Трудовая этика и деловые качества джайнов

Buddha.by »

Одна из самых древнейших ныне существующих религий в мире, Джайнизм, имеет одно из самых успешных и стабильных деловых сообществ. Джайнизму более чем три тысячи лет. Он появился в Индии и имеет собственный свод священных текстов, стили искусства, литературы, ритуалы и философию. Хотя эта община очень маленькая, ее влияние на историю и культуру Индии существенно. Основа философии джайнов – принцип ненасилия, почитание всех видов жизни, и современные джайны до сих пор следуют этому этическому закону. Они – строгие вегетарианцы, у них крепкие семьи и религиозная община. Джайны – щедрые филантропы, и обладают высокой самодисциплиной в каждодневной жизни. В бизнесе они предприимчивы и надежны.

Джайны успешно проявили себя в алмазной промышленности, где буквально за последние пятьдесят лет заняли ведущие позиции. В Северной Америке многие джайны заняли ведущее положение в медицине, информационных технологиях, банковском деле, они оказывают юридические и бухгалтерские услуги. В Европе самая большая диаспора джайнов живет в Лондонском Сити, где они также преуспевают в ряде сфер бизнеса.

Весь этот успех основан на традиционных ценностях джайнизма – упорном труде, самодисциплине, образовании, честности и ощущении принадлежности к религиозному сообществу. Когда джайны иммигрировали из Индии в Восточную Африку на рубеже двадцатого столетия, у них ничего не было в карманах, но их выручила их культура и религия – она помогла не только преуспеть, но и преобразовать целое поколение. Большинство британских джайнов происходит из Восточной Африки. Их влияние на экономическое развитие той области также было существенным.

Священные писания джайнов написаны на пракритах (разговорных языках Древней Индии), Санскрите, которые не легко понять современному читателю. Тем не менее, уровень образования среди джайнов остается одним из самых высоких в Индии.

Немного истории

Махавира родился в Северной Индии приблизительно в 599 до н.э. В молодости Махавира, основатель джайнизма, оставил удобства и роскошь и удалился в лес для медитации и поиском смысла жизни. Эти поиски продолжались двенадцать лет. Они включали суровые посты и аскезу, после чего он достиг сверхзнания, или Kevalya Gnan у реки Rijuvalika, что она территории современный штата Бихар, Индия. Он понял, что цель жизни состояла в том, чтобы достигнуть свободы от рабства материи через очищения души, что ведет к освобождению от цикла рождения и смерти. И это окончательное счастье и бессмертие. С самого начала Махавира был против любой формы дискриминации – кастовой, половой и т.д. В то время в Индии эти идеи были радикальными и революционными, учитывая доминирование брахманской священнической касты. Махавира основал большой орден монахов и монахинь, ведя их по пути ненасилия и очищения души. После его смерти многое из его учений передавались из уст в уста и затем записаны в виде священных текстов.

Джайны расселились по всей Индии, включая Раджастан, Гуджарат, Махараштру и Карнатаку. Ученость и самопознание настоятельно поощрялись; монахи и монахини были учеными в области философии, искусств и лингвистики. Многие становились одними из самых известных поэтов, писателей и философов Индии. Миряне становились министрами и правителями, торговцам и юристами. Влияние джайнов на историю и развитие Индии было и продолжает быть огромным, учитывая небольшое количество из самих (около 2 млн.).

Принципы Джайнизма и их влияние на менталитет джайнов

Монахи и монахини – духовные образцы для подражания и наставники
общины. Они соблюдают очень строгие правила поведения, не имеют имущества и должны странствовать. Им не позволено пользоваться никаким транспортом. Община подает им пропитание, а они дает учения и наставления. Было много примеров, когда успешные бизнесмены оставляли мир и становились монахами.

Принцип ненасилия означает отказ от насилия. У джайнов принцип ненасилия – это отказ от насилия в мысли, слове и деле. Он распространяется все существа, а не только людей. Махавира сказал, что каждое живое существо хочет жить, и мы должны уважать это желание в наших мыслях и действиях. Таким образом, джайны – самое древнее вегетарианское сообщество на планете, и они имели огромное влияние на практику вегетарианства в современной Индии. На пример во всех тюрьмах в Индии пища строго вегетарианская, что есть прямое влияние джайнской философии.

Этот подход привел к ограничениям сфер, в которых джайны могут работать. Например, они не могут заниматься бизнесом, связанным с продуктами животного происхождения.

Принцип Aparigraha гласит, что материализм – это первопричина человеческой неволи, и он препятствуют пониманию истинной духовной свободы. Жадность считается джайнами формой насилия, поскольку ее природа – это порабощение. Таким образом, хотя джайнов меньше 1 % от всего населения Индии, на них приходится более 50% всех благотворительных организаций. Для них бизнес – это занятие, а не одержимость, а благотворительность – естественное следствие делового успеха.

Принцип джайнизма Anenkant утверждает, что истина имеет много аспектов – нет никакой единственно верной истины. Такой подход предотвращает фундаментализм, и воспитывает уважение к другим верам. Он поощряет терпимость и уважение к другим культурами, и этот принцип помог им приспособиться к условиям современного мира. В бизнесе они имеют дело со многими этническими группами, единственное по чему можно догадаться, что они джайны – это по тому, что они заказывают себе на обед. Но джайны никогда не навязывают своих ценностей другим.

Asteya и Satya поощряют джайнов быть правдивыми и честными в поступках – не брать то, что принадлежит другим. Честность и искренность – очень
неотъемлемые черты в их поведении и характере. Часто их деловой принцип – победа-победа, нежели победа-поражение. Вся жизнь – взаимозависимый феномен, семейный бизнес, распространенный среди джайнов, подчеркивает эту зависимость, он также ограничивает жадность и эгоизм.

Джайны верят, что человек должен быть господином своих чувств, а не рабом. Saiyam, или самодисциплина очень важна в джайнизме, и это широко признанный важный аспект успешного лидерства.

Умеренность в еде также очень важное достоинство. Джайнизм предписывает воздержание от пищи в течение восьмидневного поста во время праздника Paryushan. Цель состоит в том, чтобы контролировать жадность, и голод также очищает душу.

Эти ценности воспитываются ежедневно с помощью религиозных обрядов и медитаций. Очень интересно посетить храм джайнов в сердце делового района Мумбая и посмотреть на бизнесменов, которые заходят помолиться перед прибытием в свои офисы. Без такого постоянного духовного упражнения вероятно жадность и материализм разрушил бы духовные ценности джайнов. Эта культура поощряет видеть вначале свои ошибки, прежде чем отыскивать их у других. Это – философия непрерывного самосовершенствования и самоочищения.

comments powered by Disqus