Пять медитативных способностей

Buddha.by »
Пять медитативных способностей

Успех в медитации зависит от так называемых «пяти «духовных» способностей». В основном наше поведение в повседневной жизни определяется нашими чувствами и инстинктами, но по мере нашего прогресса в практике медитации постепенно набирают силу новые качества, которые в конечном итоге становятся неотъемлемыми качествами нашего ума. Эти качества следующие:

1) Уверенность — саддха
2) Энергичность — вирья
3) Осознанность — сати
4) Сосредоточение — самадхи
5) Мудрость — паннья

Пять способностей сравнивают с колесницей, которую тянет упряжка лошадей — ведущая и две пары. Ведущая лошадь (осознанность, внимательность) может идти медленно или быстро, и колесница будет двигаться вперед, но две пары должны быть уравновешены, иначе колесница опрокинется. Первая пара лошадей — Вера и Мудрость. Вторая пара —
Энергия и Сосредоточение.

1. Уверенность

Слово «саддха» переводится с пали как вера, однако по смыслу оно ближе слову «доверие, уверенность». Без доверия, или уверенности в учении, никто не стал бы практиковать медитацию. Практика медитации доказала свою эффективность у других, и скорее всего будет полезной для нас. Здесь речь не идет о религиозной вере в некое божество, непогрешимость представителей буддизма и т. п. Вера в буддийском контексте скорее вера в методы, в их эффективность. Речь идет не о слепой вере, а о соотношении вероятностей, основанном на доверии и опыте других. Это предварительный этап перед прямым знанием, и это не цель сама по себе. Уверенность постепенно возрастает по мере успешного развития медитативной практики. Уверенность уравновешивается мудростью.

2. Энергичность

Вирья – это энергичность, или настойчивость в смысл приложения определенных усилий. Без определенных усилий не возможно продвигаться дальше в практике медитации. Но при этом необходимо поддерживать баланс. Буддизм — это срединный путь между крайностями, и излишняя настойчивость, или энергичность не приносит пользы. Сама по себе энергичность может вызвать перевозбуждение и беспокойство, и поэтому необходимо развить сосредоточение как уравновешивающий фактор.

3. Осознанность

В отличие от других четырех духовных способностей, у осознанности, или внимательности, нет уравновешивающего фактора. Этот фактор полезен повсюду и всегда. Она суть, или краеугольный камень, всего пути буддийской медитации. Осознанность определяется как “акт воспоминания, который не дает идеям уплывать, и преодолевает забывчивость, невнимательность и отвлечения”. Ее функция — полностью присутствовать притом, что происходит здесь и сейчас. Она – эффективной защитой от разного рода неприятностей, помех, которые происходят, как правило, из-за недостатка осознанности.

4. Сосредоточение

Сосредоточение уравновешивает энергичность. Сосредоточение — это сознательная фокусировка внимания на объекте в течение определенного времени. При сосредоточении ум становится однонаправленным и перестает отвлекаться на внешние или внутренние объекты, идеи, воспоминания. Для выполнения любых действий, в том числе вредных, необходимо определенное сосредоточение. Медитативное сосредоточение отличается от обыденного тем, что оно основывается на «духовной» цели. Оно используется как инструмент для прекращения собственного страдания и страдания всех существ.

5. Мудрость

«Точно так же, как среди всех ароматов благоухание красного сандалового дерева считается наилучшим, так, монахи, и среди состояний, способствующих просветлению, способность мудрости считается наилучшей, а именно для цели просветления»

- Самьютта Никая

Мудрость действует на трех уровнях:

Уровень 1 — Обучение

С помощью обучения мы получаем базовое понимание того, что буддизм говорит о природе реальности и нашей психологической структуре. Хорошее знание текстов и традиции помогает нашему развитию. Это знание не заменяет прямого опыта, но дает прочную основу.

*Уровень 2 — Анализ *

Приняв основные установки учения Будды относительно природы существования, можно начать внедрять их в наше мышление с помощью обдумывания и размышления. Можно даже проверить, соответствуют ли они нашему опыту.

Уровень 3 — Медитативное развитие

Для этого необходимы сильное сосредоточение и осознанность, и именно здесь мы непосредственно испытываем подлинную природу реальности. Можно развить эту третий и наивысший уровень мудрости без обучения и анализа, но это будет труднее. Уравновешивающая способность для мудрости — уверенность, но ее вначале трудно развить без определенного обучения и анализа изученного.

comments powered by Disqus