийские семьи редко говорят о неприятном опыте с bhūta, потому что это показывает, что их умершие родственники отправились в плохой удел. Перерождение моей бабушки было несчастливым, и постныдным.

ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СТРАХУ ИЛИ НЕПОДВЕРЖЕННОСТЬ СТРАХУ

Bhūta либо подвержены страху, либо не подвержены страху. Они имеют либо: (1) уверенность в Будде, Дхамме, Сангхе; (2) достижение Пути, либо (3) неправильные воззрения. Bhūta с неправильными воззрениями и страхом в большинстве. Если bhūta была готова слушать, как в сутте Мангала (Снп. 2.4) [98], то Будда объяснял достоинства Трех Драгоценностей. Он обучал множество различных существ счастью, процветанию и освобождению. Все виды существ во всех мирах для рождения попадают в одну из этих всеобъемлющих категорий – подверженность страху или неподверженность страху. Безотносительно религии и культуры. Не отличаясь от существ буддийской космологии, все существа в Христианстве или Исламе так же или испытывают страх или бесстрашны. Они имеют либо: (1) уверенность в Будде, Дхамме, Сангхе; (2) достижение Пути, либо (3) неправильные воззрения. Большинство людей, так же как и bhūta, имеют неправильные воззрения и подвержены страху. Есть люди, которые совершают многочисленные акты доброты, люди благородные, и люди, которые редко совершают акты доброты. Вместо семян папайи они используют семена перца.

Папайя? Семена перца? Мне любопытно и я готов слушать.

Будда объясняет практику любящей доброты в сутте Карания Метта (Снп 1.8) [99]. Мы посылаем mettā существам длинным, таким как кобры и питоны; и мы посылаем mettā существам большим, таким как акулы, слоны и киты. Есть слоны с бивнями, а есть слоны без бивней. Ах! “Tuskers”!* Mettā посылается существам среднего размера, таким как волам, коровам и лошадям. Обезьяны – это существа короткие и которых трудно увидеть. Свиньи – это существа жирные. Наши пожелания благополучия, безопасности и свободы от страха и страдания посылаются существам с малым количеством костей, таким как черепахи и рыбы; и наши хорошие пожелания посылаются существам видимым и существам невидимым. Есть существа, живущие далеко, и существа, живущие близко. Много их живет в море. Но когда приближается корабль, они исчезают. Асуры находятся в море. Некоторые существа дышат воздухом, а другие нет. Мы посылаем mettā всем мыслимым видам существ, и особенно людям, которые наполнены злостью и ненавистью.

Живя в отшельничестве в лесу Аран Кале (Aran Kale), я видел суровые реалии работы пищевой цепи. Каждый день животные убивали животных. Я посылал mettā хищникам и жертвам. Нет недостатка в страдании и страхе для существ, живущих в лесных джунглях. Изо всех сил стараясь быть добрым, я однажды пытался спасти жизнь тарантула. На него напали маленькие мухи. И извивающийся тарантул, жертва многочисленных укусов, проигрывал битву за свою жизнь. Я посылал много mettā мушкам, а затем отогнал их от тарантула с помощью ветки. Обычно этот тип мух не нападает и не жалит. Я стал исключением. Игнорируя мою mettā, эти мухи напали на меня и ужалили. Я прекратил вмешательство, и мушки получили свою еду. Вот какие неприятности, и все потому что я пытался спасти жизнь тарантула. За десять лет в том месте, где меня ужалили мухи, развилась жесткая опухоль, и я перенес операцию по ее удалению. Моя mettā не сработала на мухах.

И mettā не остановила bhūta от причинения беспокойства жителям пещеры Малия-Дэва (Maliya-Deva) в Аран Кале (Aran Kale). Желая встретить эту bhūta, я переехал в пещеру Малия-Дэва и принял решение остаться там навсегда. Я делил пещеру с прекрасными и дружелюбными змеями. Никакого беспокойства. В то время для меня было привычным постоянно медитировать в позе со скрещенными ногами по четыре-пять часов подряд. В пещере была каменная плита с изображением странно выглядящего существа. Не прошло и нескольких дней, как сила, энергия или какое-то существо, жившее в пещере, проявили себя. После одного из обедов в центре, я вернулся в пещеру и сел медитировать на эту плиту. Около четырех часов вечера пещера перевернулась вверх дном, и я был выброшен наружу! Что происходит? Все еще спокойный и собранный, я открыл свои глаза. Пещера была в порядке. Она выглядела прежней. Однако, мое сердце колотилось, на голове была шишка, и я лежал на земле в двух метрах от пещеры. Эта bhūta выбросила меня прочь.

Может быть я сделал ошибку, пожелав остаться навсегда в пещере Малия-Дэва? Возможно у bhūta есть чувство собственничества, и я его нарушил. Тогда такое поведение было понятно. Если странный человек придет в ваш дом в Канаде и объявит, что он остается навсегда, вы прогоните его прочь. И если странный человек не уходит, вы звоните в полицию. Так же и bhūta прогнала прочь бхиккху, который объявил, что остается навсегда в пещере Малия-Дэва. Я понял намек и перенес свои пожитки в другую пещеру. На следующий день я вернулся в пещеру Малия-Дэва и просидел на каменной плите в медитации четыре часа. Ничего необычного не произошло. Я проводил свои дни в медитациях в пещере Малия-Дэва, а свой ночной отдых в другой пещере. По-видимому, эта bhūta позволяет бхиккху использовать пещеру для медитаций и запрещает им поселяться там на постоянное жительство. После того, как я отказался от мысли остаться в пещере Малия-Дэва навсегда, bhūta меня игнорировала. Примите из этих историй то, что вы можете принять, и забудьте остальное.

Эту историю я не забуду.

Нам не нужно искать глубокий смысл в необычных явлениях. Возможно bhūta заскучала и для развлечения вышвырнула меня прочь.

—-

  • Тут либо беседа ведется с некоторыми вкраплениями английских фраз и слов, и тогда здесь бханте Пемасири просто вспоминает английское слово “tuskers”, обозначающее животное с бивнями, в данном случае – слона, либо Дэвид неправильно указал принадлежность реплик, либо я не понимаю контекста произнесения подобного восклицания.

КАММА РОЖДЕНИЯ

Если бы я мог видеть свои прошлые жизни, я бы себя узнал? И была бы у меня та же личность?

Да, вы бы узнали себя, даже если вы были собакой. Однако, умение распознавать типы личности требует обучения. Например, если личность интеллектуального типа применяет знание для видения прошлых жизней, он или она скорее всего не распознают тип личности существ в этих прошлых жизнях. Существа прошлых жизней могут иметь злой тип личности, иметь saddhā тип личности, или любой другой из множества остальных типов личности. В прошлой жизни вы могли иметь, а могли и не иметь тот же тип личности, что вы имеете сейчас. Saddhā существа имеют уверенность в Будде, Дхамме и Сангхе. Только Будда сразу же знает тип личности существа.

В какой-то момент не столь отдаленного будущего ваш друг Джордж умрет. Вы будете грустить и думать, что смерть вашего друга является проблемой. Допустим, Джордж сначала примет рождение как дэва. Затем он примет рождение как человек со злой личностью, в Америке. Его родители назовут его Оливер, и с юности он свяжется с наркотиками и криминалом. Где же тот Джордж, у которого была saddhā личность и который бывал в нашем медитационном центре? Где этот дэва? Потом умру я. И снова вы будете грустить и думать, что моя смерть является проблемой. Ох, мой учитель Пемасири мертв. Потом умрете вы и примите рождение человеком в Австралии. Ваши новые родители назовут вас Питер. Как Питер вы не знаете ничего об этом текущем рождении в качестве канадца Дэвида. Много лет спустя Оливер и Питер встретятся в медитационном центре в Бирме. Оливер полностью изменил свою жизнь. Питер не узнает Оливера, и Оливер не узнает Питера. И ни тот и ни другой не помнят, что когда-либо встречались с Пемасири в Кандубода. Джордж – это практик медитации из Австралии. Безымянное существо – это дэва. Оливер – это злой американец. Дэвид – это канадец. Питер – это еще один австралиец. Пемасири – шри-ланкиец. Каждый из них является отдельным существом. Непрерывное создание рождений – это величайшая из всех проблем. Вам необходимо остановить создание рождений. Закончить saṃsāra. Буддист может родиться в христианской утробе.

Что из моих прошлых жизней проникает в мою текущую жизнь? И что из моей текущей жизни переносится в мою будущую жизнь? Поскольку Дэвид есть сейчас, что за Дэвид будет в будущем?

Когда я был ребенком, я задавал своим родителям такие же вопросы. Что произойдет, когда я умру? Как я могу родиться снова? Буду ли я тем же человеком или каким-то другим? Отец сказал: “Родишься ли ты снова или не родишься, тебе необходимо делать что-то стоящее сейчас. Давай все, что ты можешь, людям нуждающимся. Делись и совершай хорошее”. Я задал те же вопросы матери. Она спросила: “Что сказал твой отец?” Я рассказал о необходимости делиться и совершать хорошее в моей жизни. Мать ответила уклончиво: “Делай так, как говорит отец”. Теперь, после практики медитации в течении всей жизни, я понимаю своих родителей. Быть хорошим человеком – это имеет первостепенное значение.

Что насчет видения моих будущих жизней?

Только Будда может видеть будущие жизни.

Ваш отец знал, что он вот-вот умрет.

Видеть будущие жизни и видеть ближайшее будущее – это разные способности. Точное видение будущих жизней – это уникальная способность Будд, иногда она дается бодхисаттам, которые стремятся к состоянию Будды. Видение ближайшего будущего, напротив, является обычным явлением.

Видение будущих жизней и видение ближайшего будущего является в обоих случаях заключением, основанном на доступной информации. Если обстоятельства сейчас таковы, тогда по всей вероятности произойдут такие и такие события. Хотя никто не воспринял моего отца всерьез, он умирал, и он знал, что он умирает. Он умер через несколько часов, после заявления о своей скорой смерти. Многие умирающие люди правильно предсказывают время своей смерти. Несколько лет назад вы участвовали в церемонии посадки Дерева Бодхи в нашем медитационном центре. Основываясь на том, что вы знаете о саженцах Дерева Бодхи, вы можете заключить, что за этим саженцем будут ухаживать должным образом, и он вырастет в большое здоровое Дерево Бодхи. Виденье вашего ближайшего будущего подобно виденью будущего Дерева Бодхи. Когда у практиков медитации хорошая sati, они видят события, которые произойдут спустя дни или годы.

По причине взаимодействия множества переменных в течении куда более продолжительного времени, возможно целой вечности, видение будущих жизней намного сложнее, чем виденье того, что произойдет завтра или через год. Путь существа через saṃsāra подобен птичьему гнезду, с веточками из причин и следствий, торчащими во все возможные стороны, как я и говорил ранее. Это лежит в основе учения о зависимом возникновении. Есть сочетание из предопределенности и свободы воли. Камма полна изгибов и поворотов. Таким образом, точное распознание всех хороших и плохих качеств существа и предсказание того, как все эти хорошие и плохие качества провзаимодействуют и проявятся на будущих жизнях существа, требует несравнимой ясности видения, которой наделены только Будды. Рождения знаменитых шри-ланкийских бхиккху были предсказаны. И Гаутама Будда предсказал окончательное достижение Девадаттой состояние Паччека Будды, даже несмотря на то, что Девадатта пытался Будду убить. Попытка убить Будду – это тяжелая камма, ведущая к рождению в аду. И тем не менее, Будда видел, что Девадатта также развил и много хороших качеств. И после исчерпания в аду следствий плохих качеств, должны проявиться хорошие качества Девадатты и привести к состоянию Паччека Будды.

Вы обучаетесь у меня, потому что вы мне доверяете. И с этим доверием я должен с mettā и karunā делать все возможное, чтобы вам помочь. Это мой долг – внушить вам важность правильных мыслей, sammā-saṅkappa, и важность неправильных мыслей, micchā-saṅkappa. Как только вы примите во внимание связь между мыслями и рождениями, вы настроите ваш образ мышления и настроите ваш образ жизни на то, чтобы держаться подальше от рождений животным и рождений в аду. Жадность, ненависть, злоба и страх остаются на обочине. Вы не должны злиться на терпение, доброту и сострадание. Хорошие мысли вместе с хорошим действиями в медитационном центре, даже если и совершаются с самомнением, ведут к рождению дэвом в небесных мирах. Хорошие мысли и хорошие действия могут привести, а могут и не привести к достижению sotāpatti. Это и так и не так. Рождение дэвом лучше рождения животным или рождения в аду. И достижение sotāpatti возможно, а последующее рождение sotāpanna может быть дэвом. Почитайте о sammā-saṅkappa в сутте Великие Сорок (МН 117) [100] и избегайте рождений животным и рождений в аду.

ФУНКЦИЯ

Родиться человеком – это моя камма?

Если есть рождение, то есть и камма. Каждый вид существ имеет камму для принятия рождения существом этого вида, не важно человек ли это, собака или bhūta. Почему вы спрашиваете о камме рождения?

Мой венгерский друг интересуется этой темой.

Придется проделать длинный путь, чтобы ответить на вопросы о камме. Одна из классификаций каммы основана на ее функции:
• Камма, производящая рождение, janaka kamma
• Поддерживающая камма, upatthambhaka kamma
• Препятствующая камма, upapīḷaka kamma
• Разрушающая камма, upaghātaka kamma

Работа janaka каммы произвела ваше счастливое рождение человеком в канадской семье среднего класса, а upatthambhaka камма поддерживала развитие вашей жизни, такое как обучение на инженера в университете, нахождение хорошей работы и затем оставление Канады для обучения медитации в Шри-Ланке. Ваш отец поддерживал вас финансово. Это все хорошая камма. Камма, производящая рождение, и поддерживающая камма работают совместно. Прямо сейчас камма работает, производя каждый новый момент рождения в вашей жизни, и прямо сейчас камма поддерживает новое развитие вашей жизни, в каждом моменте. Мои производящая и поддерживающая каммы немного отличаются. Я – шри-ланкиец. Но, опять-таки, мое рождение человеком является счастливым и не должно быть потрачено зря. Мы можем принять рождение животными или демонами. Как люди здоровые, мы обязаны помогать другим.

Upapīḷaka kamma препятствует хорошей камме. Без предупреждения вы совершаете ошибку с мощной пилой, теряете руку и не можете писать или совершать хорошие дела. Это препятствующая камма. Это всегда плохо, очень плохо. Катастрофически. И это сводит на нет хорошую поддерживающую камму. Возможно ваша препятствующая камма вступает в игру в качестве финансового краха. Нечестный брокер присваивает ваше наследство, и, чтобы выжить, вы должны побираться на улице.

Иногда, даже когда препятствующая камма сильна, поддерживающая камма оказывается сильнее. Вот только вчера буддийская ученая и международный лектор медитировала здесь в нашем центре. Эта молодая и интеллигентная женщина присутствовала при взрыве террористами двух бомб, когда десятки людей погибли и были ранены. Вокруг нее рушились здания. Были изуродованы красивые девушки. Терялись конечности. Ужасные сцены. Тем не менее, удивительным образом она осталась физически невредимой. Да, конечно, была ударная волна от взрыва и вид трупов, и после взрыва ей пришлось присесть в кресло, чтобы восстановить самообладание. В те дни у нее была хорошая практика медитации, которой она занималась уже долгое время. Работа ее поддерживающей каммы была сильнее и препятствующей каммы не хватило.

Upaghātaka является полностью разрушающей каммой. Хотя ваша производящая рождение и поддерживающая каммы сильны, вы умираете внезапной смертью. Я десятки лет общался с мульти-миллионершей, которая часто участвовала в достойных заслуг делах, kusala камма. Исключительно добрый человек, она выкупила у мясника множество коров, чтобы спасти их от забоя. Тем не менее, несмотря на всю ее хорошую камму, во времена конфликта между правительством Шри-Ланки и ТОТИ, она не смогла остановиться на армейском блок-посту и была застрелена солдатами. По совпадению, машина, которой она управляла, совпадала по описанию с машиной, используемой ТОТИ. Военные, находившиеся на блок-посту, были подозрительными и они приказали ей остановиться. По неизвестным причинам она решила не останавливаться. Встревоженные и без возможности четко рассмотреть ее лицо, солдаты стреляли на поражение. Все те, кто знал эту добрую и щедрую мульти-миллионершу, были шокированы ее жестокой смертью, так как это шло вразрез с их пониманием каммы. Почему в человека с очевидно хорошей каммой стреляли и убили? Разрушающая камма взяла верх.

Есть много печальных историй из того времени.

ПРИОРИТЕТ РЕЗУЛЬТАТА

Вторая классификация каммы – согласно приоритета результата:
• Тяжелая камма, garu kamma
• Привычная камма, bahula или āciṇṇaka kamma
• Предсмертная камма, maraṇāssana kamma
• Камма в резерве, kaṭattā kamma

Garu является тяжелой каммой. Она преобладает над следствиями другой каммы и определяет судьбу. Убийство родителей, убийство арахата, нанесение вреда Будде и создание раскола в Сангхе – эти тяжелые каммы приводят к рождению в аду. Так как Девадатта пытался убить Будду и создал раскол в Сангхе, он принял рождение в аду. Будда сказал, что принц Аджатасатту обладал потенциалом стать арахатом. Аджатасатту убил своего отца и определил свою судьбу. Тяжелая камма может быть и хорошей. Sotāpatti, sakadāgāmi, anāgāmī, arahatta – достижения знания пути являются тяжелыми видами каммы, которые кладут конец страданию. И тонкоматериальная поглощенность, rūpa jhāna, и нематериальная поглощенность, arūpa jhāna, приводят соответственно к рождениям в тонкоматериальном мире, rūpa-loka, и нематериальном мире, arūpa-loka.

Для того, чтобы rūpa-jhāna и arūpa-jhāna привели к рождению в rūpa-loka и arūpa-loka, практик медитации должен иметь полный контроль над jhāna. Хотя никто не может пребывать в jhāna все время, у практика медитации есть jhāna-samāpatti, что значит он или она могут достигать jhāna по желанию и могут поддерживать jhāna. Скажем, после целого дня физической работы в нашем медитационном центре практик медитации садится в зале и подавляет жажду чувственности. Он или она оставляют позади kāma-loka и входят в rūpa-loka, а затем и в arūpa-loka. Со знанием дела медитирующий полностью успокаивает свой ум в состоянии samādhi.

Разжигание ненависти является тяжелой garu каммой?

Нет. Но сильное цепляние к воззрениям, которые отвергают истину о камме, очень близко к garu камме. Цепляние с воззрениями, diṭṭhi-upādāna, включает в себя воззрения: о ненужности подаяния и помощи другим; отсутствии результатов хороших действий как в короткой, так в долгосрочной перспективе; отсутствии необходимости проявления уважения и благодарности к родителям; отсутствии других миров, кроме мира людей и животных; невозможности рождения животного человеком; невозможности рождения человека животным, как и дэвом или существом ада; о том, что ничего не было до текущего рождения и не будет ничего после этого рождения, только аннигиляция; и что нет ничего такого, как спонтанное рождение. Это неправильные и опасные воззрения.

Конечно, лжецы, палачи и расисты отправляются в ад.

Bahula или āciṇṇaka камма является действием, которое мы совершаем снова и снова, наша привычная камма. Не удивительно, что многие неправильные действия и предание воспоминаниям о неправильных действиях связанны с адом, разочарованием, грустью и беспокойством. Более удивительно, однако, что неправильные действия и воспоминания о неправильных действиях так же связаны со счастьем и удовольствием. Будучи ребенком я часто гонялся за хамелеонами, так как было очень весело наблюдать, как они меняют свой цвет от зеленого к желтому и к красному. Я не мучил хамелеонов. Я их злил. Когда хамелеоны злятся, их шея становится красной, почти как у людей. Во дворе дома моей семьи была глубокая яма, и однажды в сезон дождей она наполнилась водой. Как обычно, я бегал вокруг, гоняясь за хамелеонами, и, конечно, я не думал о яме. Я упал прямо в нее. Не умея плавать, я два или три раза погружался под воду. Я тонул, и каждый раз, когда я всплывал на поверхность хватая воздух, все, что я видел в своем уме – это был образ хамелеона. В тот момент весь мир для меня был чернотой, за исключением этого хамелеона. К счастью, мой старший брат оказался рядом и вытащил меня из ямы.

Почему вы видели хамелеона, когда вы тонули?

Каждый, кто близок к смерти, получает знак о своем следующем рождении, gati-nimitta. Моей обычной каммой было преследование и размышление о хамелеонах. Хотя это действие доставляло мне массу удовольствия, оно привело к возникновению образа хамелеона как знака о моем следующем рождении. Если бы в тот момент я утонул, я бы определенно был на пути к рождению хамелеоном. Мы должны быть осторожны с теми действиями, которые мы выполняем снова и снова.

Мои мысли о девушках должно быть имеют свои последствия.

Другая история о привычной камме. В первые годы моего обучения медитации Суматхипала На Хими отправил меня пожить в дочернем храме с больным и параноидальным бхиккху Сусила (Susila). Суматхипала хотел обучить меня терпению. Бхиккху Сусила ранее был Сусила Тхера и настоятелем этого храма. Как к настоятелю и к тхера, бхиккху более низкого ранга относились к нему с уважением. Но настоятель Сусила Тхера хотел более высокого положения в Сангхе, чем настоятель местного храма. Когда более высокого положения не представилось, он снял робу. Мирянин Сусила вскоре начал питать отвращение к мирской жизни. Он снова принял постриг и вернулся в храм. Теперь роли изменились. Вновь постриженный бхиккху Сусила был теперь младшим бхиккху в храме. Бхиккху, которые раньше относились к нему с уважением как к настоятелю Сусила Тхера, теперь были для него старшими и не беспокоились по поводу проявления к нему большого уважения. Жизнь в качестве младшего бхиккху среди старших бхиккху стала проблемой для Сусила. Ему это не нравилось. Старый, больной и без друзей, Сусила нуждался в помощи.

Я оставался с Сусила в течении года. Он был еще той занозой. Несносный. Капризный. Параноидальный. Сусила думал, что его все пытаются убить. Он кричал на людей. Он критиковал людей и в лицо и за их спинами. Если я съедал свой рис до того, как свой рис съест Сусила, он говорил, что у меня нет уважения. Если я дожидался, пока свой рис не съест Сусила, он думал, что рис был отравлен. Сусила был ужасным параноиком. Если я лишь взглянул на его рис, он говорил, что я пытаюсь его отравить. Жизнь с Сусилой была испытанием. Все свои дни он проводил за чтением чего-то простого, вырезанием оберегов и гоняясь за демонами. В итоге здоровье Сусилы ухудшилось до такой степени, что ему была необходима госпитализация. Суматхипала нанес визит Сусиле в те последние дни, когда Сусила умирал на больничной койке. Сусила видел, как к нему являются демоны и постоянно отгонял их прочь.

Через несколько дней после смерти Сусилы я остановился в его бывшем храме. Когда я думаю о том, что произошло, у меня встают волосы на руках. Я как обычно заснул на мате. Посреди ночи меня резко пробудило ото сна касание моей ноги холодной как лед руки. Ох! Я держал глаза закрытыми, а затем почувствовал касание той же холодной как лед рукой моего живота. Я открыл глаза – и это был рожденный демоном бхиккху Сусила. Это было тоже лицо, та же роба. Роба Сусилы была воссоздана точно, и этот демон носил робу точно так же, как носил робу Сусила. Это был не сон. Я действительно видел демона. Его прикосновение было холодное как лед. Я повернулся в другую сторону и продолжил спать. Это подлинная история. Я видел действия и последствия, hetu-phala. Поскольку бхиккху Сусила каждый день вел себя как демон, демон стал знаком его следующего рождения. Действия Сусилы не могли привести его куда-то, кроме как к рождению демоном.

То время, которое вы провели с Сусила, улучшило ваше терпение?

Я склоняюсь к мнению, что оно несколько улучшилось.

Находящаяся на третьем месте по приоритетности результата, maraṇāssana является предсмертной каммой. Во времена Будды Тамбадатхика (Tambadāṭhika) работал в палачом у царя Касалов (Дхп. 100) [101]. Он умело отрубал головы врагов царя, головы воров и головы преступников. Он выполнял приказы царя добросовестно и аккуратно – голова отсекалась единственным ударом меча Тамбадатхики. Но время брало свое и у Тамбадатхики. Пробыв палачом 55 лет, он стал старым и слабым. И вместо того, чтобы отрубать человеку голову одним ударом меча, Тамбадатхике требовалось уже два или три удара меча. Люди пожаловались царю Косалов, и тот его уволил. Тамбадатхика покинул царский дворец, вернулся в свой прежний дом и пытался смириться с тем, что он потратил свою жизнь на убийства. Ему было не по себе. Однажды, ровно тот момент, когда Тамбадатхика собирался сесть поесть молока с рисом, к его порогу подошел арахат Сарипутта. Как вы и ожидаете, Тамбадатхика пригласил Сарипутту в дом. После трапезы Сарипутта давал наставление по Дхамме и спросил у бывшего палача: “Вы хотели убить всех тех людей или вы выполняли приказ царя?” Хотя Тамбадатхика убил сотни людей, он не хотел никого убивать. Он следовал приказам. Наставления Сарипутты успокоили ум бывшего палача, а затем эти наставления изменили его сердце. Несколько минут спустя после ухода Сарипутты, Тамбадатхика вышел на прогулку, и его насмерть забодал бык. Будда сказал, что Тамбадатхика принял рождение дэвом. Хорошая предсмертная камма определила хорошее рождение Тамбадатхики.

Так я работаю над хорошей предсмертной каммой?

Не думайте о будущем моменте смерти, как я и сказал ранее. Исправляйте себя сейчас. Развивайте некоторый viriya, импульс. В Шри-Ланке мы слишком много уделяем внимания предсмертной камме и прилагаем совсем мало усилий в отношении каммы тяжелой и привычной. Мы принимаем учение Будды о камме рождения как должное в течении первых 60 или 70 лет нашей жизни. Некоторые люди никогда не делают ничего стоящего. Другие совершают достойные заслуг действия здесь и там. Потребовалось цунами, чтобы вы начали работать в проекте по устранению последствий. Слишком часто мы практикуем искренне, очень хорошо и с пользой только в последние годы нашей жизни, когда смерть уже на подходе.

Я больше всего горжусь тем, что нашел психиатра и достойный дом для моего психически больного брата.

Это хорошее действие может возникнуть в момент вашей смерти. Шри-Ланкийцы напоминают своим родственникам, которых от смерти отделяют лишь только уже дни, о тех хороших делах, которые он или она совершили в течении своей жизни. Хорошие дела умирающего человека упоминаются снова и снова. И в дом умирающего человека приглашаются бхиккху. Родственники дарят этим бхиккху Восемь Необходимостей, а бхиккху декламируют pirit, защитные сутты. Мой отец декламировал сутту Satipaṭṭhāna для своей матери. За несколько минут до смерти она приняла Пять Обетов. Затем она мирно скончалась и, как я верю, приняла счастливое рождение. Практика напоминания умирающему человеку о прежде совершенных хороших делах работает хорошо, если умирающий человек совершил много хороших дел.

Вы думаете о своем следующем рождении?

Я только думаю о сегодняшнем. Я не думаю о том, что не умру. Всякий раз, когда это возможно, я помогаю другим и избегаю создания проблем.

Вы не думаете о том, что не умрете?

Десяток случаев нахождения на волосок от смерти не привели меня ближе к пониманию реальной смерти. Я не знаю dukkha смерти. Один несчастный случай на скале оставил меня в бессознательном состоянии на несколько часов и почти мертвым. Меня нашла мать и принесла домой.

Влияет ли обстановка вокруг умирающего человека на его следующее рождение? Шумная против спокойной? Светская против религиозной? Я работал с монахинями ордена Матери Терезы в хосписе Калигхат (Kalighat) в Калькутте, и они пытались спасать души больных и умирающих.

Религиозная предсмертная камма является хорошей для людей, которые прочно установлены в религиозной традиции. Задолго перед тем, как они испустят свой последний вздох, они жили с мудростью, развивали свой ум и готовили себя к смерти. Люди, которые в течении своей жизни любили и ценили религиозные декламации, учения и ритуалы, будут и в конце своей жизни любить и ценить религиозные декламации, учения и ритуалы. И это хорошо – поддерживать их в религиозных действиях. Почитайте сутту Гилана в Сотапаттисамьютта из Самьютта Никая (СН 55.54) [102]. Ни в коем случае не проводите религиозные действия над умирающими людьми, которые против религии. Если их никогда не заботило развитие их ума и они борются со смертью, религиозные действия могут их только разозлить – “Дэвид пытается отправить меня на небеса! Прекрати это!” А затем со злостью в качестве объекта в их последние моменты жизни они могут отправиться в низшие миры.

Я читал отрывки из Библии своей мачехе, когда она умирала. Церковь и учения Христа играли важную роль в ее жизни.

Это хорошо.

Если тяжелая, привычная или предсмертная камма не смогут определить ваше следующее рождение, то ваше следующее рождение определяет kaṭattā камма. Kaṭattā является каммой в резерве. Она так же восходит к действиям, совершенным прежде в вашей жизни, но производит результат только позже, в момент вашей смерти. Камма в резерве похожа на упрямую старую корову у пастуха. Все стадо пастуха в 100 голов из молодых и старых мясных коров проводит свои дни на пастбище. В конце каждого дня пастух отправляется на пастбище, собирает стадо и отгоняет большую его часть в загон на ночь. У пастуха нет проблем с направлением в загон его молодых коров, но у него множество проблем с направлением в загон коров старых. Нет ничего упрямей старых коров. Они останавливаются прямо возле ворот в загон и отказываются заходить во внутрь. Не желая применять силу, пастух позволяет этим старым коровам проводить ночь, отдыхая снаружи загона. И то, что они остаются за загоном – это хорошо и для старых коров и для пастуха, так как старые коровы в безопасности и никуда не убегут. Утром эти старые коровы ведут остальное стадо назад на пастбище. Точно так же вы являетесь пастухом со стадом из камм различного вида. Ваша камма в резерве является видом каммы, подобном старой корове, которая внезапно прекращает производить результаты в течении вашей жизни. Позже, во время вашей смерти, камма в резерве выходит на первый план и направляет ваше следующее рождение. Камма в резерве определяет перерождения большинства людей.

Тогда следующее рождение должно быть находится в руках судьбы.

Это неправильное воззрение, так как вы постоянно сеете новые семена каммы. Не думайте, что ваше следующее рождение не поддается контролю. Даже малое семя производит большие результаты, когда условия подходящие. Семена баньяна так малы, что вы едва можете их разглядеть. И тем не менее, когда для семени баньяна есть хорошая почва, вода и солнечный свет, то оно вырастает в огромное дерево. Эти старые коровы, слабейшие коровы в стаде, ведут молодых коров назад на пастбище. И камма в резерве может получить начало в качестве казалось бы незначительного поступка и, тем не менее, определить ваше следующее рождение.

Маленькие поступки часто ведут к большим результатам. Царь Дутугемуну (Dutugemunu) – это самый известный из древних царей Шри-Ланки. Ему не только приписывают строительства дворца Бразен (Brazen) и других внушительных сооружений в городе Анурадхапура (Anuradhapura), но он так же хорошо поддерживал Сангху и каждый день подавал еду бхиккху, даже когда это было связано с трудностями. В летописях сказано, что однажды, спасаясь от опасности, он и его министр Тисса оказались в ситуации крайнего голода. Тисса как-то раздобыл немного еды, которую царь разделил на четыре части. Тисса спросил: “Почему четыре части? Здесь нас только двое”. Царь Дутугемуну ответил: “Одна доля еды для нашего слона, одна доля для тебя и одна доля для меня. Я надеюсь предложить четвертую долю еды бхиккху”. Вскоре мимо проходил арахат, и царь Дутугемуну предложил ему немного пищи. По другим сведениям царь предложил всю еду арахату, а не только четвертую часть. В любом случае, Тисса не был впечатлен.

Царь Дутугемуну прожил долгую и исключительно продуктивную жизнь со свершениями в архитектуре, государственных делах и военных. Но величайшие свершения не определили его следующее рождение. В соответствии со свидетельствами очевидцев, когда царь был на своем смертном ложе, он забыл обо всех своих великих свершениях и вместо них вспомнил лишь тот маленький поступок – предложение еды бхиккху. Хотя казалось бы незначительная, эта камма в резерве появилась в уме царя и привела к рождению на небе Тусита. Царю Дутугемуну посчастливилось встретить арахата.

ВРЕМЯ РЕЗУЛЬТАТА

Третий вид классификации каммы – в соответствии со временем наступления ее результата:
• Камма, результат которой переживается здесь и сейчас, diṭṭha-dhamma-vedanīya kamma
• Камма, результат которой переживается в следующем рождении, upapajja-vedanīya kamma
• Камма, результат которой переживается в поздних рождениях, aparāpariya-vedanīya kamma
• Камма не производящая результата, ahosi kamma

Diṭṭha-dhamma-vedanīya – это камма, результат которой переживается здесь и сейчас. Не будучи столь мощной, ее результаты переживаются в течении нашей текущей жизни. Она может, в зависимости от того, являются ли наши действия хорошими или плохими, производить хорошие и плохие результаты здесь и сейчас. Если камма, результат которой переживается здесь и сейчас, истекает, не произведя результата в нашей текущей жизни, то такая камма известна как ahosi kamma – камма не производящая результата. Результата не было и никогда не будет. Камма, результат которой переживается здесь и сейчас, не оказывает влияния на будущие рождения.

Upapajja-vedanīya является каммой, результат которой переживается в следующем рождении. И снова, не будучи столь мощной, ее результаты переживаются в нашем следующем рождении, но не в более поздних рождениях. Она так же производит хорошие или плохие результаты в зависимости от природы наших действий. Если камма, результат которой переживается в следующем рождении, истекает, не произведя результата в этом следующем рождении, то это, опять-таки, камма не производящая результата. Результата не было и никогда не будет.

Aparāpariya-vedanīya является каммой, результат которой переживается в поздних рождениях. В отличие от предыдущих двух типов каммы, камма, результат которой переживается в поздних рождениях, является мощной. Она никогда не истекает и стремится улучить время для производства результата. Saṃsāra безгранична. Когда условия благоприятные, камма, результат которой переживается в поздних рождениях, производит свой результат. Вы помните, как умер арахат Маха Моггаллана?

Его забили до смерти.

В прошлой жизни Маха Моггаллана убил своих родителей. Это не только вид каммы, результат которой переживается в поздних рождениях, убийство родителей – это один из видов garu каммы. Маха Моггаллана совершил чудовищное преступление и пережил результаты.

Я убил двух домашних кошек. В то время я думал, что это был ответственный поступок. Я заплачу за их убийство?

И хорошей kusala и плохой akusala камме для производства результата необходима поддержка благоприятными условиями. Хорошей камме требуется мудрость, плохой камме – неведение. Если вы живете мудро, множество вашей плохой каммы, той, которая с ограниченным сроком жизни, истечет без производства нежелательных результатов, и ваша мощная плохая камма будет оставаться бездействующей долгое время, как в случае Маха Моггалланы. Прежде совершенная плохая камма не исчезает без реализации. Но совершение множества хороших действий и сдерживание восприятий подавляет и ослабляет плохую камму. Развивайте правильные воззрения. Развивайте Благородный Восьмеричный Путь. А затем достигайте sotāpatti, так как это достижение является мощной хорошей каммой, которая подавляет плохую камму глубоко под поверхность. Мудрость – это лестница. Используйте свою энергию, чтобы перескочить ступеньку или две.

Одна сторона жизни плохая, а другая сторона жизни хорошая. Около 60 лет назад этот участок земли в Кандубода, где сейчас расположен наш медитационный центр, был кокосовой плантацией в 100 акров. Это было время национальной земельной реформы. Правительство Шри-Ланки того времени обещало раздать землю людям. Допустив лишь несколько исключений, правительство разделило большие участки земли на много маленьких наделов и распределило эти маленькие наделы среди местного населения. Чтобы спасти кокосовую плантацию, ее владелец привлек Суматхипала На Хими и других бхиккху. Владелец открыл медитационный центр и искал освобождения этой земли от реформы в связи с ее религиозным назначением. Правительство такое освобождение предоставило. Жители района Кандубода были в ярости. Многие проклинали Суматхипала и его медитационный центр за воровство земли, которая была их по праву.

Кандубода в то время имела репутацию подлой, грубой и захудалой деревни. Мужчина убил своего отца, затем съел его живот и внутренности. Люди из вне редко посещали Кандубода, они думали, что в этом районе должно быть все жестокие и черствые. В первые годы существования медитационного центра несколько местных смутьянов делали все возможное, чтобы нарушить его работу и закрыть центр. Первоначально строения в центре, за исключением столовой из кирпича и бетона, были построены из листьев кокоса. Смутьяны спалили несколько строений из кокосовых листьев. В то время я был молод, но понимал наличие проблем с безопасностью. Для борьбы с нарушителями Суматхипала обратился за помощью к мяснику из Кандубода, так как он был жестче и крепче мужчин, которые поджигали здания центра. Мясник не убивал двух кошек, он ежедневно убивал коров. Практически все в Кандубода боялись мясника. Мясник согласился помочь Суматхипала с безопасностью. Под его бдительным оком нарушители не посмели проникать на территорию медитационного центра, хотя многие все еще говорили о его закрытии.

В последствии Суматхипала На Хими поставил этого мясника распоряжаться повседневной деятельностью столовой, а позже и распоряжаться вообще всей повседневной деятельностью медитационного центра. Мясник стал сильнейшим сторонником центра. В надлежащее время Суматхипала приобщил его к медитации. Там были моменты восторга – “Я видел Будду!” Там были моменты скорби – “Я совершил столько плохого”. Суматхипала сказал: “Да, вы совершали плохое. Вы должны больше медитировать”. Случись любая мелочь, мясник плакал. Он упорно медитировал – “Теперь мне больше ничего не нужно. Я хочу принять постриг”. Мясник неоднократно просил посвящения. Со временем Суматхипала дал начальное посвящение. Я побрил его голову и помог ему в первый раз надеть робу. Мясник, однако, не достиг высшего посвящения. Суматхипала предлагал высшее посвящение. Но по каким-то причинам мясник не мог его принять. Точно не знаю почему. Будучи новичком, мясник был силен в sīla, жил хорошей жизнью и обучал медитации. Местные жители его уважали и хорошо к нему относились. Всякий страх по отношению к нему прошел.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ

В сутте Мангала (Снп 2.4) [103] Будда перечисляет множество благословений, способствующих счастью и освобождению. Суматхипала На Хими был бесценным благословением для этого мясника и многих других в районе Кандубода. Мясник вел жизнь плохую, потому что никто не показал ему, как вести жизнь хорошую. С помощью Суматхипала мясник оставил плохую сторону жизни и развил хорошую сторону жизни. Он общался с бхиккху, медитировал и принял постриг. К счастью, мясник нашел мудрого и настоящего друга, kalyāṇamitta. Суматхипала так же был моим kalyāṇamitta. Когда мясник умер, община почтила его похоронной церемонией, достойной Маха Наяке Тхера (Maha Nayake Thero). Сейчас Кандубода имеет репутацию добросердечной и хорошей деревни.

Иногда во время медитации я вижу лица мертвых кошек. Иногда кошки выглядят как дьяволы, с рогами на голове.

Кошки и лица. Не уводите себя в мысли об убийстве кошек. К медитирующим приходит много образов для их отвлечения – эти upakkilesa. Убийство и нарушение других обетов не вредит Дхамме. Убийство вредит тому человеку, который совершает это убийство. Во времена Будды бандит Ангулимала (Angulimāla) причинил себе великий вред, убивая множество людей. Тем не менее, Будда помог Ангулимале понять его жизнь и изменить ее к лучшему. Ангулимала, страшный и печально известный убийца, стал арахатом. Прежде совершенная плохая akusala камма не должна препятствовать пути. Почитайте сутту “Горн из морской раковины” (СН 42.8) [104] и сутту Сивака (СН 36.21) [105] из Самьютта Никая. Многие люди во времена Будды совершили ужасную akusala камму. И тем не менее, как только они услышали Дхамму, они изменили свою жизнь и достигли арахатства.

Глупцы, которые понимают, что поступают глупо, являются мудрыми, в такой степени. Глупцы, которые думают, что поступают мудро, являются подлинными глупцами, будьте уверены. А какие глупцы наиболее опасны? Те, которые думают, говорят и поступают так, что это наносит вред Дхамме. Глупцы могут быть бхиккху, дающими красноречивые лекции по Дхамме. Общайтесь с мудрыми и избегайте глупцов. И почитайте главу 5, “Глупец”, из Дхаммапада. Ангулимала и мясник не были глупцами.

Трудно найти мудрого и сильного учителя медитации, который говорит по-английски.

Если вы останетесь на этой работе достаточно долго, то такие люди появятся. Некоторое время назад в Медитационном Центре Кандубода был бханте Сивали (Sīvalī). Он был на десять лет меня старше и принял постриг на два года позже. Хотя Сивали был шри-ланкиец и свободно разговаривал на сингальском, его родной язык был английский. То, что Сивали обучал англоговорящих иностранцев, было одной из причин, почему Медитационный Центр Кандубода получил широкую известность. Я считаю, что никакой другой англоговорящий учитель медитации в Шри-Ланке, а возможно и нигде в мире, не сравнился бы с Сивали, так как у него были обширные знания Дхаммы, он был исключительно нравственен и умел хорошо выражать свои мысли. В приятной и точной манере он обучал медитирующих тому, что им было необходимо знать. Бханте Сивали был бы для вас идеальным учителем, но он умер молодым.

Нахождение учителя, принятие рождения человеком, принятие рождения собакой, здоровье, образование и работа, время и способ смерти – трудно поверить, что столько всего в моей жизни происходит из-за каммы.

Я думаю, что вы верите в kamma-vipāka – в то, что хорошие действия ведут к хорошим результатам, и плохие действия ведут к плохим результатам. Вы совершаете всю эту хорошую камму, потому что вы верите в это – и это хорошо. Если бы вы вообще не верили в камму, вас бы не беспокоило производимое хорошей каммой. Мало кто из нас верит в камму на 100% и живет соответствующе. Конечно, параноик бхиккху Сусила не верил, что поступки как у демона приведут его к рождению демоном. И Девадатта не мог поверить, что попытка убить Будду и расколоть Сангху, приведет его к рождению в аду. Если бы я полностью понял камму действий и последствий, я бы никогда никого не ругал. Я бы ушел в лес и жил в одиночестве. Во время смерти практически каждый сильно верит в камму. Многие признанные атеисты ищут Бога и загробной жизни. Vibhava-taṇhā люди, те, которые верят, что ничего не было до их текущего рождения и что ничего не будет после их текущего рождения, начинают сомневаться в своих воззрениях насчет окончания жизни аннигиляцией. Преступники опасаются последствий плохих поступков. Сусила и Девадатта поверили в камму в последний момент своей жизни, когда было уже слишком поздно.

В чем различие между bhava и каммой?

Почтенный Нарада (Narada) четко и подробно писал о bhava, камме и рождении. Лучше всего почитать его книги и читать Абхидхамму. Когда вы будете готовы, действительно готовы, мы продолжим наше обсуждение.