Смерть – это наиболее важное время

Buddha.by »
 Д-р. Мехм Тин Мон

Д-р. Мехм Тин Мон

(избранные отрывки)

Иметь хорошую смерть столь же важно, как и иметь хорошую жизнь. Умереть с безмятежным и не введенным в заблуждение умом более важно, чем умереть с умом запутанным и введенным в заблуждение. Камма, которая совершена или которая проявляется незадолго до смерти, определит наше следующее существование.

Смерть, как она наступает?

Что такое смерть? Абхидхамма (Abhidhamma) определяет смерть как прерывание психической жизни (jīvitindriya), падение температуры тела (usma-tejo dhātu) и пресечение сознания (viññāna) конкретного человека в определенном существовании.

Но смерть – это не полное уничтожение существа. Смерть – это временный конец временного явления. Смерть в одном месте означает новое рождение в другом месте, точно также, как закат солнца в одном месте означает восход солнца в другом месте. Жизнь продолжается до тех пор, пока не пресеклись причины для следующего существования.
Смерть может прийти одним из четырех путей. Приход смерти одним из четырех путей можно сравнить с четырьмя способами затухания масляной лампы.

Пламя масляной лампы может потухнуть когда:

(i) фитиль сгорел,
(ii) масло сгорело,
(iii) и фитиль и масло сгорели, или
(iv) когда ветер внезапно задул, или свет преднамеренно потушен даже притом, что фитиль и масло всё еще остались.

Таким же образом человек может умереть одним из следующих способов:

(i) смерть по причине истечения возрастного предела,
(ii) смерть из-за исчезновения плодотворной силы каммы,
(iii) смерть из-за истечения возрастного предела и плодотворной каммы, или (iv) смерть из-за вмешательства разрушительной каммы. Это внезапная смерть, такая как смерть как из-за автомобильной аварии или из-за самоубийства.

Если человек с дурным характером совершит благодеяние прежде, чем умереть или он помнит о благодеянии, которое он совершил ранее, то он обретет удачное рождение поскольку у того благодеяния будет шанс принести результаты. С другой стороны, если хороший человек задерживается на недобродетельном поступке совершенном ранее, или, совершает недобродетельный поступок непосредственно перед смертью, то у этого недобродетельного поступка будет шанс принести плод, и человек испытает неблагоприятное рождение. Поэтому очень важно подготовить своих родителей или любимых, чтобы они смогли совершить достойные похвалы деяния непосредственно перед своей смертью или напомнить умирающему человеку о его благодеяниях, или побудить его поразмышлять в течение последних мгновений о достоинствах Будды. Даже если плохой человек может достигнуть счастливого рождения из-за хорошей «околосмертной» каммы, то это не означает, что он избежит плодов дурных деяний, которые он совершил в течение жизни. Когда они встретятся с благоприятными условиями, то эти неблагие каммы также породят соответствующие результаты.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: THE RIGHT VIEW ON LIFE: LIVING AND DYING by Dr. MEHM TIN MON. Yangon. 2007.

comments powered by Disqus