Гедун Чопел вкратце рассказывает о том, как облегчить роды, устранить препятствия на пути ребенка и вызвать появление последа:
«Во время родов рядом должна находиться опытная женщина. Мягко потирай и массируй живот сверху вниз. Затем, когда ребенок дойдет до двери женского органа, с силой надави, и он легко выйдет. Если у двери матки ребенок встретит препятствие, окури роженицу кожей черной змеи. Чтобы вышла плацента, необходимо вытянуть руки и потрясти ими».

Выбор пола будущего ребенка

Среди тибетцев бытует поверье, что от страстного мужчины рождаются мальчики, а у страстной женщины — девочки. Однако, как утверждает Гедун Чопел, на самом деле все наоборот:

«Если (пара) хочет мальчика, женщина должна воспылать сильной страстью к мужчине. Мужчине надлежит вообразить себя женщиной и стараться проявлять медлительную и слабую страсть. И наоборот, если (пара) хочет девочку, мужчина должен воспылать сильной страстью к женщине; женщине не следует обращать внимание на мужчину, а ему нужно с силой испустить большое количество регенеративной жидкости. Вот в чем суть неотъемлемой части этого процесса; от этого зависит пол будущего ребенка. Страстная женщина способна произвести на свет много мальчиков; от страстного мужчины непременно родятся девочки. Следовательно, ошибаются те, кто полагает, что если страсть мужчины сильнее, будет зачат ребенок мужского пола».
По этой причине мужчина, который хочет детей мужского пола, должен выбрать себе страстную жену:

«У того, чья жена отличается страстностью, в роду определенно будут только мужчины. Поэтому желающие иметь детей мужского пола должны взять в жены страстную женщину».

Помимо этого, если супруги хотят мальчика, половой акт следует начинать только тогда, когда женщина сильно возбуждена:

«Если совокупление имеет место, когда у женщины порождается страсть, превышающая вожделение мужчины, наслаждение не теряет своей силы, и нет сомнения, что произойдет зачатие и родится мальчик».

Для усиления возбуждения женщины используются техники стимуляции половых губ и прочее. Особенно способствует этому совокупление сзади:
«Поскольку при ласках сзади мужчина трогает и трет половые губы, возбуждение велико; таким образом, этот способ может принести удовлетворение, сопровождающееся сильнейшим страстным наслаждением, и, главное, подарить блаженство женщине. Способы совокупления, связанные с соединением сзади, весьма способствуют зачатию. Если в это время она забеременеет, говорят, что родится необыкновенный мальчик».

В тех случаях, когда партнеры одинаково возбуждены, вероятнее всего зачатие ребенка мужского пола, так как по своей природе страсть женщины сильнее:

«Если обоих опьянит сильная страсть, то раз по природе женская страсть сильнее, ребенок — плод этого соития, — скорее всего, будет мальчиком. Однако (возбуждение их страсти) должно произойти одновременно».
Так как в начале полового акта мужчина возбужден больше, если пара стремится к зачатию ребенка мужского пола, мужчине не следует эякулировать во влагалище во время первого совокупления. Используя метод прерывания, он должен испустить семя снаружи:

«Во время первого совокупления страсть мужчины, естественно, сильнее; поэтому при извержении регенеративной жидкости ему следует выйти и испустить ее вне влагалища. Во время второго совокупления женщина воспламеняется страстью; поэтому семя должно излиться во влагалище. Если посредством этого способа она забеременеет, у нее, несомненно, будет ребенок мужского пола».

Теория о том, что страстный мужчина воспроизводит потомство женского пола, а страстная женщина рожает детей мужского пола, основана на буддийских воззрениях о процессе перерождения. Индийский ученый ГУ века Васубандху вкратце излагает этот постулат в своем труде «Сокровищница явного знания», но его обоснования подробно рассмотрены в Высшей Йога-Тантре, где объясняется, что в процессе обычного перерождения существо, находящееся в промежуточном состоянии между прошлым и новым воплощениями, видит совокупление своих родителей. Если существу предстоит переродиться мужчиной, оно желает половых сношений с матерью и хочет отделиться (т. е. избавиться) от отца. Если существу предстоит переродиться женщиной, оно испытывает вожделение к отцу и хочет отделиться (избавиться) от матери. Когда существо, исходя из стремления к совокуплению, пытается охватить объект своего желания, оно воспринимает только его половой орган во многократно увеличенном размере, что влечет за собой его разочарование и гнев. Охваченное желанием и гневом существо, пребывающее в промежуточном состоянии, умирает и вследствие этого входит в утробу; так происходит зачатие. Это делают и голые знаменитости

Вхождение в утробу происходит через тело отца. В соответствии с одним из тантрических толкований, существо в промежуточном состояний входит в тело отца через рот или, по другому толкованию, через макушку. Войдя в тело отца, существо проходит через него и из его члена попадает во влагалище матери. При наличии четырех факторов, необходимых для перерождения — присутствия сознания в существе, находящемся в промежуточном состоянии, присутствия семени, присутствия яйца (т. е. крови), и кармической связи между отцом, матерью и существом в промежуточном состоянии, — происходит перерождение.

Сильная страсть притягивает существо в промежуточном состоянии, и поэтому, учитывая гетеросексуальную ориентацию того, кому посредством кармы суждено родиться женщиной, влечет к страстному мужчине, а того, кому суждено родиться мужчиной, влечет к страстной, женщине. Тем самым Гедун Чопел развенчивает миф о том, что у страстного мужчины рождаются дети мужского пола. Он прибавляет, что особенности родителей, к которым половым путем притягивается существо в промежуточном состоянии, переходят к их детям:

«Предрасположенность, телосложение, физическая сила и прочее, присущее матери, переходит в континуумы ее сыновей. Так же и предрасположенность отца, его телесное строение и прочее, несомненно, возникают в континууме его дочерей».

Этот переход осуществляется генетическим путем, но связан и с внешними факторами в том смысле, что сильное сексуальное влечение вызывает погружение в поле будущего родителя на глубоком уровне.