Виды сознания

Buddha.by »
Дзен и трудовая этика

Когда мы говорим, что некто потерял сознание, мы имеем представление, что сознание – это объект имеющий сущность плотность, как часы, телефон, который можно иметь, а потом можно потерять. В ряде буддийских школ позднего происхождения, даже существует практика переноса сознания, которое выскакивает через макушку головы, оставляя в черепе маленькое отверстие, и улетает далеко, далеко – в страну под названием Чистая Земля.

В действительности сознание само по себе не может никуда улететь без многих поддерживающих его факторов – из групп «нама» и «рупа» . подобные взгляды и понятия появляются тогда, когда сознание воспринимается как сущность, а не процесс. В общем то это не смертельно, но это возврат к анимистическому представлению о сознании, и немного не в духе того, чему учил Будда в Палийских суттах. Это тоже самое, что верить в существование пищеварения в отдельности от желудка и пищи. Ведь никому в голову не придет мысль заявить, что пищеварение вышло из тела и направилось куда-то. Тем не менее, когда речь заходит о сознании, то человек, желая видеть в нем частичку своего «я», приписывает ему субстанциальность.

Вообще существует шесть видов сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума.

Сами по себе без своих объектов эти сознания не могут возникнуть. Например, что бы возникло сознание видимого объекта нужны, по крайней мере, объект и глаз. Если их нет, то и зрительного сознания не будет.

Поэтому эти виды сознания взаимодействуют со своими объектами и «познают» их. Весь мир или вселенная и сводится к взаимодействию сознаний со своими объектами. Мир, как его описал Будда таков:

  1. сознание глаза – глаз – видимые объекты
  2. сознание уха – ухо – звуки
  3. сознание носа – нос – запахи
  4. сознание вкуса – язык – вкусы
  5. сознание тела – тело – прикосновения и осязаемые объекты
  6. сознание ума – ум – объекты ума.

Кто-то может предположить, что раз уж сознание зависит от объекта и органа восприятия, то управлять им дело простое – закрыл глаз или убрал объект, и дело с концом. Однако в этом случае в действие вступит ментальное сознание (мано-винняна). Именно в ее сферу входит всякий религиозно-мистический опыт – видение духов, ангелов, богов, слышание голосов; детские страхи, навязчивые идеи, воспоминания и т. д. Именно оно перемалывает информацию, которая поступает через другие органы чувств и соответствующие сознания. И именно оно в виде светящегося сознания (пабхассара-читта) познает саму ниббану. Сознание, познающее ниббану, или свое прекращение, часто отождествляют с вечной божественной реальностью, божественным сознанием, истинным «я» в других йогических и философских системах. В действительности это сознание также непостоянно, как и другие виды сознаний. Оно прекращается, знаменуя ниббану.

Эти восемнадцать элементов составляют наш мир. Внимательный практик может видеть, что сознание глаза возникает при соединении глаза с видимым объектом и зависит от них. Сознание уха возникает при соединении уха со звуком и зависит от них и т. д.

Каждое мгновенье приносит возникновение и прекращение одного из этих шести сознаний в соединении с органом чувств и объектом; развивая проникновенное осознание, медитирующий видит, что не существует никакого постоянного «я», или «души», или свидетеля; а есть только процесс возникновения и исчезновения этих восемнадцати баз (дхату) .

Buddha.by

comments powered by Disqus