Випассана: вопросы и ответы

Buddha.by »

Дост. Махаси Саядо

(избранное)

Вопрос: «Досточтимый Махаси Саядо, было ли у вас полное доверие к медитации Сатипаттхана випассана (Satipatthana vipassana), когда вы начинали её практиковать»?

«Нет, если откровенно, то не было. Изначально у меня не было полного доверия к ней. Поэтому я никого не упрекаю в том, что до того, как заняться практикой, у него нет в неё веры. Это происходит из-за того, что у человека может быть мало опыта в практике или его совсем нет. В 1931 году, когда у меня была лишь восьмая васса (vassa – монашеский год, по количеству васс определяется степень старшинства монаха), к моему любопытству и замешательству, учитель медитации по имени Мингун Джетаван Саядоджи (Mingon Zetawin Sayadawji) давал такие наставления: «Отмечайте (note) – иду, когда идёте; отмечайте – стою, когда стоите; отмечайте – сижу, когда сидите; отмечайте – лежу, когда лежите; отмечайте – сгибаюсь, когда сгибаетесь; отмечайте – разгибаюсь, когда разгибаетесь; отмечайте – принимаю пищу, когда принимаете пищу. Я был смущен тем фактом, что в этой практике не было, в конечном счете, никакого объекта для наблюдения, такого как ум и тело, и их непостоянства, страдания и безличности. Но я уделил этой практике некоторое внимание и подумал: «Какой же это странный метод, которому учит Саядоджи. Я уверен, что он высокообразован и даёт наставления исходя из своего собственного опыта. Может быть, мне слишком рано ещё решать – хороший это или плохой метод до тех пор, пока я сам его не попробую». И вот так я начал его практиковать».

Вопрос: «Досточтимый, а верно ли то, что для хорошо образованных людей их знание становится препятствием к продвижению в практике»?

«Нет, так сказать нельзя. Невозможно, чтобы знание являлось препятствием к практике. Как вы, возможно, знаете, высокообразованный монах по имени Поттхила (Potthila) стал арахатом вскоре после того, как начал практиковать под руководством молодого послушника. В виду этого ясно, что образование или знание не могут быть преградой для продвижения в практике».

На самом деле, реальными препятствиями являются: гордость своим образованием или знанием, слабая вера в практику или её отсутствие, скептическое сомнение, неспособность точно следовать инструкциям учителя, нехватка героического усилия и так далее. Таковы реальные препятствия к развитию сосредоточения и получению знания в результате прозрения».
Вопрос: «Досточтимый, есть ли какое-либо различие между теми, кто медитирует и теми, кто не медитирует, когда они сталкиваются с тяжелой болезнью?

«Да, конечно. Те, кто не занимается медитацией может лишь не забывать о соблюдении правил поведения, о прослушивании чтения Паритт (Paritta), о подношении одежды или еды и так далее. Как жаль, что они могут только совершать действия связанные с благотворительностью и нравственным поведением! Что касается практикующих медитацию, то они не забывают об осуществлении практики высокого уровня, до тех пор, пока не становятся пробужденными, благодаря внимательному отмечанию самого дискомфорта от момента к моменту».

Вопрос: «Досточтимый, возможно ли для нас в эти дни достижение Пути и Плода (magga, phala)»?

«Почему нет? Представьте, что у вас есть химическая формула для изготовления лекарства, тогда вы можете сделать лекарственный препарат и принять его, чтобы излечиться от своей болезни. Точно так же у вас имеется в наличии Учение Будды, как та формула, и также у вас есть склонность к духовному, таким образом, всё, что вам нужно сделать, так это притворить это в жизнь. Несомненно, вы достигнете Пути и Плода. Держите это в своем уме. Более того никакие палийские каноны не говорят, что в наше время невозможно стать пробуждённым. В действительности, они говорят, что в эти дни даже можно стать арахатом с тройным высшим знанием (te-vijja). Даже комментарий к Винае говорит, что минимальное достижение заключается в достижении уровня анагами (anagami), третьей благородной личности.

Вот лучшая цитата, на которую можно здесь сослаться: «Ime ca, subhadda, bhikkhū sammā vihareyyu.m, asuñño loko arahantehi assāti». «О Субхадда», сказал Будда, «до тех пор, пока есть монахи, которые практикуют должным образом, этот мир, никогда не будет пуст от арахатов». В наши дни мы действительно можем найти тех, кто практикует верным образом под хорошим руководством. Поэтому я уверен, что даже теперь мир не пуст от благородных личностей, включая арахатов».

Вопрос: «Досточтимый, вы можете описать то, на что похож опыт пробуждения Пути и Плода (magga-phala)»?

«Когда он или она постигает Путь и Плод, то умственное состояние такого человека очень сильно и внезапно меняется. Он или она может ощутить это, как будто бы они заново родились. Его или её вера и доверие явно возрастают, что влечёт за собой сильный восторг, экстаз и невероятное блаженство. Иногда, такие умственные состояния настолько преобладают, что практикующие не могут проникать в объекты как прежде, даже притом, что он или она сосредотачивают на них своё внимание. Тем не менее, спустя несколько часов или дней, такие умственные состояния имеют тенденцию к тому, чтобы становится более умеренными, и он или она могут снова преуспеть в практике. Некоторые люди могут чувствовать себя расслабленными или вероятно они чувствуют нежелание практиковать или, по-видимому, они удовлетворенны тем, чего они только что достигли, и вероятно, это потому что они возможно не рассчитывали достичь более высоких уровней».

Вопрос: «Досточтимый, имеет ли значение пол практикующего в достижении более быстрого продвижения в практике»?

«Я часто нахожу, что женщины практикуют усерднее наряду с их твердой верой в своего учителя и его руководство. В результате они намного скорее развивают сосредоточение. Это в свою очередь быстрее приводит к знанию прозрения (insight knowledge). Таким образом, я часто нахожу, что женщины делают более быстрые успехи в практике, чем мужчины. Тем не менее, я также обнаружил, что некоторые женщины растрачивают впустую своё время, теряясь в своих мыслях, и поэтому не продвигаются дальше в практике. Есть несколько причин тому, почему они делают совсем незначительные успехи или совсем не прогрессируют в практике, такие как лень, старость, слабое здоровье и так далее. Несомненно, есть также и мужчины миряне и монахи, которые делают быстрые успехи в практике, строго следуя инструкциям».

Вопрос: «Досточтимый, каково максимальное количество пуння (puñña) или заслуг, может быть накоплено благодаря медитации випассаны»?

«Один момент отмечания равняется секунде. Таким образом, 60 моментов составляют минуту. В часе 3600 секунд и 72 000 секунд в сутках за исключением четырех часов для сна. Это поистине гигантское количество заслуг»!

Пер. с англ.: Цветкова Павла

Источник:

Mahasi Sayadaw Fundamentals of Vipassana Meditation.
comments powered by Disqus