Вступление на путь просветления

Buddha.by »
Джигме Лингпа

Вступление на путь просветления

Использование повседневных занятий в качестве пути согласно объединенному подходу Сутры и Тантры

Джигме Лингпа

Простираюсь перед Всеведущим! Тот, кто искренне желает достичь состояния Освобождения (и состояния Всеведущего), должен с помощью различных средств накопить заслуги и мудрость и очистить осквернения . Поскольку Всеведущий (Будда) обладает великим мастерством в средствах и состраданием, Он дал наставления по методам накопления невообразимого блага как лишь автоматического следствия выполнения повседневных занятий.

Здесь я сокращаю и излагаю их для пользы тех, кто обладает интеллектом среднего уровня.

Сначала, когда вы утром полностью проснетесь, развивайте свое намерение, думая: “Пусть все живые существа пробудятся от неведения!”

Когда вы встаете с постели, думайте: “Пусть все живые существа обретут Тело Будды.”

Когда вы одеваетесь, думайте: “Пусть все живые существа носят одеяние самоуважения и приличия!”

Когда застегиваете свой пояс, думайте: “Пусть все живые существа будут связаны с корнем добродетели!”

Когда вы садитесь, думайте: “Пусть все живые существа достигнут Ваджрного Сидения!”1

Когда вы входите в дом, думайте: “Пусть все живые существа войдут в город (или состояние) Освобождения!”

Когда вы засыпаете, думайте: “Пусть все живые существа реализуют Дхармакаю Будды!”

Когда вам снится сон, думайте: “Пусть все живые существа познают все феномены как нереальные, подобные снам!”

Во время приготовления пищи, когда пламя вздымается вверх, развивайте уверенность в том, что это самое пламя изначально является сущностью Супруги, Облаченной в Белое [2]. Затем визуализируйте слог ХУМ посреди пламени и трансформируйте его в Ваджра Дакини Огня [3]. Ее тело – черного цвета, у нее одна голова и две руки, держащие ваджру и колокольчик в Хумкара мудре, ее правая нога, согнута, а левая выдвинута вперед, на Дакини— драгоценные украшения. Ее рот открыт, и ее язык помечен слогом РАМ. Ее язык является воплощением языков всех Будд трех времен. Поместите перед собой несколько горчичных зерен и визуализируйте, что ваша дурная карма и осквернения пребывают в вашем собственном сердце в виде черного слога ПАМ, и что вся дурная карма и осквернения, накопленные через 3 двери (тело, речь и ум), собрались в этом слоге. Визуализируйте слог РАМ на уровне вашего пупка и слог ЙАМ на ступнях ваших ног. Из этой визуализируемой мандалы жизненной энергии, спонтанно порожденная из слога ЯМ, жизненная энергия движется вверх внутри тела и разжигает пламя, спонтанно появившееся из слога РАМ, пылающее на уровне вашего пупка. Пламя поднимается вверх, заставляя слог ПАМ выскочить из ваших ноздрей, подобно выгнанному охотником оленю. Затем слог ПАМ в виде рогатого скорпиона растворяется в горчичных зернах. Повторяя ОМ АХ ХУМ много раз, мысленно трансформируйте эти горчичные зерна в нектар.

(Напиток) станет ядом, сомнений в этом нет,
И совершенство в Тантре достигнуто не будет.

Также, что касается количества, вы нельзя выпивать более полной капалы (чаши из черепа). Если же вы пьете больше того и пьянеете, тогда вы переродитесь в аду “Взывающих о помощи”. В Тантре говорится:

У всякого, кто хмелеет от алкоголя,
Многие препятствия возникнут.
Тантрик, пьянеющий от алкоголя,
В царстве “Взывающих о помощи” мучиться будет.

Вы можете подумать: “Разве не выпивали Ачарья Падмасамбхава, Сиддха Вирупа и другие по 500 бочонков алкогольного напитка за раз?” Но в этих историях говорится, что они не только не пьянели от этих пятисот бочонков, но они даже и не пресытились. Говорится, что они задержали заход солнца, когда не смогли оплатить счет в таверне.

Если вы сейчас можете действовать подобным образом- потреблять яд, останавливать Солнце и Луну, передвигать горы с места на место, летать по небу, тогда это принесет пользу учению вообще и особенно Ваджраяне, ибо вы сможете трансформировать феномены, чтобы помогать людям искаженной веры (т.е. тем, кто утратил истинную веру). Великая благодарность будет вам за это. В противном случае ваше восприятие мгновенно станет омраченным из-за алкоголя, и вы будете вести себя, говоря и действуя непредсказуемо , подобно безумцу, чья жизненная энергия вошла в сердечный канал. Ну что же, если такое поведение на самом деле обусловлено вашим духовным совершенством, что мало вероятно, тогда, конечно, это удивительно. Но помните, в текстах Учения говорится:

В век тьмы
Они будут цитировать тантрические писания, в которых говорится,
Что употреблять мясо и алкоголь – правильно.
Без теплоты медитативного переживания
Все будут допущены (к принятию) мяса, крови и алкоголя.
Они будут втайне презирать тех,
Кто практикует согласно Дхарме,
Утверждая, что эти практики не приняли священных обетов.
Люди, подобные им, придут в последний период Учения.
Увы, увы, кроме ада,
Им никуда не попасть. Как жаль!

Поэтому вы Должны точно знать, что принимать, а что отвергать. Вы должны принимать пищу так, чтобы не злоупотреблять телом- основой практики для достижения Просветления, рассматривая пищу как подношение собраний священных субстанций Ваджраяны различным божествам в мандале тела. Вы не должны принимать пищу только для того, чтобы быть здоровым и цветущим. Вспоминая Три мандалы тела12, произнесите:

ХО! Субстанции пищи и питья совершенно чисты,
Изначально являясь великим Собранием Подношения.
Слогами ОМ АХ ХУМ и ХА ХО ХРИ они превращаются в нектар великого блаженства и чистоты.
Агрегаты, элементы и опоры чувств моего тела – это природа тех,
Кто занимает Три Совершенных Сидения [13],
И божеств Мандалы Сотни Славных Семей Будды [14].
В состоянии, где все движение – великое блаженство,
Которое есть высший священный Ваджрный обет
И великое облако Просветленного Ума.
Я наслаждаюсь пищей в состоянии недвойственной равностности.
Пусть я завершу накопления йогического пути
Без появления препятствий, вызванных пищей,
И пусть щедрый хозяин, кто дал сию пищу,
Также познает плоды Махаяны!

Произнеся это и вспомнив чистоту ваджрного тела, станьте уверенными в том, что ступни ног – это мандала воздуха; место тройного соединения – мандала огня; живот – мандала воды; сердце – мандала земли; позвоночник – это гора Меру; голова – вершина горы Меру. Мандала тела— равносторонняя, так что она представляет собой квадрат (основание дворца мандалы). Восемь видов костей (рКанг – 2 кости каждой руки и ноги) – восемь колонн дворца мандалы. Глаза – это пять колец стен. Нос – край стены, зубы – решетчатые навесы на стенах дворца.

Язык и губы являются крепостным валом, и уши – фронтоном. Четыре канала, по которым движется жизненная энергия сердца, – четыре входа во дворец. Изначальное сознание – это Херука [15] внутри дворца. Восемь сознаний – восемь Гаури (божеств) [16]. Восемь видов объектов – восемь Тра-мен-ма (Пхра-мен-ма) [17]. Четыре крайних воззрения – четыре стража врат [18]. Двадцать восемь позвонков – двадцать восемь богов [19]. Десять недобродетельных деяний – это десять мужских гневных божеств [20], десять добродетельных – десять женских гневных божеств [21]. Восемнадцать ребер представляют восемнадцать Великих Вестников [22]. Триста шестьдесят костей – триста шестьдесят Посланников [23]. Семь дверей способностей восприятия – это семь Ма-мо [24]. Двенадцать суставов – двенадцать Тен-ма (бсТан-Ма) [25].

Вкратце, тело изначально и спонтанно является по своей природе пятью мандалами; тело -мандала каналов; каналы – мандала букв; семя – мандала нектара; жизненная энергия – мандала мудрости и сущностное осознавание (риг-па) является мандалой Просветления.

Представляя пять пальцев как богинь [26] пяти объектов наслаждения, наслаждайтесь едой и питьем согласно священным обетам четырех посвящений27. Если вы практик Пути Искусных Средств (Тхабс-лам), наслаждайтесь пищей и т.п., как подношением, представляя ее в виде нектара блаженства и пустоты, не колеблясь даже ни мгновения в этом осознавании. Ват вы практик Пути Освобождения (Грол-Лам), наслаждайтесь пищей и т.п. как подношением, представляя ее как незагрязненный нектар, не колеблясь в этом осознавании. Ваше понимание пустотности должно быть таким ясным и всеохватывающим, чтобы даже не возникала мысль о сладком или горьком. Такое осознавание следует применять ко всем видам еды и питья.

Если вы не способны на такое понимание, или даже если вы можете понять, но являетесь тем, кто стоит за разделение Буддийского канона, то есть если вы соблюдаете правила Винаи и хотели бы делать подношения первой части вашей пищи перед приемом пищи, тогда вы должны делать следующее:

Благословите пищу .превращая ее в нектар, произнеся ОМ АХ ХУМ. Затем, расположив как подношение первую часть пищи , поднесите ее Ламе, читая:

ГУРУ ВАДЖРА НАЙВЕДЬЕ АХ ХУМ
(ГУРУ БАДЗАР НЕВИТЬЕ АХ ХУНГ)

Затем поднесите Трем Драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), читая:

РАТНА ВАДЖРА НАЙВЕДЬЕ АХ ХУМ
(РАТНА БАДЗАР НЕВИТЬЕ АХ ХУНГ)

Затем поднесите Великому Сострадательному (Авалокитешваре), читая:

ЛОКЕШВАРА ВАДЖРА НАЙВЕДЬЕ АХ ХУМ
(ЛОКЕШВАРА БАДЗАР НЕВИТЬЕ АХ ХУНГ)

Сделайте подношения Трем Корням (Гуру, Дэва, Дакини), читая:

ОМ АХ ХУМ ГУРУ ДЭВА ДАКИНИ ВАДЖРА НАЙВЕДЬЕ АХ ХУМ
(ОМ АХ ХУНГ ГУРУ ДЭВА ДАКИНИ БАДЗАР НЕВИТЬЕ АХ ХУНГ)

Затем поднесите горсть (Ч’анг-Бу) Харити (Пхрог-Ма)28 читая :

ОМ ХАРИТЭ ПАНДА АКХАМ СВАХА
(ОМ ХАРИТИ ПАНТИ АКХАМ СОХА)

Потом поднесите горсть пятистам сыновьям Харити, читая:

ОМ ХАРИТЭ ПАНТИНИ КХ-АМ СВАХА
(ОМ ХАРИТИ ПАНТИНИ КХАМ СОХА)

Дайте горсть духам, которые имеют право на первую долю пищи, читая:

ОМ АГРАПАНДА АДШБХИАХ СВАХА
(ОМ АТРАПАНИ АНШБХИЕ СОХА)

Затем сами наслаждайтесь едой, практикуя йогу принятия пищи. Или, если вы не можете, то наслаждайтесь пищей с состраданием к бактериям (Срин-‘Бу), живущим в теле, с намерением помогать им пока едой, а впоследствии, когда вы достигнете просветления, помогать им Дхармой.

После еды дайте одну горсть духам, которые имеют право на остатки, читая:

ОМ УЧЧХАШТА ПАНДА АШИБХИАХ СВАХА
(ОМ УТСИТРА ПАНТА АШИЕХИЕ СОХА)

Затем омойте свой рот. Потом произнесите дхарани для исполнения обязательств, вытекающих из подношений пищи, которой предшествует следующая молитва:

ЧОМДЭНДЭ ДЭШИН ШЕГПА ДРАЧОМПА ЯНГДАГПАР ДЗОПГЕ САНГГЬЕ КУННЕ ОКЬИ ГЬЕЛПО МЕО РАБТУ СЭЛВА ЛА ЧАГЦХЭЛ ЛО

Я простираюсь перед Ясным Пылающим пламенем,
Царем Всесовершенного Света,
Всецело Пробужденным,
Победителем всех врагов и Так Пришедшим.

НАМАХ САМАНТА ПРАБХА РАДЖАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯК САМБУДДХАЯ ТАД ЯТХА НАМО МАНДЖУШРИЕ КУМАРА БХУТАЯ БОДХИСАТТВАЯ МАХАСАТТВАЯ МАХА КАРУНИКАЯ ТАД ЯТХА ОМ НИРАЛАМБНЭ НИРАБХАСЭ ДЖАЯ ДЖАЯ ЛАБХЭ МАХАМАТЭ ДАКШЭ ДАКШИНИ ПАРИШОДХАЯ СВАХА

(НАМА САМАНТА ПРАБХА РАДЖАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯК САМБУДДХАЯ ТАДЬЯТХА НАМО МАНДЖУШРИЕ КУМАРА БХУТАЯ БОДХИСАТОЯ МАХАСАТОЯ МАХА КАРУНИКАЯ ТАДЬЯТХА ОМ НИРАЛАМБЭ НИРАБХАСЭ ДЗАЯ ДЗАЯ ЛАБАДХЭ МАХАМАТЭ ДАКШЭ ДАКШЭНАМ ПАРИШОДХАЯ СОХА)

ГАНГИ ЧЖИНПА МАНТ ЛА ТЕ ЧЖИНПА ДЖИ ТАР МИ ТОГПА ЧЖИНПА НЬЯМПАДЕНЬИКЬИ ЧЖИНДАК ДЕ ЛА ЙОНДЗОК ШОГ

Тот, кто дает, тот, кому дана милостыня, И то, что дается – не концептуализируя их. Силой этой беспристрастности в пожертвовании, Пусть домохозяин достигнет полного совершенства.

Повторяйте 100 раз мантру, данную в Манджушри мула-тантра, чтобы устранить вредные последствия вкушения мяса:

ОМ АХ ВИРА ХУМ ШЕЧАРА МАМ
(ОМ АХ БХИРА ХУНГ КХЕЦАРА МАМ)

и дуньте на кости. Затем прочтите молитву- пожелание:

Да не испытает животное страданий трех низших миров И без всяких помех, пусть оно достигнет рождения в теле Более высоком, чем у богов, И после того быстро достигнет Буддовости!

Когда избавляетесь от телесных нечистот, вы должны удалять их как сказано в Ачалакалпа-тантре.

Для плевка:

ОМ АХ СУ АХАРИБХЬЯ СВАХА
(ОМ АШУ АХАРИ БХЬЕ СОХА)

Для слизи:

ОМ СЯНГАНА АХАРИБХЬЯ СВАХА
(ОМ СИНГАНА АХАРИ БХЬЕ СОХА)

Для телесных нечистот вообще:

ОМ МАЛА АХАРИБХЬЯ СВАХА
(ОМ МАЛА АХАРИ БХЬЕ СОХА)

Для испражнений:

ОМ БХИТА АХАРИБХЬЯ СВАХА
(ОМ БХИТА АХАРИ БХЬЕ СОХА)

Для мочи:

ОМ НУНЧА АХАРИБХЬЯ СВАХА
(ОМ НУНЦА АХАРИ БХЬЕ СОХА)

Для всех остатков:

ОМ УЧЧХИШТА АХАРИБХЬЯ СВАХА
(ОМ УЦЦХИТА АХАРИ БХЬЕ СОХА)

С помощью произнесения этих строк в различных обстоятельствах автоматически произойдут великие милостыни для голодных духов (Йи-Дагс).

Есть несколько специальных молитв, которые служат для увеличения эффекта практик. Если вы произносите следующую мантру во время обхода ступ и т.п., то один обход приобретает силу десяти миллионов:

НАМО БХАГАВАТЭ РАТНАКЕТУ РАДЖАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯК САМБУДДХАЯ ТАД ЯТХА ОМ РАТНЭ РАТНЭ МАХАРАТНЭ РАТНА ВИДЖАЕ СВАХА
(НАМО БХАГАВАТЕ РАТНАКЕТУ РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯК САМБУДДХАЕ ТАДЬЯТХА ОМ РАТНЭ РАТНЭ МАХАРАТНЭ РАТНА ВИДЗАЯ СОХА)
Если вы вынуждены наступать на тени ступ и т.п. из-за положения Солнца и Луны, то идите по тени, представляя, что поднимаете ее вверх, и произносите:
ВАДЖРА BETA КРАМА ХУМ (БАДЗАР ВЕГА ТРАМА ХУНТ)

и это устранит негативные последствия. Когда вы выражаете свое почтение, включая простирания, произносите:

ОМ НАМО МАНДШУШРИЕ НАМО СУШРИЕ НАМО УТГАМАШРИЕ СВАХА
(ОМ НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СУШРИЕ НАМО УТТАМАШРИЕ СОХА)

Увеличение эффекта будет такое же как сказано выше (т.е. в 10 млн. раз).
Аналогично, когда вы делаете подношение цветов, – если вы подносите цветок и повторяете следующую мантру 7 раз, каждый цветок станет по своей силе как миллион цветов:

ОМ НАМО БХАГАВАТЭ ПУШПА КЕТУ РАДЖАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯК САМБУДДХАЯ ТАД ЯТХА ОМ ПУШПЕ ПУШПЕ МАХАПУШПА СУПУШПА УДБХАВЭ ПУШПА САМБХАВЭ ПУШПА АВАКИРАНЭ СВАХА

(ОМ НАМО БХАГАВАТЭ ПУГО КЕТУ РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯК САМБУДДХАЯ ТАДЬЯТХА ОМ ПУПЭ ПУГО МАХАПУПЭ СУПУПЭ УРБАВЭ ПУПЭ САМБХАВЭ ПУПЭ АВАКЕРАНИ СОХА)

Если некто, например, смотритель храма, должен использовать подношения, то как сказано, повторяя следующую мантру, он не навлечет на себя негативных последствий и подношения станут уполномоченной субстанцией (дНгос -груб):

ОМ ДЭВАЯ НАМО НИДХАСА СВАХА
(ОМ ДЭВАЯ НАМО НИДХАСА СОХА)

Мантры для приумножения общих добродетельных практик следующие:

ОМ САМБХАРА САМБХАРА ВИМАНАСАРА МАХА ДЖАМБХА ХУМ ПХАТ
(ОМ САМБХАРА САМБХАРА ВИМАНАСАРА МАХА ДЗАМБХА ХУНТ ПХАТ)

и

ОМ РУЧИРА МАНИ ПРАВАРТАЯ СВАХА
(ОМ РУЦИРА МАНИ ПРАВАРТАЯ СОХА)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При повторении всех этих мантр важно развить отношение, лишенное каких бы то ни было концепций, а затем посвятить накопленные заслуги и прочесть молитву-пожелание о благополучии всех живых существ. Это простое объяснение было составлено Дзогченпой Ранчжунг Дордже (т.е. Кункхьеном Джигме Лингпа).

comments powered by Disqus