Разумный замысел творения

Buddha.by »
Разумный замысел творения

Одна из самых больших ироний состоит в том, это в каком виде буддизм попал на Запад – учения о зависимом со-возникновении перевоплотились в учения о взаимозависимости или взаимодополняемости. В изначальных учениях подчеркивалось как вещи взаимодействуют друг на друга, производя страдание, в то время как в новых учениях это что-то радостное. Хорошо когда все вместе работает – все друг другу подходит. Мы все взаимосвязаны, мы все взаимозависимы, и это прекрасная и удобная вещь. Но если вы внимательно посмотрите на вещи, которые взаимозависимы, трудно найти повод для радости. То, что подходит, всегда обладает небольшим люфтом, легким неудобством – это в свою очередь порождает много боли и страдания. Чуть больше водяного пара с Атлантики — гибнут люди в Новом Орлеане и взвинчивается цена на нефть во всех Соединенных Штатах. Это череда результат взаимосвязей.
Вам даже не надо далеко ходить. Просто взгляните на ваше собственное тело, на то как все в нем связано. Посмотрите, как сконструировано человеческое тело. Когда вы становитесь старше, вы начинаете понимать как никчемно запроектирована человеческая спина. Если есть создатель, то это не слишком о разумное сотворение, или, если за этим стоит какой-то интеллект, это какой-то злой интеллект. Спина создана для боли, для того, чтобы развалиться.

Посмотрите как рождаются человеческие существа. Вы начинаете с секса, требующего много похоти. Кто бы не создал похоть, если вообще был создатель, он был достаточно злобным, потому что похоть это что-то, что мы не можем контролировать. Вы начинаете испытывать похоть не к тем людям, как обычно поступает большинство и так происходит во все времена. И похоть не только создает детей, она также ведет к обману, к убийству, к болезни, ко всем видам проблем. Кроме этого она – существенная составляющая для продления человеческого рода.

Возьмём беременность: все женщины проходят через боль вынашивания ребенка. В Таиланде, перед тем как принять монашество, обычно проводится послеобеденное долгое песнопение. Мирянин читает литургию, призванную напомнить кандидату в монахи о всех страданиях его матери, когда она его вынашивала и растила. Если литургия длится около четырех часов, три из них касаются девяти месяцев беременности: месяцы утренней рвоты, месяцы ударов в ее живот и т.д. Затем наступает рождение. Там говорится, что самую страшную боль, которую может вынести человек, это боль во время рождения. Для ребенка это тоже не праздник. Если все это было создано, если у всего этого есть создатель, это злой создатель.

Таков мир, в котором мы рождаемся, и то, как мы рождаемся в нем. И это потребовало от Будды мудрого, сострадательного подхода. Он, видя все эти взаимозависимости, сказал, что есть способ использовать эти связанные, зависимые вещи, чтобы найти путь избавления от страдания. Это то, чему он посвятил свою жизнь: поиску и обучению.

Это очень хрупкие учения. Если вы посмотрите на историю буддизма, куда бы не пришла Дхамма, вы увидите, как люди находили различные способы для того, чтобы применить учения для других целей, забывая о том, что изначальная цель была более сострадательной – показать путь избавления от страданий. Наше воображение так занято обычным способом использования зависимости или взаимодополняемости, что действительно возникают сложности в использовании этого сострадательного аспекта.

Вот почему путь так нелегок. Это путь «против шерсти». Если что-то взывает к сомнению по поводу разумного замысла творения или сострадательного разума, то это факт, что путешествие к концу страдания, путь к истинному и длящемуся счастью, в основном, лежит поперек основ человеческого ума. Удерживайте это в уме, когда вы практикуете. Следует ожидать, что практика будет идти «против шерсти». И поскольку путь требует работы инструментов, которые обычно приспособлены для других целей – для спасения тела-очень легко выйти из колеи. Вы должны иметь ввиду, что где-то глубоко в вас самое сокровенное желание — это желание счастья, которое не меняется, счастья, которое не оставит вас в каком-то шатании, счастья, которое не вызовет других страданий. Это желание, которое Будда ценил в себе, и которое он ценил в других людях. Вот почему он искал этот путь. Когда Будда нашел его, он стал учить, говорить об этом особенном желании. И еще, во всем мире многое говорит нам что это нереалистично, что слишком много трудностей. Все эти голоса готовы наброситься на каждую проблему, которая возникает в медитации. Но поддерживайте этот маленький огонь внутри: если есть вообще какой -то смысл в этой жизни, это найти истинное счастье. Всегда старайтесь защищать это.

Делайте все возможное, чтобы поддерживать это, используйте свой разум, чтобы отстранить любое разочарование которое может помешать.

Кроме того, этот путь сложен из составных вещей, поэтому иногда кажется, что он подобен всему преходящему, разваливается и вы должны снова составить все это. Но вы можете всегда составить его опять. Будет ли гореть это маленькое пламя, действительно зависит от вас. Способ чтобы продержаться в трудные периоды на пути, это удерживать дальнейшую перспективу в уме, помнить природу пути. Это созданный путь, составной путь. Ведет он к чему-то несозданному, сам же по себе путь создан, то есть он зависит от условий. Иногда условия совсем не такие какими они могли бы быть, но у нас есть ум (разум) с помощью которого мы можем научиться как лучше применить трудные вещи, сколотить вещи вместе по-новому.
Так что делайте все, чтобы укрепить свой ум (разум) на пути. Эта сила исходит из пяти вещей. Первое — есть убеждение что существует путь избавления от страданий. Второе — есть упорство, связанное с этой уверенностью, действующее постоянно.

Третье, есть осознанность: не забывайте, что нужно удерживать эту уверенность в уме все время и прилагаете ее ко всем вашим действиям. Четвертое и пятое это сосредоточение и проникновение. Проникновение помогает найти способы справится с препятствиями, которые непременно встретятся на пути, а сосредоточение даст вашему уму пищу, которая не позволит пропасть энергии.

Тексты говорят о настойчивости как требовании для сосредоточения, но связь идет и дальше этого. Лучше всего придерживайтесь одного объекта. Когда все остальное в жизни, кажется, пошло наперекосяк, попросту скажите: Хорошо, я попросту останусь здесь. Если я не знаю ничего иного наверняка, все что я знаю точно это то, что вот вдох, а вот выдох. Попросту останемся в этом на неопределенное время» Таким образом, вы можете пережить любой кризис и это дает вам силу совладать с вещами, накопить силы.

Недавно я читал об исследованиях, которые касались самых больших бедствий и катастроф – мощнейших ураганов, землетрясений, пожаров. Отмечено как люди сразу после катастрофы чувствуют необыкновенный прилив эйфории. Они развивают чувство общей цели, оставляют свои обычные отношения, собираются вместе, чтобы отстраивать, восстанавливать. Затем через некоторое время все возвращаются на круги своя, опять идет своими старыми путями. Как указал один из исследователей, прямо после катастрофы случается остановка времени, обычное человеческое повествование перестает действовать и в этом смысле происходит освобождения от обычного хода событий, когда у вас появляются, объективные, немедленные, общие цели. Фактически, один из исследователей сказал, что это звучит для него как буддийская медитация: идея бросить повествование прошлого и будущего, просто пребывать в настоящем моменте.
Это вселяет оптимизм (жизненную силу) для попыток восстановления.

Хорошенько попробуйте использовать подобный подход, когда в вашей медитации все валится. Вам необходимо провести некоторую восстановительную работу. Это задаст вам направление и что-то, над чем вы сможете сосредоточиться полностью в настоящем моменте. Лучший способ это оставить все истории, которые сводят вас с ума — факт, что кажется, все пойдет хорошо, но внезапно все рушится. Валится ли все сразу или постепенно это не имеет значения. Что имеет значение так это то, что вы понимаете: «Ладно, попросту забыли все истории и сосредоточились на потребностях в настоящем моменте». Это все за что вы отвечаете. Это все о чем вам следует беспокоиться. Вы обнаружите, что это даст вам жизненную энергию, энергию чтобы начать работу по восстановлению.

Так что опять то, что вы здесь используете это процесс зависимого со-возникновения, взаимозависимость составных феноменов, но вы смотрите в новом направлении. В одной из сутт Будда описал то, что один современный учитель называет трансцендентальным зависимым возникновением. Это типичный шаблон, начинающийся с неведения идущий через жажду и заканчивающийся страданием. И естественная реакция на страдание, как однажды сказал Будда, это комбинация из замешательства и поиска. Мы в замешательстве от того, почему случился именно этот тип страдания и мы ищем, в надежде, что кто-нибудь знает способ, чтобы избавится от него. То что обычно случается это, то как замешательство попросту добавляет еще больше неведения. Поиск превращается в большую жажду в результате еще больше страдания.

Но иногда поиск превращается в стабильную уверенность — должен быть какой-то путь. И вы должны сделать все для того, чтобы найти его. Вы рассуждаете, наблюдая жизнь, что акт творения, если вообще был акт творения , не имеет ничего общего с состраданием. Все что вы видите проходит через процесс старения, болезни и смерти, и вы понимаете если и был акт творения, то он жесток. Но скорее всего это попросту то, как случаются вещи, без всяких внешних указаний и цели. Как только вы понимаете это, вы начинаете рассуждать над тем, что должен быть способ, путь выхода из этого. И здесь у вас есть Будда и его благородные ученики, которые говорят: «Да есть». Мы счастливчики, что у нас есть их завещание. Их завещание как вызов. Готовы ли вы к вызову? Если нет, то так и будете страдать как и все. Если готовы принять этот вызов, хотя вы и будете продолжать страдать некоторое время, но это будет совсем иначе. Это страдание, которое ведет к окончанию страдания. Так что используйте эту возможность оптимальным образом, потому что это единственный разумный способ найти счастье – и это не случается уж слишком часто.


Это перевод статьи Intelligent Design – Тханиссаро Бхиккху

Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии.

В остальном, права принадлежат автору оригинала

перевел manussa
Сентябрь 30, 2005

comments powered by Disqus