Сфера непостоянства

Buddha.by »
Buddha_statue

Чтобы понять, что такое «нирвана» необходимо познакомиться с другими основными положениями буддизма. Поскольку на концептуальном уровне (но не на уровне опыта) нирвана представляет собой очень важный момент тщательно разработанной философской системы. Таким образом, перед тем, как начать нашу беседу о нирване, давайте вначале поговорим об ее антитезисе – сансаре, так называемом «мире становления». В буддизме слово «сансара» означает всю сферу физического и психологического бытия – время, пространство, материя, мысль, эмоции, стремления, устремления, восприятие, карма и т. д.

Буддийская версия начала бытия довольно уникальна в сравнении с версиями других религий. Согласно ей определенного начала нет, и никогда не существовало Первопричины, которая в какой-то момент вечности сотворила или начала творить Вселенную. Будда учил, что каждый объект и условие есть результат других объектов и условий, предшествующих им. И они, в свою очередь, есть результат еще раннее существовавших объектов и условий, и так до бесконечности. Мы живем в мире, которым правят безликие законы причины и следствия. Так было всегда в прошлом, и так будет всегда в бесконечном будущем. Хотя сансара может продолжаться бесконечно, ни один из ее компонентов не вечен. Сопутствует буддийской доктрине о причинно-следственной связи не менее важное положение об «аничча», или непостоянстве. Каждое живое существо, каждая мысль, настроение, чувство; каждый холм, гора и река – это преходящие феномены, которые в определенный момент времени уступят место новым условиям, созданным не без их же помощи. Таким образом, Вселенная, находясь в вечном движении, представляет собой непрерывный процесс взаимодействия взаимозависимых сил и факторов, ни один из которых не является вечным, статичным, бессмертным, самопроизведенным и самосконструированным. В сансаре единственный постоянный закон – это закон непостоянства. Земля и солнце когда-то исчезнут, и их больше не будет. Но Будда учил, что после гибели старой солнечной системы возникает новая.

Космология – относительно незначительный раздел учения Будды. Основное значение вечных принципов – непостоянства, причинно-следственной связи заключается в том, как они связаны с процессом человеческого существования, с надеждами, страхами, печалями и радостями, которые придают смысл и цель жизни всех сознательных существ. Это подводит нас к еще одному важному качеству сансары – «анатта», или имперсональности (отсутствию «Я»).

Учение об «анатта» утверждает, что всякая мысль, эмоция, память, ощущение, восприятие и все другие виды нашего сознания непостоянны, изменчивы и взаимозависимы. В абстракции от этих состояний ума понятие нашего «Я» абсолютно бессмысленно. И ни одно из этих состояний по отдельности нельзя назвать истинным или реально существующим «Я». «Я» как раз и состоит из всех их. И обнаружить где-то в этих не-статичных агрегатах какую-либо неизменную сущность, или постоянную природу, которая можно назвать душой, или вечным бытием, невозможно.

Буддизм не отрицает существование личности как таковой; он только утверждает, что личность – это явление составное и изменчивое – скорее процесс, чем сущность. Наше настроение, мысли, чаяния и эмоции меняются каждый день, каждый час, каждую минуту. Человек в возрасте двух и двенадцати лет – это одна и та же личность? А возрасте двенадцати, сорока и шестидесяти – личность та же? Поэтому, с буддийской точки зрения, точнее сказать так: двухлетний ребенок – это психофизический феномен, который в ходе времени изменится в результате его взаимодействий, как с внешними феноменами, так и взаимодействий внутренних составляющих. И результатами этого процесса будут личности соответственно в возрасте двенадцати, двадцати, сорока и шестидесяти лет.

Когда Будде был задан вопрос:

«Господин, кем является тот, кто чувствует?» Будда ответил: «Вопрос неуместный. Я не говорю: «кто-то чувствует». Если бы я так говорил, вопрос был бы уместным. Но я так не говорю. Если бы вы спросили так: «Господин, чем обусловлено чувство?», это был бы уместный вопрос. И уместный ответ был бы: «Чувство обусловлено контактом ».

– Samyutta-Nikaya II, 13. (XII, 2; 12)

И снова Его слова:

«Совершающий действие и пожинающий результат действия – один и тот же» – это, брамин, одна крайность. «Совершающий действие и пожинающий результат действия – не один и тот же» – это, брамин, другая крайность. Будда не придерживается ни одной из них, но провозглашает учение середины».

– Samyutta-Nikaya II, 76. (XII, 5; 46)

Дхамма учит, что ум и тело взаимозависимы. Ни одно из них не может появиться или существовать без другого. Когда тело умирает, состояния сознания, предшествовавшие смерти, становятся причинами новых ментальных условий, которые появляются с рождением новой личности. Это буддийское учение посмертного существования, которое называется перерождением. Психологические факторы, предшествовавшие смерти, предопределяют время, место, форму нового рождения. Они называются «кармой» ( «камма», пали).

Однако карма*, или точнее камма-випака, не сводится только к процессу рождения. Это универсальный принцип взаимодействия психологических причин и следствий. Его можно объяснить так: каждое состояние ума – это условие, которое становится причиной будущих состояний ума. Карма бывает хорошей (позитивной), плохой (негативной) и нейтральной ( авьяката ). Это значит, что природа определенного состояния сознания такова, что результат будет либо приятный, либо неприятный, либо нейтральный соответственно. Примеры плохой кармы – это алчность и ненависть. В то время как хорошая карма проявляется в сострадании и доброте.

Поскольку карма – это сложный процесс взаимодействия с другими аспектами сансары, некоторые из ее результатов проявятся сразу, в то время как другие дадут о себе знать позже – через многие дни, месяца и года. В некоторых случаях карма нейтрализуется другой кармой той же личности, не производя при этом никакого результата. Поэтому буддизм учит, что каждый человек – это продукт его прошлых поступков и мыслей, а его настоящие мысли и дела будут определять его будущее. Хотя карма часто объясняется в этическом контексте, ее не нужно смешивать с социальными запретами, этикетом или другими культурными понятиями о добре и зле, поскольку она действует независимо от них. Также не надо думать, что карма отвечает за все приятные и неприятные ощущения. Вместе с кармой на личность воздействуют и внешние факторы со своими приятными и неприятными последствиями.

В буддизме используется слово «перерождение» чтобы подчеркнуть его взгляд отличие от индуистского учения о реинкарнации бессмертной души. Различие между двумя религиозными учениями можно проиллюстрировать с помощью следующего сравнения. Чтобы лучше понять индуистский взгляд, представим несколько различных емкостей – стакан, чашку, миску, горшок и т. д. Возьмем камушек и поместим его в первую емкость, затем вынем его оттуда и поместим во вторую и так далее. Камушек представляет здесь душу, а емкости – разные тела, в которые последовательно воплощается душа. Хотя каждая емкость разная, камушек, в сущности, не меняется в течение всего процесса.

Буддийский взгляд иной. Представьте, что некто зажег спичку, затем этой спичкой он зажег свечу, погасив спичку. Затем свечой он зажег светильник, и погасил свечу. Теперь возникает вопрос: пламя, которое однажды горело на спичке, это то же самое пламя, которое сейчас горит в светильнике? На этот вопрос можно ответить либо «да», либо «нет». Оба ответа будут одинаково правомочны.

Ребенок – не одно и то же, что и взрослый. Тем не менее, пища, которую он ест, ценности, которые он усваивает, образование, которое он получает, обуславливают его последующую взрослую жизнь. То же самое можно сказать и о последующих рождениях.

Примечание:

*В Палийской терминологии камма относится только к действиям, то есть к причинам, в то время как результат выражается словом випака. Одако в индуизме и в современных буддийских работах карма подразумевает весь закон причин и следствий. Поэтому я использовал слово карма там, где более правильно было бы применить випака или карма-випака (прим. автора)

Даглас М. Бернс. Глава «Основные особенности буддийской мысли» из книги «Нирвана, нигилизм и сатори». Перевод Buddha.by

Другие статьи этого автора: Жизнь, бытие и эмпиризм

comments powered by Disqus