Сорок объектов медитации

Buddha.by »

Если у вас нет наставника по медитации, то надо самому определить, учитывая своего особенности характера, какой метод медитации вам больше всего подходит. Медитативные техники соответствуют определенным типам характера. Буддхагхоса выделяет шесть таких типов: 1) верующий, 2) интеллектуальный, 3) созерцательный (в котором в разной степени проявляются отсутствие вожделения, гнева и неведения); 4) похотливый; 5) гневливый; 6) невежественный (в котором преобладают вожделение, гнев и неведение).

Сложность в том, что, во-первых, очень немного “чистых” типов. Большинство людей обладают сочетанием двух или большего числа типов характера. Поэтому для выбора подходящей психотехники необходимо хорошо знать свои наклонности и быть искренним с собой. Обычно собственные скверны проявляются во время экстремальных, неожиданных ситуаций.

Среди методов медитации есть такие, которые подходят большинству, например практика слежения за дыханием, анапанасати, которую практиковал сам наставник Готама Будда. Данная практика подходит и для неспокойных, гневливых и интеллектуально озадаченных индивидуумов. Однако есть объекты для медитации, который нацелены на работу с конкретными качествами личности. Ниже приведен список сорока объектов медитации с некоторыми примечаниями относительно их применения и типов характера, к которым они подходят. Наиболее широко используемые объекты отмечены звездочками (*).

Касины

Первые десять – это касины (сферы), объекты медитации, которые легко находятся в природе. О медитации с касинами будет отдельная статья.

1. земля
2. вода
3. огонь
4. воздух
5. синий
6. желтый
7. красный
8. белый
9. свет *
10. пространство

Объекты (касины) с 5-го по 8-й благодаря своим спокойным и приятным цветам рекомендуются йогинам, у которых в характере преобладает гнев и раздражительность. Остальные касины не имеют особой направленности. Поскольку они созерцаются посредством глаз, они не рекомендуются людям со слабым зрением.

Внешние касины специально изготавливаются для практики медитации. Например, земля – представляет собой круг земляного цвета, вода – вода в каком-нибудь сосуде, ограниченное пространство – просто круглое отверстие на полотне, в стене и т. д. Красная касина – круглый диск красного цвета. В принципе объектом сосредоточения может быть любой объект – не слишком большой, что бы внимание не рассевалось, и не слишком маленький, что бы его можно было рассмотреть. Один индийский йогин достиг просветления, сосредоточившись на довольно оригинальной касине – коровьем роге.

Сегодня не все касины одинаково распространены в практике медитации. Из десяти касин свет наиболее распространенный объект созерцания не только в буддизме, но и во многих других мистических традициях. Эта касина возникает естественно, когда ум становится сфокусированным в одной точке.

Десять нечистых объектов (асубха)

11. вздутый труп – противодействует склонности восхищаться телесной красотой
12. бледный труп – … красотой цвета лица
13. гниющий труп – … запахом и ароматами
14. разрезанный – … цельностью или компактностью
15. погрызенный – … мускулистыми телами
16. разбросанные части тела – … изяществом членов тела
17. разрубленный и разбросанный – … изяществом тела в целом
18. окровавленный – … украшениями и драгоценностями
19. изъеденный – способствует пониманию, того, что наше тело нам не принадлежит
20. скелет – … противодействует восхищению красивыми зубами

Объекты 11-20 рекомендованы людям с чрезмерным вожделением. В древние времена оставление трупов на кладбищах было обычным делом. Поэтому в объектах медитации не было недостатка. Сегодня с этим делом не так легко. Тем не менее, можно обойтись визуализацией трупа разных стадий разложения. Наверно не найдешь такого человека, который не видел никогда мертвого тела, поэтому можно вызвать в памяти визуализацию трупа, который вы видели на самом деле.

Десять обдумываний (анусати)

21. Будда
22. Дхамма
23. Сангха
24. нравственность (сила) – противодействует безнравственности (дучарита)
25. щедрость – противодействует скупости
26. божества и небожители – противодействует скептицизму (вичикичха)
27. смерть – противодействует лености и праздности
28. тело – противодействует вожделению и чувственности (рага, камы)
29. дыхание – противодействует заблуждению, беспокойству
30. умиротворение – противодействует взволнованности

Объекты 21-26 рекомендованы для верующего типа
27 – для интеллектуального типа
28 – похотливого типа
29 – для невежественного и созерцательного типов
30 – для интеллектуального типа

Эта десятка имеет более разнообразный характер, чем предыдущие две. В практике с первыми тремя (21-23) обычно осознают их качества, или какое-то одно особое качество и мысленно повторяют это слово (типа “Буддхо” или “Арахам”). Иногда используются четки для подсчета количества повторений. Часто эти слова объединяют со слежением за дыханием.

Памятование нравственности (добрых поступков, заслуг) полезно для противодействия склонности к заниженной самооценке и самобичеванию.

Медитация на божества (26) не возможна, если их не видели. Эта практика подходит тем, кто развил свой ум до такой степени, что смог контактировать с более тонкими сущностями.

Памятование смерти дает стимул не откладывать медитативную практику на потом, поскольку жизнь может прерваться в любой момент. Это можно делать даже при таких работах как изготовление и установка гранитных памятников. Анализ тела (28) – полезен для развития бесстрастие по отношению к телу. В этой практике тело аналитически расчленяется на тридцать две непривлекательных части, и затем, исследуется одна из них. Внимательность к дыханию рекомендуется для успокоения и очищения ума, и она подходит почти любого типа характера. Дыхание при этом не контролируется, но просто внимательно осознается.

Воспоминание о мире (30), по словам Буддхагхосы, полезно только для тех, кто уже имел опыт Ниббаны, или Нирваны, на пример, «вступившим в поток»; но и всякий может обрести некоторое спокойствие с помощью этой практики.

Четыре божественных обители (брахма-вихара)

31. дружелюбие * – противодействует ненависти, неприязни
32. сострадание – … черствому безразличию
33. со-радость – … зависти
34. равностность – … беспокойству

Четыре бесформенных сферы (арупа-бхава)

35. бесконечное пространство
36. бесконечное сознание
37. пустота
38. ни восприятие, ни не-восприятие

Эти бесформенные сферы не могут быть осуществлены, если нет достижения четырех обычных джхан. Эти сферы достигаются на основе четвертой джханы.

Восприятие непривлекательности пищи

39. Прежде всего, эта практика предназначена для монахов, которые живут подаянием – иногда состоящим из вкусной пищи, иногда нет. Однако и миряне могут с пользой применять этот метод, который эффективно ослабляет чрезмерную брезгливость, обжорство и ненасытность в отношении пищи.

Четыре первоосновы (маха-бхута)

40. Это – земля (твердость), вода (связность), огонь (температура), и воздух (движение). Это не материальные элементы натурфилософии, а, прежде всего качества реальности, которые, так или иначе, воспринимаются нашими органами чувств. Эти элементы анализируются на основе внимательности. (7) Эта практика особенно подходит интеллектуальному типу характера.

comments powered by Disqus