Сущность медитации прозрения (vipassana)

Buddha.by »
Семь стадий очищения ума

Практика умиротворения (samatha) притупляет действие неблагих четасик, временно блокирует их. Однако, обретение освобождения от сансары требует полного устранения неблагих четасик так как они являются корнем сансарического бытия. Это достигается посредством медитации прозрения (vipassana).

Сущность випассаны – развитие мудрости (paññā), которая заключается в знании природы дхамм. Под последней, в данном случае, понимается непостоянство (anicca), страдательность (dukkha) и безличностность (anatta). При этом речь идет об обнаружении перечисленных трех свойств не у всех дхамм, а только у материи (rūpa), мирского сознания (lokiya citta) и явлений, это сознание сопровождающих (cetasika).

Цель практики випассаны – познание природы дхамм. Обретение этого знания сопровождается уcтранением причин страдания (обретение непреходящего счастья).

Семь стадий очищения представляют собой семь ступеней, последовательное прохождение которых ведет к достижению цели практики. Не пройдя первую ступень, невозможно пройти вторую и так далее.

Перечислим стадии очищения:

  1. Чистота нравственности (sīla-visuddhi) – приведение своего поведения в соответствие с учением Будды о добродетели;
  2. Чистота ума (citta-visuddhi) – подавление помех (nivārana);
  3. Чистота воззрений (diṭṭhi-visuddhi) – познание свойств и функций дхамм (устранение ошибочных взглядов);
  4. Чистота от сомнений (kaṅkhā-vitarana-visuddhi) – устранение таких сомнений как: «Существовал я в прошлом или же нет?»;
  5. Чистота различения Пути и не являющегося Путем (maggāmagga-ñāṇadassana-visuddhi) – прохождение этой стадии заключается в развитии способности отличать буддийский Путь к освобождению от прочих практик;
  6. Чистота знания о продвижении по Пути (patipadā-ñāṅadassana-visuddhi);
  7. Чистота знания и видения Пути (ñāṅadassana-visuddhi) – обретение «святости».

Чистота нравственности (sīla-visuddhi).

Чистота нравственности – это:

  1. Правильная речь – воздержание от лжи, клеветы, оскорблений, пустословия;
  2. Правильные поступки – воздержание от убийства, воровства и разврата;
  3. Правильный образ жизни – для мирян он состоит в отказе от торговли оружием, наркотиками, ядом.

Чистота нравственности достигается посредством комплекса из четырех практик:

  1. Ограничение свободы собственных действий рамками таких «формальных» правил поведения (pāṭimokha) как отказ от воровства (pātimokha-saṃvara-sīla).
  2. Охрана чувств (indriya-saṃvara-sīla) – сущность практики описана в сутте
  3. Чистота образа жизни (ājivapārisuddhi-sīla) – это довольство малым.
  4. Размышления об использовании необходимого (paccayasannissita-sīla). «Необходимое» – это пища, одежда и прочие вещи, необходимые для поддержания жизни. «Размышления о необходимом» – это сведение использования вещи к использованию ее основного свойства. Например, использование пищи только для поддержания жизни, одежды – только для защиты от жары и холода и так далее.

Чиcтота ума (citta-visuddhi).

Чистота ума – это способность к временному подавлению помех (nivārana). Иными словами, чистота ума представляет собой способность входить в состояние концентрации доступа или достигать дхъян. Непосредственно к анализу дхамм переходят только достигнув «чистоты ума», так как в противном случае сосредоточение оказывается недостаточным и практик начинает подменять анализ-видение дхамм фантазиями на тему анализа.

Чистота воззрений (diṭṭhi-visuddhi).

Достигнув чистоты ума (citta-visuddhi), йогин переходит к очищению воззрений. Последнее состоит в анализе дхамм, усмотрении их сущностных свойств и функций. Йогин начинает с анализа материи (rūpa), а затем переходит к изучению ума (citta) и связанных с ним явлений.

Результатом данной аналитики является обретение знания сущности и функций каждой дхаммы. Последнее, в свою очередь, приводит к устранению ошибочных взглядов относительно себя самого. Обретается понимание того, что в действительности есть только дхаммы, а «Я» нет ни в дхаммах, ни вне них.

Знание достигшего чистоты воззрений называют также «nāma-rūpa-pariccheda-ñāṇa» – «знание различия между телом и умом».

Чистота от сомнений (kaṅkhā-vitarana-visuddhi).

Эта чистота обретается вследствие устранения сомнений относительно прошлых, настоящих и будущих жизней. Метод достижения – анализ причинно-следственных связей между дхаммами в соответствии с учением о зависимом возникновении (paticca-samuppada). В процессе продвижения в данной практике подвизающийся устраняет оставшиеся ошибочные воззрения относительно дхамм и обретает уверенность, знание того каковы они на самом деле.

Перечислим некоторые «ошибочные взгляды», подлежащие уничтожению на данном этапе: «поступки не дают плодов в последующих жизнях», «я не буду существовать после смерти моего тела», «мое я существует вечно», «мое я можно уничтожить», «нечто может возникнуть без причины», «есть творец всего сущего».

Чистота различения Пути и не являющегося Путем (maggāmagga-ñāṇadassana-visuddhi).

С обретения чистоты различения Пути и не-Пути начинается практика випассаны в строгом смысле слова. Ее достижение сопровождается обретением способности видеть три свойства всех обусловленных дхамм (sammasana-ñāṇa ) и познание процессов возникновения и исчезновения обусловленных дхамм (udayabbaya-ñāṇa). На этой стадии пути практик впервые начинает иметь дело непосредственно с тремя свойствами обусловленных дхамм (невечность, страдательность, безличность).

Прохождение данного этапа может быть представлено как процедура последовательного рассмотрения всех обусловленных дхамм. Начинают с дхамм материи.

Рассматривая дхаммы материи, видят что все они невечны (anicca), так как непрестанно распадаются. Видя невечность, ужасаются, постигают, что невечное не может дать счастья, а значит является мучительным (dukkha). Каждая из этих дхамм распадается полностью, без остатка, следовательно ничего не сохраняется, не переходит из прошлого в настоящее. Таким образом, дхаммы не являются «Я» и не относятся ко мне, они безличны (anatta).

Аналогично рассматриваются прочие группы дхамм. В данном случае не рассматривается время, в которое дхаммы возникали или могли бы возникнуть, исследуются группы как таковые.

В процессе данной практики развивается способность различать моменты возникновения, пребывания и разрушения каждой обусловленной дхаммы. Это называют sammasana-ñāṇa.

Затем исследуют условия возникновения каждой обусловленной дхаммы, развивая, таким образом, udayabbaya-ñāṇa.

Кульминация познания процессов возникновения и исчезновения обусловленных дхамм (udayabbaya-ñāṇa) – появление особых признаков успешной практики: тело начинает испускать свет, появляется энтузиазм, блаженство, тело и ум становятся податливыми и работоспособными, ум непрестанно сосредоточен на объекте медитации, появляется также легкая привязанность к обретенному состоянию.

Если знаки успеха очаровывают практика, то он начинает сворачивать с пути. Например, такой человек может подумать что уже достиг просветления и возгордиться. Или же привязаться к приятным ощущениям и сделать их целью практики. На данном этапе йогин должен продолжить сосредоточение на непостоянстве, страдательности, безличности, не не позволить себе увлечься знаками успеха. Если ему это удается, то он обретает чистоту различения Пути и не являющегося Путем.

Чистота знания о продвижении по Пути (patipadā-ñāṅadassana-visuddhi).

На этой стадии практик доводит до совершенства полученное ранее знание возникновения и исчезновения дхамм (udayabbaya-ñāṇa) и обретает оставшиеся восемь видов знания випассаны (vipassanā-ñāṇa).

Достигнув чистоты знания Пути и не Пути (maggāmagga-ñāṇadassana-visuddhi), практик продолжает совершенствовать знание возникновения и исчезновения обусловленных дхамм (udayabbaya-ñāṇa), доводя его до совершенства.

В определенный момент йогин перестает рассматривать возникновение и пребывание дхамм, удерживая внимание на одном лишь распаде. Удержание внимания на разрушении дхамм, знание признака их распада называется bhaṅga-ñāṇa.

Непрестанное созерцание распада дхамм рождает страх. Знать, что обусловленные дхаммы ужасны – bhaya-ñāṅa.

Ужаснувшись, йогин понимает, что обусловленные дхаммы неудовлетворительны, порочны по сути – ādinava-ñāṅa.

На основе предыдущего знания возникает отвращение в отношении обусловленных дхамм. Познание этого отвращения называют nibbidā-ñāṅa.

На основе отвращения возникает стремление к побегу из плена обусловленных дхамм. Познание этого стремления называют muñcitukamyatā-ñāṇa.

Полученный йогином опыт на данном этапе пути является тяжким бременем. Ум практика на этом уровне, очевидно, непрестанно и лихорадочно пытается сбежать из тюрьмы бытия. На этом этапе йогин может отвернуться от созерцания и попытаться найти спасение в исполнении ритуала, браке или мирских мыслях. В действительности же ему следует вернуться к рассмотрению преходящности (anicca) дхамм и другим двум признакам, повторно рассмотреть их. Если ему это удается, то он понимает, что к освобождению ведет лишь знание трех сущностных свойств обусловленных дхамм (anicca,dukkha, anattā). Это понимание называют paṭisankhā-ñāṇa.

Повторно исследуя дхаммы, зная что практика ведет к освобождению, йогин преодолевает отвращение в отношении обусловленного. Преодолев отвращение, он обретает бесстрастие. Знание о том, что бесстрастие обретено называют saṅkhārupekkhā-ñāṅa.

Обретенное бесстрастие поддерживают, сосредотачиваясь на одном из трех свойств обусловленных дхамм. На этой стадии ум уже стремиться узреть освобождение (ниббану), но, не обнаруживая ее, непрестанно возвращается созерцанию свойств обусловленных дхамм. Это длится до тех пор пока не возникнет адаптирующее к познанию ниббаны (anuloma) сознание. Возникновение адаптирующего (anuloma) сознания знаменует достижение чистоты знания о продвижении по Пути (patipadā-ñāṅadassana-visuddhi).

Знание, обретаемое вследствие практики випассаны (vipassanā-ñāṇa).

Очищение ума (visuddhi) сопровождается обретением знания. Насчитывают десять видов знания, обретаемого в процессе практики випассаны. Все эти десять видов возникают в процессе усмотрения трех общих свойств всех обусловленных дхамм.

Перечислим знания, обретаемые вследствие практики випассаны (vipassanā-ñāṇa):

  1. Sammasana-ñāṇa – способность видеть три свойства всех обусловленных дхамм (невечность, страдательность, безличность);
  2. Udayabbaya-ñāṇa – знание процессов возникновения и исчезновения обусловленных дхамм;
  3. Bhaṅga-ñāṇa – знание о непрестанном распаде дхамм материи и ума;
  4. Bhaya-ñāṇa – зная, что дхаммы непрестанно распадаются, уходят в небытие, человек ужасается (видит, что дхаммы ужасны). Бхая-няна – это знание о том, что дхаммы ужасают;
  5. Ādinava-ñāṇa – знание о том, что дхаммы не могут принести удовлетворения;
  6. Nibbidā-ñāṇa – познание отвращения к обусловленным дхаммам. Все обусловленные дхаммы не могут дать счастья и покоя, подобно тому как испорченная пища не может насытить;
  7. Muncitukamyatā-ñāṇa – познание желания сбежать из плена обусловленных дхамм;
  8. Paṭisankhā-ñāṇa – знание о том, что освобождение требует повторного рассмотрения обусловленного на предмет трех свойств(невечность, страдательность, безличность);
  9. Saṅkārupekkhā-ñāṇa – познание беспристрастия в отношении обусловленных дхамм;
  10. Anuloma-ñāṇa – познание приспособления к Пути.

Источник: Buddha Abhidhamma by Dr Mehm Tin Mon
https://vk.com/buddha_abhidharma

comments powered by Disqus