Страстное желание – источник страдания

Buddha.by »
Страстное желание – источник страдания

Дост. Пемасири тхера.

(избранные отрывки)

«Терпеливо ожидать» сказал Будда, «постоянно наблюдая за собой». Чем больше мы вглядываемся в себя, тем больше для нас будет от этого пользы.

Нет никакой необходимости слишком беспокоиться о том, что другие люди говорят или делают.
Мы привыкли направлять наши умы на внешний мир, смотреть на то, что происходит вовне. Это плохая привычка. На самом деле нет никакой необходимости смотреть за другими.

Будда видел мир полностью противоположным образом – совсем не так, как мы обычно его видим. Он стремился к бессмертию. Будда не стремился к смерти. Проблема не в жизни, проблема в смерти. Вот в чём проблема. Когда не остается ничего предстоящего, ничего про запас, то у нас нет никакой необходимости умирать и рождаться. Будда определённо обрёл свободу от рождения, потому что у него не оставалось ничего предстоящего, ничего про запас. Он избежал смерти благодаря тому, что полностью погасил страстное желание. Когда нет никакого страстного желания, тогда нет и никакого умирания. Мы постоянно стремимся к нашей смерти, в то время как Будда постоянно стремился к бессмертию. Нам не нравится стремиться к бессмертию, потому что это путь очищения, путь медитативной практики. Тем не менее, благодаря безошибочной практике, мы обретаем свободу от смерти.

Именно благодаря медитативной практике бхаваны (bhāvanā) – на языке Пали, мы узнаем наши достоинства и недостатки.

Знание основных принципов продвижения в практике очень важно, но это такая тема, которая обычно требует более пространного обсуждения.

Когда мы смотрим в пространство перед собой, когда мы сидим, то мы не можем ничего увидеть. Тем не менее, мы не говорим, что пространство пусто, потому что мы знаем, что воздух материально присутствует в этом пространстве. Точно так же мы не видим страстного желания в наших умах. Только тогда, когда мы связываем особый приятный или неприятный объект с нашими чувствами, только тогда мы начинаем осознавать наше привычное, хотя и скрытое страстное желание к этому приятному или неприятному объекту. Мы начинаем осознавать, как непрерывно рождается страстное желание, только когда объект фактически «проникает» в наш ум. Неведение относительно нашего страстного желания и его последствий является большой помехой.

Чтобы преодолеть эту помеху, практикующие исследуют природу и недостатки страстного желания. После исследования они обнаруживают, что страстное желание – это источник страдания. Страстное желание приводит к страданию. Желая прекратить страдание, желая осуществить ниббану (nibbāna), практикующие осознают страстное желание. Они искореняют свою привязанность к этому процессу.

«Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые, они осуществляют ниббану, свободную от привязанностей и несравненную».
(Дхаммапада, строфа 23)

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Walking the Tightrope. Talks on Meditative Development with Pemasiri Thera. David Young
http://www.bps.lk/olib/bp/bp517s.pdf

comments powered by Disqus