Жизнь, бытие и эмпиризм

Buddha.by »
Bangkok Pagodas

Мы привели краткое описание буддийского воззрения, т.е. концептуальные или теоретические рамки, в которых буддизм традиционно объясняет сансару. Кроме того, есть еще и эмпирический, или опытный подход к сансаре. В действительности, этот подход более важен, поскольку он не нуждается в вере, догме и теории. Объяснить буддизм можно либо с позиции концептуального, теоретического подхода либо с точки зрения опыта. Для более полной картины, надо рассказать обоих подходах. (См. Библиотеку материалов о религиях )

Говорят, что те, кто серьезно занимается буддийской практикой, могут получить опытное подтверждение теоретических установок буддизма. Буддизм начинает свое объяснение сансары на строго эмпирической основе, т.е. непосредственно сознательном опыте. Прямое переживание – это единственная абсолютная уверенность, которую может себе позволить человек. О том, что находится за пределами этого опыта, можно только гадать с разной степенью вероятности. Например, как бы сильно человек не верил в Бога, у него нет полной уверенности, что бог существует. Единственное, в чем может быть уверен верующий – это наличие у него веры. То есть, он его сознание действительно переживает состояние, которое называется «вера».

Подобным образом ученый может сформулировать теорию о структуре некой молекулы. Поскольку он никогда не видел эту молекулу (и вообще, никаких молекул), достоверность его теории – это вопрос индуктивно выведенной вероятности. Истинная уверенность ученого – это, во-первых, наличие идеи , или веры в ту или иную структуру молекулы, во-вторых – это наличие воспоминаний (фактов и наблюдений, правильность которых он допускает), которые привели его к этой теории. Или, наконец, любой чувственный опыт может быть либо сном, галлюцинацией, иллюзией либо действительной физической реальностью. Человек может быть уверен только в том, что у него есть сознательный опыт. Или, говоря словами Будды:

«Братья, что есть все? Глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкус, тело и прикосновение, ум и объекты ума? Это, братья, называется все. И кто, братья, скажет: «Отрицая все, я проповедую что-то еще?» Это будет всего лишь его мнение. И когда его спросят, он не сможет подтвердить свои заявления. И потом попадет впросак. Почему? Потому что, братья, это запредельно его восприятию».

– Samyuta Nikaya IV, 15 (XXXV 3; 23)

На основе сказанного не следует делать вывод, что буддизм отрицает реальность физического существования отдельно от человеческого сознания, поскольку дело не в этом. Дхамма также не утверждает, что сознание – это некий вид метафизического абсолюта, на котором держится все остальное. Наоборот, Будда однозначно утверждает, что сознание зависит от физической опоры, т.е. тела. Более того, память, эмоции, ощущения и мысли не могут существовать без сознания, а сознание не может существовать, по крайней мере, без одного из этих четырех (то есть, память, и т.д.) элементов. Чтобы быть сознательным, необходимо что-то сознавать. Чистое сознание – это невозможность. Иначе говоря, сознание – это взаимозависимый феномен, как и все другие аспекты сансары.

Однако, самый важный аспект сознательного существования, самая важная вещь в жизни – это наличие у нас наших ощущений, как приятных, так и неприятных. Человеческий ум гораздо сложнее, чем компьютер, который собирает и анализирует информацию. Как у примитивного сознания насекомого, рыбы или рептилии так и у сложнейших видов человеческого сознания есть универсальным свойство – это стремление к счастью, удовольствию и наслаждению. С другой стороны, это – стремление избежать боли, печали, фрустрации и страха. Без этих чувств не было бы таких категорий как ценность, цель, мотив. И не было бы смысла в том, что бы думать, говорить и действовать.

Человек уникален только потому, что он может в определенной степени переживать более сложную и разнообразную гамму приятный ощущений, которые проявляются в творчестве, музыке, абстрактном созерцании. Даже самые убежденные рационалисты и самоотверженные идеалисты играют свою роль, потому что умиротворенность в своих действиях они находят некое удовлетворение, счастье. Христианские и мусульманские представления о рае и аде, не что иное, как символическое выражение принципа «приятно-неприятно».

Согласно буддизму именно человеческая жажда приятных ощущений порождает новую карму ( випаку ) и цементирует состояние его существования. Приятные ощущения кармически нейтральны, порождает карму ( випаку ) именно наша жажда ( танха ), неутолимое желание повторять разнообразные чувственно-эмоциональные стимулы.

Именно жажда поддерживает наше существование. Но что значит существовать? В терминах опыта жизнь – не что иное, как каждый сознательный момент. Моменты чтения этих строк, путешествия, купания, изучения, мечтания, планирования, беспокойства, радости, борьбы, работы, разговоров – это все жизнь. Каждый момент существует лишь мгновение и никогда не повторяется. В какой из этих моментов мы живем? Какие моменты оправдывают наши желания продолжать существование? С другой стороны, которые из них несут негативные опыт – болезнь, боль, волнение, скуку, фрустрацию, пустоту, или какие-то другие неприятные состояния, которые буддизм обозначает одним словом – дукха?

Все проявления сансары возникают благодаря причинам и следствиям, смысл жизни заключается в том, чтобы сводить к минимуму дукха и получать максимальное количество приятного и полезного опыта. Следовательно, ключ к решению жизненных проблем в том, чтобы раскрыть, понять и устранить факторы, которые порождают дукха, и развивать факторы, которые ведут к истинному счастью и благополучию.

Будда неоднократно сводил свое учение к Четырем Благородным Истинам.

  • Дукха – неотъемлемый аспект сансары
  • Причина дукха – это танха, или неверно направленный поиск удовольствий
  • Осуществить прекращение дукха возможно
  • Прекращение достигается с помощью восьмеричного пути – многомерной буддийской практики психологического и духовного развития

Итак, сущность буддизма – это образ жизни. Именно последняя из четырех благородных истин, то есть, техники, практики, озарения, дисциплины, направлена на реструктуризацию личности с целью осуществления либо частичного либо полного прекращения дукха. Однако в этой статье я бы хотел коснуться только третьей истины – цели, к которой ведет четвертая.

Изучение сутт Палийского Канона (наиболее подлинная часть сохранившихся записей учения Будды) показывают, что согласно учению Будды есть два способа, с помощью которых человек решает проблему бытия. Первый – это постоянно вести себя так, чтобы порождать хорошую карму. Другими словами, постоянно создавать условия, которые увеличат степень удовлетворенности, счастья и благополучия. Другой способ – это полное прекращение существования в сансаре, то есть, достижение нирваны. Эти два способа не являются диаметрально противоположными, поскольку в какой-то степени они пересекаются. Чем ближе мы к полной реализации первого, тем ближе мы к достижению второго. Однако Будда ставил акцент на второй цели – прекращении существования в _сансаре. Так как хотя дукха и можно свести к минимуму, находясь в сансаре, полностью ее нельзя устранить, и любое состояние, в отношении которого человек питает свои надежды, привязанности и чувства в конечном итоге прекратится.

Представим, что некто постиг сансару и теперь знает, как с ней иметь дело. Тогда он может взять это знание в следующую жизнь, чтобы обеспечить себе стабильное счастье и процветание. Но даже и такое знание сконструировано и непостоянно, и, таким образом, как и все остальные конструкции в конечном итоге прекратится, оставив человека один на один с законами, которые формируют его участь.

Таким образом, спасение в буддийской версии, как на относительном, так и абсолютном уровнях – это результат собственных усилий, и оно не может быть даровано или навязано какой-то внешней силой. Миссия Будды заключалась в том, что бы открыть людям природу бытия и наставить их в том, как поступать наилучшим образом для их же собственного блага и блага других. Поэтому, буддийская этика не основывается на заповедях, которые люди должны исполнять, чего бы это им не стоило. С точки зрения буддизма каждое сознательное существо свободно действовать по своему усмотрению. Будда всего лишь подсказывал людям, какие условия наиболее способствуют достижению стабильного счастья.

Он не называл грешников «бесстыжими», «нечестивцами», «негодяями», «богохульниками», он просто говорил: «Вы глупы и ваши действия заставят страдать и вас и других». Он часто наставлял: «Вы сами должны делать усилия, Будды – только учителя». Будда не осуждал тех, кто выбрал чувственные наслаждения и радости мирского существования. Он даже советовал таким людям, как достигать их цели, не причиняя при этом вреда другим. Но он также предупреждал их об опасностях этих удовольствий, напоминая им, о том, что все имеет свою цену. И эта цена – непрестанное усилие и усердие.

Поучительный пример приведен в Вьяггхападжджа сутте:

«Однажды Просветленный находился у колиян, в их городе, который назывался Каккарапатта. Тогда один из колиян Дигхаджану, подошел к Просветленному, уважительно поприветствовал Его и присел рядом.

Усевшись, он обратился к Просветленному с такими словами: «Мы, Господин, миряне, которые наслаждаются мирскими удовольствиями. Наша жизнь обременена женами и детьми. Мы используем сандаловое деревом из Каси. Мы украшаем себя гирляндами, благовониями и мазями. Мы пользуемся золотом и серебром. Таким, как мы, Господин, пусть Просветленный преподаст наставление. Покажи их тому, что ведет к богатству и счастью в этой и следующих жизнях.

Будда ответил: «Четыре условия, Вьягхападжа, ведут к богатству и счастью мирянина в этой жизни. Каковы эти четыре? Совершение непрестанного усилия, бдительность, дружба с хорошими людьми и жизнь по средствам.

- Что такое совершение непрестанного усилия?

Чем бы мирянин не зарабатывал себе на жизнь – земледелием, торговлей, скотоводством, стрельбой из лука, службой царю или каким-то другим ремеслом, во всем он должен быть искусным, а не ленивым. Он должен уметь различать правильные способы и средства от неправильных; он должен уметь выполнять и распределять обязанности. Это и называется совершением непрестанного усилия.

- Что такое есть бдительность?

Каковым бы ни было богатство домохозяина, каким бы способом он его не обрел – упорным трудом, силой рук, потом с бровей, честным трудом – такой домохозяин тщательно оберегает и охраняет свое богатство, что бы его не забрал царь, не расхитил вор, не сжег огонь, не смыла вода, и не промотали безалаберные наследники. Это и называется бдительностью.

- Что такое дружба с хорошими людьми?

В какой бы деревне или городе ни жил домохозяин, ему следует общаться, беседовать, обсуждать с другими домохозяевами, или сыновьями домохозяев, молодыми или пожилыми, хорошо воспитанными, добросовестными, порядочными, щедрыми и мудрыми. Он поступает добросовестно как добросовестные, добродетельно как добродетельные, щедро как щедрые, мудро как мудрые. Это и называется дружба с хорошими людьми.

- Что такое жизнь по средствам?

Домохозяин, знающий свой доход и расход, живет по средствам. Он не транжир, и не скупец. Он знает, что его доход будет превышать расход, а не оборот…

Накопленное богатство, Вьяггхападжджа, имеет четыре источника разрушения: мотовство, пьянство, азартные игры и дружба, партнерство и связь с дурными людьми…»

Anguttara-Nikaya IV, 280-282 (VIII 6; 54)

Даглас М. Бернс. Глава «Основные особенности буддийской мысли» из книги «Нирвана, нигилизм и сатори». Перевод Buddha.by

Другие статьи этого автора: Сфера непостоянства

comments powered by Disqus