Пять чудесных заповедей

Buddha.by »
Тхить Нят Хань

Тхить Нят Хань

Тхить Нят Хань – вьетнамский наставник Дзэн, ныне живущий во Франции, поэт и писатель. В 1994 г. Дхарма Центр организовал визит Нят Ханя в С.-Петербург. Предлагаем Вашему вниманию его оригинальные комментарии к пяти основным буддийским заповедям

1. Осознавая страдание, вызываемое разрушением жизни, я клянусь развивать сострадание и изучать пути защиты жизни людей, животных, растений и минералов. Я исполнен решимости не убивать сам, не позволять другим убивать и не оправдывать ни один акт убийства в мире, в мыслях моих и во всем моем образе жизни.

2. Осознавая страдание, вызываемое эксплуатацией, социальной несправедливостью, присвоением чужого и угнетением, я клянусь развивать любящую доброту и изучать пути принесения блага людям, животным, растениям и минералам. я клянусь практиковать щедрость, разделяя свое время, энергию и материальные ресурсы с теми, кому это действительно необходимо. я исполнен решимости не красть и не владеть чем-либо, что должно принадлежать другим. я буду уважать собственность других людей, но и препятствовать другим получать выгоду от человеческого страдания или от страдания других видов живых существ на земле.

3. Осознавая страдание, вызываемое неправильным сексуальным поведением, я клянусь развивать ответственность и изучать пути зашиты сохранности и целостности отдельных людей, супружеских пар, семей и общества в целом. Я исполнен решимости не вступать в половые отношения без любви и долгосрочного обязательства. Для сохранения своего счастья и счастья других, я исполнен решимости уважать свои обязательства и обязательства других. Я сделаю все, что в моей власти, чтобы защитить детей от сексуальных злоупотреблений и предотвратить разрушение супружеских пар и семей вследствие неправильного сексуального поведения.

4. Осознавая страдание, вызываемое необдуманными словами и неспособностью слушать окружающих, я клянусь развивать любящую речь и глубокое слушание, чтобы принести радость и счастье другим и освободить их от страдания. Зная, что слова могут быть причиной радости или страдания, я клянусь говорить правдиво, словами, пробуждающими в людях уверенность в себе, радость и надежду. Я исполнен решимости не распространять новости, если я не уверен в их достоверности, не критиковать и не осуждать вещи, относительно которых я не уверен. Я буду воздерживаться от употребления слов, которые могут породить разделение и несогласие, или послужить причиной распада семьи или общества. Я приложу все усилия для примирения и разрешения любых конфликтов, даже небольших.

5. Осознавая страдание, вызываемое необдуманным потреблением, я клянусь развивать крепкое здоровье, как физическое, так и умственное, для своего блага, блага своей семьи и своего общества, практикуя осознанность в еде. питье и любых видах потребления. Я клянусь потреблять лишь тс вещи, которые сохраняют мир, благополучие и радость в моем теле, в моем сознании и в общем теле и сознании моей семьи и всего общества. Я исполнен решимости не употреблять алкоголь или какие-либо другие отравляющие вещества и еду или другие вещи, содержащие отраву, такие, как определенные телевизионные программы, журналы, книги, фильмы и разговоры. Я осознаю, что принести вред своему телу или сознанию этими ядами значит предать своих предков, своих родителей, свое общество и будущие поколения, Я буду работать над трансформацией жестокости, страха, гнева и смятения в себе и в обществе, практикуя диету для своего блага и для блага общества. Я понимаю, что надлежащая диета играет решающую роль в моей трансформации и трансформации общества.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СЕКСУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Очень многие люди, дети, супружеские пары и семьи были разрушены неправильным сексуальным поведением. Практиковать Третью Заповедь значит излечиться самим и излечить наше обще­ство. Это значит жить осознанно.

Пятая Заповедь,– не употреблять алкоголь, токсины или наркотики,– и Третья Заповедь связаны между собой. Обе они ка­саются разрушительного и дестабилизирующего поведения. Эти заповеди являются верным средством для нашего излечения. Нам нужно лишь посмотреть на себя и на тех, кто нас окружает, чтобы увидеть истину. Наша стабильность и стабильность наших семей и общества не может быть достигнута без практики этих двух заповедей. Если вы посмотрите на неуравновешенных и несчастных людей и семьи, которые нестабильны и несчастливы, вы увидите, что многие из них не практикуют эти заповеди. Вы можете сами поставить диагноз и узнать, где находится лекарство. Практика этих заповедей – это лучший путь восстановления стабильности в семье и в обществе. Для многих людей не представляет сложности соблюдать Третью Заповедь, но для других она довольно трудна. Важно, чтобы эти люди встречались и делились своим опытом.

В буддийской традиции мы говорим о единстве тела и ума. Все, что происходит с телом, происходит также и с умом. Чистота тела есть чистота ума; вред, нанесенный телу – это вред, нанесен­ный уму. Когда мы сердимся, мы можем думать, что гнев – в наших чувствах, а не в нашем теле, но это неверно. Когда мы любим кого-либо, мы хотим приблизиться к нему или к ней физически, но когда мы сердимся на кого-то, мы не хотим касаться этого человека или чтобы он нас касался. Мы не можем сказать, что тело и ум отделены друг от друга.

Сексуальная связь – это акт единения тела и духа. Это соприкосновение очень важно, к нему нельзя относиться, как к обычному делу. Вы знаете, что в вашей душе есть определенные области воспоминания, боль, тайны – области глубоко личные, области, которые вы можете открыть лишь человеку, которого вы любите и которому полностью доверяете. Вы не открываете свое сердце и не показываете его кому попало. В императорском городе существует зона, к которой никто не имеет права приближаться, она называется запретным городом,– лишь царю и членам его семьи дозволяется бывать там. В вашей душе есть место, подобное этому, к которому вы не позволяете приближаться никому, кроме того, кому вы доверяете и кого вы любите больше всех.

То же можно сказать и о нашем теле. Мы не хотим, чтобы к определенным областям нашего тела прикасался или приближался кто-либо, кроме того или той, кому мы доверяем, кого мы больше всех уважаем и любим. Когда к нам приближаются случайно или небрежно, обращаясь с нами не очень нежно, мы чувствуем себя оскорбленными телом и душой. Тот, кто приближается к нам с уважением, нежностью и величайшей заботой, предлагает нам глубокую связь, глубокое общение. Только в этом случае у нас не возникнет даже тени чувства, что нам нанесен удар, что нами злоупотребляют или плохо с нами обращаются. Этого нельзя достичь, пока нет настоящей любви и ответственности. Случайная связь не может быть названа любовью. Любовь глубока, прекрасна и целостна.

В настоящей любви содержится уважение. В нашей традиции предполагается, что муж и жена уважают друг друга, как гости, и если вы практикуете уважение такого рода, ваша любовь и счастье будут длиться долгое время. В сексуальных отношениях уважение – один из наиболее важных элементов. Сексуальное общение должно быть подобно обряду, ритуалу, исполняемому осознанно, с большим уважением, заботой и любовью. Если вашим мотивом служит какое-либо желание, то это не любовь. Желание – это не любовь. Любовь – это нечто гораздо более ответственное. Она несет в себе заботу.

Мы должны восстановить значение слова «любовь». Мы используем его весьма небрежно. Когда мы говорим: «Я люблю гамбургеры»,– мы не говорим о любви. Мы говорим о нашем аппетите, нашем желании есть гамбургеры. Мы не должны таким образом драматизировать свою речь и злоупотреблять словами. Такие слова, как “любовь”, портятся от этого. Нам необходимо сделать попытку излечить наш язык с помощью бережного употребления слов. Слово «любовь» – это прекрасное слово. Мы должны восстановить его значение.

“Я исполнен решимости не вступать в половые отношения без любви и долгосрочного обязательства”. Если мы понимаем слово «любовь» на глубочайшем уровне, почему нам необходимо говорить о «долгосрочном обязательстве»? Если любовь истинна, мы не нуж­даемся в долгосрочных или краткосрочных обязательствах, не нуж­даемся даже в брачной церемонии. Настоящая любовь включает в себя чувство ответственности, она принимает другого человека та­ким, каков он есть, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Если нам нравится только лучшее в человеке, то это не любовь. Мы должны принимать его слабости и прилагать свое терпение, понимание и энергию, чтобы помочь ему измениться. Любовь – это майтри, способность приносить радость и счастье, и каруна, способность трансформировать боль и страдание. Любовь такого рода может приносить людям лишь благо. Ее нельзя назвать негативной или разрушительной. Она надежна. Она поручится за все.

Должны ли мы вычеркнуть слова «долгосрочное обязательство» или заменить их на «краткосрочное»? «Краткосрочное обязательство» означает, что мы можем быть вместе несколько дней, и после этого наши отношения закончатся. Это не может быть названо любовью. Если мы имеем подобные отношения с другим человеком, мы не можем сказать, что эти взаимоотношения основаны на любви и заботе. Выражение «долгосрочное обязательство» помогает людям понять слово «любовь». Если есть настоящая любовь, речь может идти только о долгом сроке. «Я хочу любить тебя. Я хочу помогать тебе. Я хочу заботиться о тебе. Я хочу, чтобы ты был счастлив. Я хочу сделать все для счастья. Но только на несколько дней». Имеет ли это смысл?

Вы боитесь брать на себя обязательства – по отношению к заповедям, к вашему партнеру, к чему угодно. Вы хотите свободы. Но вспомните: вы должны взять на себя обязательство любить свое­го сына глубоко и помогать ему на его жизненном пути, пока вы живы. Вы не можете просто сказать: «Я не люблю тебя больше». Если у вас есть добрая подруга, вы также принимаете долгосрочное обязательство. Она нужна вам. Насколько же более это относится к тому, кто хочет делить с вами вашу жизнь, вашу душу и ваше тело. Слова «долгосрочное обязательство» не могут выразить глубину любви, но нам необходимо сказать что-то, чтобы люди поняли это.

Долгосрочное обязательство между двумя людьми – это только начало. Нам также необходима поддержка друзей и окружающих. Именно поэтому в нашем обществе существует брачная церемония. Две семьи собираются, вместе с другими друзьями, чтобы засвидетельствовать, что вы объединились и собираетесь жить как супружеская пара. Священник и брачное свидетельство – это лишь символы. То, что действительно важно,– ваше обязательство засвидетельствовано множеством друзей и обеими вашими семьями. Теперь они будут поддерживать вас. Долгосрочное обязательство становится сильнее и долговечнее, если принимается в присутствии Сангхи.

Ваши сильные чувства друг к другу очень важны, но их недостаточно, чтобы составить ваше счастье. При отсутствии других элементов то, что вы называете любовью, может очень скоро прокиснуть. Поддержка друзей и семьи, собирающихся вместе, сплетает нечто вроде паутины. Сила ваших чувств – лишь одна из нитей этой паутины. Имея поддержку многих элементов, пара будет устойчивой, как дерево. Если дерево хочет быть крепким, ему необходимо множество корней, запущенных глубоко в почву. Если дерево имеет лишь один корень, его может повалить ветер. Жизнь супружеской пары также нуждается в поддержке многих элементов – семей, друзей, идеалов, практики и Сангхи.

В Деревне Слив, общине практикующих, в которой я живу во Франции, каждый раз, когда мы справляем свадьбу, мы пригла­шаем всю общину праздновать и оказать поддержку новобрачным. После церемонии, каждое полнолуние, супружеская пара вместе провозглашает Пять Осознаваний*, помня о том, что друзья повсеместно поддерживают их, чтобы их связь была устойчива, долговечна и счастлива. Независимо от того, узаконены ваши отношения или нет, они будут сильнее и долговечнее, если завязываются в присутствии Сангхи – друзей, любящих вас и желающих поддержать вас в духе понимания и любящей доброты.

Любовь может быть видом болезни. На Западе и в Азии существует выражение «больной от любви». То, что делает нас больными,– это привязанность. Хотя то, что мы ощущаем внутри себя, и приятно, такого рода любовь с привязанностью подобна наркотику. Она дает нам чудесные переживания, но, однажды увлекшись, мы уже не имеем покоя. Мы не можем учиться, делать обычную работу или спать. Мы думаем только об объекте нашей любви. Мы больны любовью. Этот вид любви связан с нашей готовностью обладать и монополизировать. Мы хотим, чтобы объект нашей любви был всецело нашим и только для нас. Такая любовь тоталитарна. Мы не хотим, чтобы кто-то препятствовал нам быть с ним или с ней. Такой вид любви можно сравнить с тюрьмой, в которой мы запираем нашего возлюбленного и создаем для него лишь страдания. Тот, кого мы любим, лишен свободы – права быть самим собой и наслаждаться жизнью. Такой вид любви не может быть назван майтри или каруна. Это всего лишь готовность использовать другого человека, чтобы удовлетворить свои собственные нужды.

Когда ваша сексуальная энергия делает вас несчастным и вы чувствуете, что теряете свой внутренний покой, вы должны знать, как практиковать, чтобы не делать вещей, приносящих страдание другим людям или вам самим. Необходимо научиться этому. У нас в Азии говорят, что есть три источника энергии: секс, дыхание и дух. Первый – это тинъ, сексуальная энергия. Когда у вас больше сексуальной энергии, чем вам необходимо, нарушается равновесие в вашем теле и в вашем сознании. Вам необходимо знать, как восстановить равновесие, иначе вы будете действовать безответственно. В даосизме и буддизме существуют практики, помогающие восстановить это равновесие, такие, как медитация или боевые искусства. Вы можете изучить пути подключения вашей сексуальной энергии к глубокой реализации в сфере искусства и медитации.
Второй источник энергии – это кхи, энергия дыхания. Жизнь может быть описана как процесс горения. Для того, чтобы гореть, каждая клетка нашего тела нуждается в питании и кислороде. В своей «Огненной Проповеди» Будда сказал: «Глаза горят, нос горит, тело горит». В нашей повседневной жизни мы должны развивать свою энергию, практикуя правильное дыхание. Мы пользуемся воздухом и кислородом в нем, поэтому мы должны быть уверены, что воздух не загрязнен и пригоден для нас. Некоторые люди развивают свою энергию кхи, отказываясь от курения и разговоров или практикуя осознанное дыхание после продолжительного разговора. Когда вы говорите, оставляйте время для дыхания. В Деревне Слив, услышав звон колокольчика осознанности, каждый человек бросает свои занятия и осознанно вдыхает и выдыхает три раза. Мы практикуем таким образом, чтобы развить и сохранить свою энергию кхи.

Третий источник энергии – это тхан, энергия духа. Когда вы не спите ночью, вы теряете некоторое количество энергии этого рода. Ваша нервная система истощается, и вы не можете хорошо учиться, практиковать медитацию, или принимать верные решения. Вы не имеете ясного ума из-за недосыпания или излишних волнений. Волнение и беспокойство иссушают этот источник энергии.
Поэтому не волнуйтесь. Не оставайтесь на ногах слишком поздно. Пусть ваша нервная система будет здоровой. Не допускайте беспокойства. Такая практика развивает третий источник энергии. Вам необходим этот источник, чтобы хорошо практиковать медитацию. Духовный прорыв требует мощи вашей духовной энергии, которая возникает благодаря концентрации и знанию того, как предохранить этот источник энергии. Когда вы имеете сильную духовную энергию, вам нужно лишь сфокусировать ее на объекте, и вы достигнете прорыва. Если у вас нет энергии тхан, свет вашей концентрации не будет сиять ярко, так как излучаемый свет весьма слаб.

Согласно азиатской медицине, сила тхан связана с тинь. Когда мы тратим свою сексуальную энергию, для ее восстановления нужно время. Согласно китайской медицине, если вы хотите иметь крепкий дух и концентрацию, вам советуют воздерживаться от вступления в половые отношения или от переедания. Вам дают травы, коренья и лекарства для усиления вашего источника тхан, и на протяжении того времени, пока вы принимаете эти лекарства, вас просят воздержаться от половых отношений. Если ваш источник духовной энергии слаб и вы продолжаете вступать в половые отношения, говорят, что вы не можете восстановить свою духовную энергию. Те, кто практикует медитацию, должны стараться предохранять свою сексуальную энергию, потому что она нужна им во время медитации. Если вы занимаетесь искусством, возможно, вам захочется подключить свою сексуальную энергию вместе с вашей духовной энергией к вашему искусству.

В течение своей борьбы с британцами Ганди предпринял множество голодовок, и он рекомендовал своим друзьям, присоединявшимся к этим постам, не иметь половых контактов. Когда вы поститесь в течение многих дней, если вы имеете сексуальные связи, вы можете умереть,– вы должны предохранять свою энергию. Тхить Чи Куанг, мой друг, постившийся сто дней в Сайгонском госпитале в 1966 году, знал, что воздержание от половых контактов имеет фундаментальную важность. Разумеется, будучи монахом, он не имел каких-либо проблем с этим. Он знал также, что разговоры являются расходом энергии, поэтому он воздерживался от разговоров. Если ему было нужно что-нибудь, он говорил об этом одним-двумя словами или писал.

Когда вы пишете, говорите или делаете слишком много движений, вы черпаете энергию из этих трех источ­ников. Поэтому лучшее, что вы можете сделать,– это лечь на спину и практиковать глубокое дыхание. Это даст вам жизненную силу, необходимую для того, чтобы выжить в стодневной голодовке. Если вы не едите, вы не можете возобновлять энергию. Воздерживаясь от учебы, исследований или хлопот, вы можете сохранить эти ресурсы. Все три источника энергии связаны друг с другом. Практикуя один, вы помогаете другому. Вот почему анапанасати, практика осознанного дыхания, столь важна для нашей духовной жизни. Она помогает всем нашим источникам энергии.

Монахи и монахини не вступают в сексуальные взаимоотношения, потому что они хотят посвятить свою энергию достижению прорыва в медитации. Они учатся подключать свою сексуальную энергию, чтобы усилить духовную энергию для прорыва. Они также практикуют глубокое дыхание, чтобы увеличить духовную энергию. Поскольку они живут одни, не имея семьи, они могут посвятить большую часть своего времени медитации и учению, помощи людям, снабжающим их едой, кровом и всем остальным. Они поддерживают контакт с населением деревни, чтобы делиться с ними Дхармой. Поскольку они не имеют дома и семьи, о которых нужно заботиться, у них есть время и место, чтобы делать то, что они больше всего любят,– гулять, сидеть, дышать и помогать своим собратьям, монахам и монахиням, и мирским людям,– и постигать то, что они хотят постигнуть. Монахи и монахини не вступают в брак, чтобы сохранить свое время и энергию для практики.

«Ответственность» является ключевым словом в Третьей Заповеди. Если община не допускает сексуальных нарушений, если в общине эта заповедь практикуется хорошо, в ней будут уравновешенность и мир. Эту заповедь должны практиковать все. Вы уважаете, поддерживаете и охраняете друг друга как братья и сестры по Дхарме. Если вы не практикуете эту заповедь, вы можете стать безответственным и создать беспокойство в общине и в обществе в целом. Мы все видели это. Если учитель не может удержаться, чтобы не спать с одной из своих учениц, он погубит все, возможно, на несколько поколений вперед. Нам необходима осознанность, чтобы обладать этим чувством ответственности. Мы воздерживаемся от неверного сексуального поведения, так как мы несем ответственность за благополучие очень многих людей. Если мы безответственны, мы можем разрушить все. Пока мы практикуем эту заповедь, Сангха остается прекрасной.

Сексуальные контакты ранят людей. Практикуя эту запо­ведь, мы предохраняем самих себя и других от ранений. Часто думают, что это относится только к женщине, но мужчины тоже получают глубокие раны. Мы должны быть очень бережны, особенно в кратковременных связях. Практика Третьей Заповеди – очень надежный путь восстановления стабильности и мира внутри нас, в нашей семье и в нашем обществе. Мы должны найти время обсудить проблемы, касающиеся практики этой заповеди, такие, как одиночество, реклама и даже секс-индустрия.

Чувство одиночества в нашем обществе всеохватывающе. Отсутствует связь между нами и другими людьми, даже внутри семьи, и наше одиночество толкает нас на поиски сексуальных связей. Мы наивно верим, что благодаря половым контактам будем чувствовать себя не так одиноко, но это неверно. Когда наша связь с другим человеком на уровне сердца и духа недостаточна, сексуальная связь лишь расширит трещину и разрушит обоих. Наши отношения будут бурными, и мы заставим друг друга страдать. Вера в то, что сексуальная связь поможет нам чувствовать себя не так одиноко, – это еще один вид суеверия. Мы не должны обманываться этим. На самом деле, под конец мы будем еще более одиноки.

Союз двух тел может дать положительный результат, только когда существует понимание и общность на уровне сердца и духа. Если, даже между мужем и женой, отсутствует общность на уровне сердца и духа, соединение двух тел приведет впоследствии к еще большему разделению. Когда дело обстоит таким образом, я советую воздержаться от сексуальных контактов и прежде попытаться достичь прорыва в общении.

Есть два вьетнамских слова, тинь и нгиа, их трудно перевести на английский язык. Каждое из них означает что-то наподобие любви. Тинь содержит в себе элемент страсти. Такая любовь может быть очень глубокой, поглощающей все ваше существо. Нгиа – это как бы продолжение тинь. Здесь вы чувствуете себя более спокой­ным, более понимающим, больше желаете приносить жертвы, чтобы сделать другого счастливым, в вас больше доверия. Вы не так страстны, как в тинь, но ваша любовь глубже и прочнее. Нгиа связывает вас вместе надолго. Она приходит, когда вы живете вместе и делите трудности и радости долгие годы.

Вы начинаете со страсти, но, живя друг с другом, вы сталки­ваетесь с трудностями, и по мере того, как вы учитесь преодолевать их, ваша любовь становится глубже. Хотя страсть уходит, нгиа растет постоянно. Нгиа – более глубокая любовь, в ней больше мудрости, больше взаимосуществования, больше единства. Вы лучше понимаете другого человека. Вы и он становитесь единой реальностью. Нгиа подобна уже созревшему плоду – она никогда не имеет кислого вкуса, она может быть только сладкой.

В нгиа вы чувствуете благодарность к другому: «Благодарю тебя за то, что ты выбрал меня. Благодарю тебя за то, что ты мой муж, или моя жена. Вокруг так много людей, почему ты выбрал меня? Я преисполнен благодарности». В этом начало нгиа – чувство благодарности за то, что ваш партнер выбрал вас в товарищи, чтобы делиться с вами лучшим из того, что он имеет, и своим страданием, и своим счастьем.

Живя вместе, мы поддерживаем друг друга. Мы начинаем понимать чувства и проблемы друг друга. Когда другой человек показывает свое понимание наших проблем, трудностей, или глубокого вдохновения, мы чувствуем благодарность за это понимание, Когда вы чувствуете, что вас понимают, вы перестаете быть несчастным. Счастье – это, прежде всего, чувство, что тебя понимают. «Я благодарен тебе за то, что ты действительно понимаешь меня. Когда у меня были затруднения, и я бодрствовал глубокой ночью, ты позаботился обо мне. Ты показал мне, что мое благополучие – это твое благополучие. Ты совершил невозможное, чтобы добиться моего благополучия. Ты заботился обо мне так, как никто другой в этом мире не смог бы. И за это я исполнен благодарности к тебе».

Если супружеская пара живет вместе долгое время, «пока волосы не поседеют и зубы не выпадут», то это случается благодаря нгиа, а не благодаря тинь. Тинь – это любовь страстная. Нгиа – это любовь, несущая в себе массу понимания и благодарности.

Всякая любовь может начинаться страстью, особенно в молодости. Но в процессе совместной жизни молодым необходимо учиться и практиковаться в любви, чтобы себялюбие – наклонность к обладанию – угасло, а элементы понимания и благодарности укоренялись понемногу, до тех пор, пока их любовь не станет питающей, защищающей и дающей уверенность. Живя с нгиа, вы полностью уверены, что ваш партнер будет заботиться о вас и любить вас, пока ваши зубы не выпадут, и ваши волосы не поседеют. Ничто не даст вам уверенности, что человек будет с вами долгое время, кроме нгиа. Нгиа построена вами обоими в вашей повседневной жизни.

Медитировать – значит заглядывать в сущность нашей любви, чтобы увидеть характер ее составляющих. Мы не можем назвать свою любовь просто тинь или нгиа, любовью обладающей или любовью отдающей, поскольку в ней могут быть элементы и той, и другой. В ней может быть девяносто процентов обладающей любви, три процента альтруистической любви, два процента благодарности и так далее.

Смотрите глубоко в сущность вашей любви и выясняйте. Счастье вашего партнера и ваше собственное счастье зависят от природы вашей любви. Несомненно, в вас есть любовь, но важно знать, какова природа этой любви. Если вы понимаете, что ваша любовь содержит большое количество майтри и каруны, это может дать большую уверенность. Нгиа будет крепка в ней.
Если ребенок посмотрит поглубже, он увидит: то, что удерживает его родителей друг подле друга,– это нгиа, а не страстная любовь. Когда родители пекутся друг о друге, заботятся друг о друге, спокойно, нежно и бережно, нгиа лежит в основе такой заботы. Именно такая любовь нам действительно необходима в нашей семье и в нашем обществе.

Практикуя Третью Заповедь, мы должны постоянно вглядываться в природу своей любви, с тем чтобы видеть и не обманываться нашими чувствами. Иногда мы ощущаем в себе любовь к другому человеку, но, быть может, эта любовь – лишь попытка удовлетворить наши собственные эгоистические потребности. Быть может, мы не посмотрели достаточно глубоко, чтобы увидеть, в чем нуждается наш партнер, может быть, ему необходима защита, покровительство. Если мы достигнем такого прозрения, то мы поймем, что наш партнер нуждается в нашем покровительстве, и поэтому мы не можем смотреть на него или на нее просто как на предмет наших вожделений. На человека нельзя смотреть как на параграф делового счета.

Секс используется в нашем обществе как средство, помогающее продавать продукты потребления. У нас есть также секс-индустрия. Если мы не рассматриваем другого человека как человеческое существо, обладающее способностью стать Буддой, мы рискуем нарушить эту заповедь. Поэтому практика глубокого всматривания в природу нашей любви имеет существенное отношение к практике Третьей Заповеди.

«Я сделаю все от меня зависящее, чтобы защитить детей от сексуальных оскорблений и чтобы предотвратить распадение супружеских пар и семей в результате неверного сексуального поведения». Взрослые, которым досаждали в детском возрасте, продолжают очень сильно страдать. Все, что они думают, делают и говорят, несет на себе печать этой раны. Они хотят измениться и излечить эту рану, и лучшее, что они могут сделать для этого,– это соблюдать Третью Заповедь. Благодаря собственному опыту, они могут сказать: «Как жертва сексуального злоупотребления, я клянусь защищать всех детей и взрослых от сексуальных злоупотреблений». Наше страдание становится видом положительной энергии, которая поможет нам стать бодхисаттвой. Мы клянемся защищать всех детей и других людей. И мы также клянемся помогать тем, кто наносит детям сексуальные оскорбления, поскольку они нездоровы и нуждаются в нашей помощи.

Те, кто был причиной нашего страдания, становятся объектом нашей любви и покровительства. Те, кто будет досаждать детям в будущем, становятся объектом нашей любви и покровительства. Мы видим, что до тех пор, пока нездоровым людям оказывается покровительство и помощь, дети продолжают находиться под угрозой сексуального злоупотребления. Мы клянемся помогать этим людям таким образом, чтобы они больше не досаждали детям. В то же время, мы клянемся помогать детям. Мы становимся не только на сторону детей, которым досаждают, но также и на противоположную сторону. Эти люди нездоровы, они являются продуктом нестабильного общества. Это может быть дядя, тетя, дедушка с бабушкой или родители. За ними нужно наблюдать, помогать им и, если возможно, исцелить. Когда мы принимаем решение соблюдать эту заповедь, энергия, рождающаяся при этом, помогает нам трансформироваться в бодхисаттву, и эта трансформация может исцелить нас еще до того, как мы начали практиковать. Лучший путь исцеления для любого, кто подвергся злоупотреблениям в детстве,– принять эту заповедь и дать клятву защищать детей и взрослых, которые могут быть нездоровы, которые могут повторять подобные разрушительные действия, ранящие ребенка, до конца своей жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ

Пять Осознаваний:

1. Мы осознаем, что все поколения наших предков и все будущие поколения присутствуют в нас. 2. Мы осознаем, какие надежды возлагают на нас наши предки, наши дети и дети наших детей.
3. Мы осознаем, что наша радость, мир, свобода и гармония есть радость, мир, свобода и гармония наших предков, наших детей и детей наших детей.
4. Мы осознаем, что понимание является истинным основанием любви.
5. Мы осознаем, что обвинения и споры никогда не помогут нам и лишь расширят разрыв между нами, что только понимание, доверие и любовь способны помочь нам изменяться и расти.

comments powered by Disqus