Разговоры о сходстве буддизма с наукой

📌   🕒

Разговоры о сходстве буддизма с наукой представляют собою лишь социально значимое действие, а не содержательное утверждение. В том числе и когда в них участвует Далай-лама. Наука занимается ОБЪЕКТАМИ, и она их изучает, а буддийская традиция дает человеку средства и методы заниматься самим собой, и не изучать себя, но управлять своим бытием и изменять его в планируемую сторону. При этом пересечения в объектных проекциях разумеется возможны, интересны и много важного обещают нам дать, однако эти пересечения можно рассматривать ТОЛЬКО методологически и философски, но никак не научно. Да и вообще наукопоклонство и, выражаясь по-буддийски, “приход к естествознанию как к прибежищу” – нечто интеллектуально отжившее свой век.

Вполне верно, что в буддийских текстах предостаточно мифологии. Жаль, когда наивные желторотые европейские или российские буддийские птенчики глотают эту мифологию, не жуя. Мифология разумеется не совместима с наукой, а откат к ней от науки есть психический регресс. И того не понимают, что мифология в буддизме носит

а) педагогический
б) рефлективный и
в) философски,

прежде всего семантически, проясненный характер.

Основу отличия мифологии от философии сформулировать очень просто. Мифология заявляет нам что ЕСТЬ такие-то сверхчувственные, не наблюдаемые вещи, процессы или существа. Например, гора Меру. Или былые времена, когда существа сперва странствовали по поднебесью, а потом осели вниз, отяжелев, и стали колупать съедобную землю.

А философия начинает с того, что спрашивает: “что значит “есть”? В каком смысле и каким способом нечто есть?”

Так что быть в философии старой девственницей – небезопасно, если современный человек стал интересоваться буддизмом.

Андрей Парибок

Парибок Востоковед

Делитесь в соцсетях!
comments powered by Disqus