Вечен ли Дух, или Атман?

Buddha.by »
ООН

Сама этимология слова Атман говорит о том, что Будда был недалеко от истины. Непостоянство всего – это один из основных “догматов” буддизма.

Оппоненты буддизма из брахманистских школ утверждают, что все непостоянно, кроме Атмана, или Духа, как переводят иногда Атман, который постоянен и субстанциален.

В принципе, Атман и дух не далеки друг от друга, так как оба эти слова связаны с идеей дыхания. Корень et-men (дыхание) родственен с староанглийским “??m”, греческим “asthma”, немецким “Atem”: “atmen” (дышать).

Раз Атман – это дыхание, возникает вопрос, а постоянно ли дыхание? Вдох сменяется выдохом и т.д. Где тут постоянство? Субстанциально ли дыхание? Это поток воздуха, который состоит других частиц, находящихся в движении. Где тут нечто неизменное, постоянное и вечное?

Будда был наблюдательным парнем. И он не отрицал Атман, или дух как таковой. Просто Атман не лишен тех же признаков, что и все остальные феномены – непостоянства.

comments powered by Disqus