Уровни восприятия в развитии видения

Buddha.by »
Уровни восприятия в развитии видения

Уровни восприятия объектов в практике развития мудрости

Когда йогин уравновесил семь факторов Просветления, на первый план выходит равностность (упеккха). Остальные факторы не так заметны, потому что они уже выполнили свои функции. Разумеется, вместе с осознанностью присутствует однонаправленность (экаггата) и сосредоточение (самадхи). Управлением этими факторами постигается истинная природа явлений.

1-й уровень: Управление двумя этими факторами и называется медитативным вниманием, или умственным отслеживанием (манасикара). В самом начале практики умственное отслеживание довольно грубое. Наставления по медитации випассаны предписывают развивать более интенсивное внимание, чем обычное, или мирское внимание. В наставлениях по обузданию чувств говорится:

Видя глазом форму…
слыша ухом звук,…
чуя носом запах …
вкушая языком вкус …
ощущая прикосновение телом …
сознавая интеллектом идею,
не хватайся ни за общие, ни за конкретные признаки

Йогин, отследив умом зрительный объект как “форма”, “форма”, не останавливаясь на нем, отбрасывает его. Так и в случае со звуком и другими объектами органов чувств и сознания йогин просто отслеживает его как “звук”, “звук”, не углубляясь в детали. Это 1-й уровень восприятия объектов, или способ умственного отслеживания, с которого начинается практика.

Но в таком способе умственного отслеживания есть некоторые грубые элементы. Умственное отслеживание, как “форма”, “форма” или “звук”, “звук”, подразумевает объект. То есть само внимание придает этим явлениям статус реальных объектов. Для внимания нужен объект. Но по мере прогресса в медитации приходит понимание, что именно тот объект есть опора для алчности (араманна) и привязанности (аламбана).

2-й уровень. Где алчность, там и невежество. Алчность поддерживает невежество. На предварительной стадии йогин избегал обычного способа восприятия, такого как “женщина”, “женщина”, “мужчина”, “мужчина” в отношении зрительного объекта, не обращая внимания на детали, которые порождают разные иллюзии в уме. Йогин воспринимал все зрительные или слуховые объекты как просто “форму” или “звук”.

Но по мере дальнейшего продвижения в развитии правильного видения йогин замечает, что в таком способе восприятия присутствует ложная идея – представление о двух конечных точках и середине. Когда он отслеживает зрительный объект как “форму”, а слуховой объект как “звук”, происходит своеобразное раздвоение между глазом и формой, ухом и звуком. При этом он поддерживается существование иллюзии, ложной идеи о двух конечных точках. Где есть два конца, там есть и середина. Такой способ умственного отслеживания оставляет возможность для субъектно-объектных двойственных отношений. С одной стороны есть йогин, а с другой – объект восприятия. И он все равно воспринимается как объект, даже если не углубляться в его признаки. Теперь йогин должен разрушить это препятствие.

Есть шесть разновидностей воспринимаемых объектов – формы, звуки, запахи, вкус, касания и идеи. Будда сравнил совокупность восприятия, (сання пали, самджня, санскрит) с миражом. Если восприятие – это мираж, то и зрительное и все остальные виды восприятия тоже мираж. Принимать за реальное то, что имеет иллюзорную природу – заблуждение. Чтобы глубоко понять эту иллюзорную природу в восприятии, необходим более тонкий способ умственного отслеживания.

При этом йогин, вместо того, чтобы отслеживать объекты как “форма”, “форма” или “звук”, “звук”, поднимается на ступень выше и отслеживает их как “наблюдение” или “слышание”. Теперь он отслеживает воспринимаемые объекты, всего лишь как “наблюдение-наблюдение”, «слышание-слышание”, “ощущение-ощущение”, «мышление-мышление”. Короче говоря, йогин старается разорвать сеть восприятия и свести опыт к чистому осознаванию. Это выход за пределы языковой сферы, логики, а также дуализма двух концов и середины.

Мы повсюду сталкиваемся с субъектно-объектными отношениями. Есть желающий и есть желаемое. Есть наблюдатель и наблюдаемый объект. Но при таком способе отслеживания остается место для заблуждения, и эго-концепции. Йогин останавливается на обнаженном наблюдении, обнаженном слышании, обнаженном ощущении и обнаженном мышлении. Он не придает им статус объекта. Он не дает им наименование. Цель этого метода умственного отслеживания или обращения внимания состоит в искоренении самомнения “Я есть”, которое практикующему нужно осуществить, чтобы достичь освобождения. Самомнение “Я есть” – это асмимана.

Данное существование, бхава – это способ измерения. Чтобы измерять, нужно иметь две точки отсчета. Есть тот, кто желает, и желаемый объект. Когда, так сказать, “забиваешь” эти колышки, то начинаешь измерять так называемое “существование”. Так что “существование существует” между этими двумя точками отсчета. Чтобы искоренить или вынуть эти колышки, нужно избавиться от этого дуализма, или дихотомии, а также и от середины.

Из наставлений Бхикху Ньянананды

comments powered by Disqus