Управление в корпоративной среде по Конфуцию

Buddha.by »
Конфуцианский менеджмент

Роль конфуцианства в Корее

В истории Кореи, конфуцианство произвело большое воздействие на всю гамму культуры и общества. В частности, конфуцианство, как Золотое правило или национальный культ, затрагивало политику государства, экономику, общество, культуру, и образование в течение правления Династии Choson (1392-1910). До настоящего времени, конфуцианство было главной опорой корейского общества, и оно сформировало особую этику построения гармоничного общества. Следуя конфуцианским принципам с упором на самоусовершенствование и общественно-политическую гармонию, корейцы традиционно стремились к совершенствованию человеческой природы, созданию гармоничного общества, ритуальному действию, но они проигнорировали научный подход, эмпирические методы и прагматизм.

В корейском обществе, все же формируются новые общественные и культурные ценности и среди людей, групп, и организаций. С притоком глобальной информации, новые идеи быстро распространились в корейском обществе и имели большое воздействие на корейцев в сфере политики, экономики и культуры. Старые и новые ценности, основанные на традиционной мысли и зарубежных идеях сосуществуют в корейском обществе. Кроме того, положительные конфуцианские ценности, типа стремления к образованию и социо-политического коллективизма, повлияли на эффективность корейского бизнеса и образовательные заведения. Как отмечено некоторыми западными учеными, конфуцианские ценности были катализатором модернизации корейского высшего образования, а так же развитии корейской экономики.

Руководство и менеджмент в трудах Конфуция

Руководство всегда было движущей силой в любом бизнесе, некоммерческой организации, обществе, и нации. Способность лидеров и их поведение могут воплотить этические ценности в организационной культуре, изменить организационные структуры, влиять на организацию, создавать организационную культуру, и взять инициативу для изменения организации. Практически, лидерство не только основной фактор в управлении, но также и в создании новой организационной культуры. Другими словами, руководство расценивается как существенный элемент, или основной актив в организационной культуре.

В трудах Конфуция, понятие лидерства, или руководства обозначается словом “cheng”. Обычно оно переводится как управление государством, общественно-политическим порядком, или политикой. Конфуций объяснял “cheng” в зависимости от общественно-политического контекста.

Конфуций говорил: «управлять значит исправлять. Если бы вы показали правильный пример, будучи правым, кто бы смел, поступать неправильно?»

«Пусть правитель будет правителем, подчиненный подчиненным, отец отцом, сын сыном».

«Если человек умеет поступать правильно, ему ничто не будет мешать управлять? Если он не может поступать правильно, как он может исправить других?

Его труды показывают, что понятие управления (cheng) связано с исправлением, улучшением. В китайском, этимология слова “cheng” – это бороться, исправлять. Итак, “управление” означает “исправление”, и это понятие включает общественно-политические идеи типа, “выполнения обязанности” и “правильного поведения”. Это касается и качеств лидеров, которые управляют людьми. На основе этих правил Конфуций объяснил управление как руководство общественно политическим порядком или политикой:

Один чиновник спросил учителя об управлении. Конфуций сказал, ‘Накормите и вооружите простолюдинов, и они будут доверять Вам …

Другому Конфуций посоветовал: «Поощряйте людей к упорному труду, показывая собственный пример». Учитель добавил: «не прекращай усилий».

Один правитель задал вопрос об управлении. Учитель сказал: «удостоверьтесь, что ближний доволен, а дальний и сам придет».

Конфуций показал необходимые условия для управления людьми. Лидер должен воспитать себя особым образом и служить людям. «Будь сам хорош, и все будут хороши; поступай с людьми с достоинством и добротой». Чтобы достичь общественной гармонии Конфуций сначала подчеркивает важность личного воспитания, а затем уже рекомендует участие в общественных процессах. Порядок и общественно-политическая гармония связаны с личностным ростом лидера и его лидерскими качествами.

Кроме того, Конфуций подчеркивает не только этический характер и поведение лидера, но также и исправление его недостатков. Для Конфуция, “исправление имен” нужно рассматривать в контексте управления государства. Он расценивает “исправление имен” как исходную точку в управлении общественно-политической системой.

Конфуций говорил, что надо придерживаться середины. Середина есть – высшее качество. Правитель должен быть сердечным, но все же строгим, внушающим уважение, но все же не жестоким, сдержанным в речи, но раскованным. В «исправлении имен» среднее рассматривается как существенное достоинство или ценность руководителя, или лидера, в деле установления общественно-политического порядка.

Кроме того, Конфуций подчеркивает важность отношений между правителем и подчиненными. Например, правитель должен служить подчиненным в соответствии с ритуалом, тогда как подчиненные должны служить их руководителю, прилагая все усилия, Конфуций советует правителю взращивать нравственное руководство, чтобы управлять людьми, а также учит быть верным правителю.

Говоря о конфуцианских качествах руководителя, Конфуций указывает, чтобы те, кто хочет быть правителями, были должны быть нравственными лидерами – добродетельными и порядочными. Конфуций говорит о важности гармоничных отношений в иерархических организациях.

Если сравнивать западные теории управления с конфуцианскими, то здесь можно увидеть некоторые общие черты. Учение Конфуция о качествах лидера можно свести к двум типам руководителей – авторитетное лидерство и гуманное лидерство. Первое сходно с харизматическим лидерством, потому что это лидерство по Конфуцию – есть сила индивидуальности, которая вызывает не только высокую степень преданности, но и высокую степень доверия. С другой стороны, последний тип соответствует трансформационному руководству, потому что Конфуций призывал лидеров развивать положительные моральные качества.

Нравственность в корпоративной среде

Конфуций иллюстрирует понятия лидерства с двух точек зрения: социальные этические ценности и индивидуальные этические ценности. Подразумевая, что индивидуальные ценности связаны с лидерскими качествами, социальные ценности будут нераздельны с корпоративной культурой, потому что культура – это фактически комбинация ценностей и методов в организации или общества. Для Конфуция, эти ценности, будучи основными факторами достижения идеального руководства и гармоничного общества, не отделимы друг от друга.

В своих сочинениях Конфуций рассматривает правителя как образец нравственности, который умело, управляет и руководит.

Конфуций сказал, что три вещи характеризующие благородного человека – человек благосклонный никогда не волнуется; мудрый никогда не бывает в сомнении; храбрый никогда не боится.

Конфуций считает правителя благородным человеком – благосклонным, мудрым и храбрым. Для Конфуция, этические ценности, типа благосклонности, мудрости, храбрости, достоинства, и справедливости – это существенные инструменты, с помощью которых правитель становится нравственным менеджером корпоративного общества.

Конфуций говорит, что благосклонность и мудрость – это как важные элементы для правителя, который хочет быть моральным лидером или благородным человеком. Конфуций смотрит на благосклонность на то, за что любят подчиненные, тогда как мудрость нужна, что бы знать подчиненных. Можно сказать, что первый – главный фактор поддержания гармоничных отношений между правителем и его подчиненными; последний – существенный элемент, который показывает эффективное лидерство. Кроме того, чтобы общество было здоровым, Конфуций советует старшим и младшим по рангу соблюдать некоторые этические правила:

(1) взаимные этические правила начальника и подчиненного – ритуал, справедливость, верность, и искренность;

(2) этические правила подчиненных – лояльность, сыновнее благочестие, и уважение;

(3) этические правила старших – прощение, благосклонность, мудрость, и исправление.

В бизнесе и любых других организациях нравственные ценности, описанные в трудах Конфуция – не только существенные факторы в личном поведении, и в организационной культуре, которая включает ритуалы, церемонии, и символы. Чтобы организация была успешной, лидер должен стать менеджером, который прилагает все усилия для достижения успеха в руководстве организацией, а также подаёт пример другим.

В целом этические ценности в Конфуция строят взаимные отношения, основанные на иерархических правилах. Окончательная цель конфуцианских этических ценностей состоит в том, чтобы строить личный и общественно-политический порядок в корпоративном обществе. Личные качества как основной фактор тесно связан с эффективным управлением.

(По материалам разных источников)

comments powered by Disqus