Введение в медитацию випассаны

В медитации прозрения используется медитация саматха (успокоение) в качестве основы для постепенного развития концентрации, или однонаправленности ума.

Осознание расширяется, включая все, что происходит в настоящий момент, будь то мысли, чувства или чувственные впечатления. Випассана – это не столько техника, сколько отношение. Это способ смотреть на то, что происходит в настоящий момент, без пристрастия или предрассудков.

В обоих методах саматхи и випассаны ум направлен на объект. В випассане основным объектом при ходьбе является движение ног, а при выполнении сидячей медитации – движение живота во время дыхания. Ум сосредоточен в месте, где движения диафрагмы наиболее отчетливы. Обычно это место примерно на два сантиметра ниже пупка.

Цель випассаны — развить внимательность и как можно дольше поддерживать ясное осознание объекта, на который направлено внимание, чтобы видеть его основные характеристики, его возникновение, пребывание и исчезновение. Необходимо развить “голое осознание”, то есть осознание без суждения или эмоциональной реакции, без пристрастности или предрассудков.

Обычно, когда возникает чувственное впечатление, оно сопровождается реакцией. Реакция может быть положительной, отрицательной или безразличной. Если вы видите кусочек шоколадного торта, это обычно сопровождается положительной реакцией. Вы хотели бы его съесть. Если осознаете неприятный запах, например, запах канализации, вы хотите его избежать, уйти подальше. Это тоже реакция. Если вы находитесь в универмаге, где постоянно звучит фоновая музыка, реакция может быть безразличной. В випассане мы не стремимся ни к одному из них. Наше отношение должно превосходить все эти реакции и основываться на равновесии.

Випассана – это осознание без реакций всех чувственных впечатлений, мыслей и чувств в момент, когда они возникают. Медитирующий позволяет ощущению стать осознанным и завершиться без попыток что-то подавить или удерживать.

Нужно подчеркнуть, что випассана – это не отказ. Давать впечатлениям, мыслям и чувствам приходить так же важно, как и позволить им уходить. Это не то же самое, что медитация саматха, где ум уводится от чувственных впечатлений в состояния поглощенности, которые называются джханами.

Поддерживать такое отношение усилием воли невозможно. Нужно тренировать ум, чтобы развить “голое осознание”. Метод начинается с умственного замечания того, что возникает, например, во время медитации вы можете услышать звук, мягкое жужжание кондиционера или резкое торможение автомобиля. Будет ли приятный или неприятный звук, к нему нужно относится одинаково. Вы осознаете звук и проговариваете в уме «слышу, слышу, слышу», а затем возвращаете внимание к главному объекту: поднятию и опусканию живота или движениям ног.
Если возникает боль или зуд или чувство удовлетворенности или покоя, внимание фокусируете на той части тела, которая испытывает ощущение или чувство и замечаете умом «чувство, чувство, чувство». Ощущение либо уменьшается само по себе, либо полностью исчезает. Иногда может потребоваться более трех замечаний.

Если ощущение боли невыносимо, вы можете сделать движение. Однако нужно осознавать желание сделать это движение. Отметьте в уме «намерение сделать движение» три раза. Затем, когда вы двигаете ногой или какой-либо частью своего тела, проговорите в уме «движение, движение, движение» или «сидение, сидение, сидение». Когда возникает чувство: «чувство, чувство, чувство» и снова верните свое внимание к главному объекту.

Випассана — прямой путь к просветлению. Это может помочь понять истинную природу Вселенной. Когда вы практикуете випассану, или медитацию прозрения, вы понимаете непостоянную природу существования.

Вы можете ускорить свое восприятие, чтобы видеть начало и конец каждого момента восприятия и освободиться от страданий, которые пронизывают жизнь. Однако, этот уровень восприятия обычно не возникает сразу, когда вы начнете практику. На это требуется время. Необходимо наращивать концентрацию и развивать ум.

Випассана позволяет ощутить жизнь совершенно по-новому. Она дает возможность воспринимать “в видимом просто видимое; в слышимом просто слышимое”.

Acharn Helen Jandamit
Rev. Sadharama

Делитесь в соцсетях!
comments powered by Disqus