Призыв к практике и успеху в духовном продвижении

Buddha.by »
буддисты должны подражать этим благородным людям

Дост. Леди Саядо

Tiṇṇaṃ aññataraṃ yāmaṃ,

Paṭijaggeyya paṇḍito.
Мудрый человек должен себя очищать, прилагая усилия к достижению духовной цели в течение, по крайней мере, одного из трёх периодов своей жизни.
(Дхаммапада, ХII. Глава о своем Я, 157)

В соответствии с вышеупомянутым наставлением в Дхаммападе, мудрые и добропорядочные люди, у которых есть способность ясно видеть связь причины и следствия прямо с первого периода жизни должны отказаться и оставить стремление к успеху в достижении материального благополучия (bhoga-sampatti) и приложить усилия для достижения духовного благополучия (bhava-sampatti). Если невозможно усилие в течение первого периода жизни, то такое усилие должно быть приложено во время второго периода жизни. Если невозможно усилие во время второго периода жизни, то усилие должно быть приложено, как только наступит третий период жизни. Существенный момент здесь в том, что, если вы остаётесь одержимыми материальным процветанием во время всех трёх периодов жизни, то будете не в состоянии в полной мере воспользоваться возможностью этой жизни, которая предлагает получить многочисленную наивысшую пользу, поскольку эта жизнь подобна большому «дереву желаний», с которого можно сорвать множество желанных вещей.

Так как жизнь в наше время очень неопределённа, ненадёжна и изменчива, а существа склонны быстро и неожиданно умирать и исчезать, то нужно разграничить возраст 50 или 55 годами в качестве временного предела для поисков материального благополучия и процветания. После этого нужно отказаться и оставить материальное благополучие и процветание и приложить дальнейшие усилия для того, чтобы достичь успеха в духовном продвижении так, чтобы можно было обрести пользу, которую получает тот, кто встречается с буддийским учением (Buddha-sasana), с которым встретиться очень трудно. Есть множество способов того, каким образом можно стремиться к обретению духовного процветания. Первый – это способ царя Теми (Temi) и царя Хаттхипалы (Hatthipāla), которые отказались от удовольствий и обладания троном и дворцом, когда ещё были молоды, во время первого периода жизни, и ушли жить отшельниками в лес. Есть также способ, которого придерживалась длинная линия из 84 000 царей, начиная с царя Магхадевы (Maghadeva) и заканчивая царём Неми (Nemi), которые правили своими царствами и наслаждались удовольствиями и роскошью царского положения во время своего первого и второго периода жизни, но которые с почётом передали трон своим старшим сыновьям во время третьего периода своей жизни. И затем они вели уединенную жизнь в царских садах, занимаясь медитативным развитием четырех возвышенных состояний (brahmavihara-bhavana) до тех пор, пока не достигли джхан (jhanas, медитативного погружения), и до самой смерти продолжали жить в уединении, наслаждаясь блаженством от этих достижений.

Затем есть способ вселенского правителя, царя Махасудассаны (Mahāsudassana), который даже не покидал своего царского дворца, чтобы жить в царских садах, а продолжал пребывать в своём большом золотом дворце, названном «Дворцом Дхаммы», украшенного драгоценными камнями, и возведённого для него Саккой (Sakka), который являлся предводителем дэв (devas, божеств) на небесах Таватимса (Tāvatimsa). Царь Махасудассана продолжал так жить в одиночестве в этой богато украшенной резиденции, практикуя там четыре возвышенных состояния до тех пор, пока не достиг джхан.

Также есть способ царя Таккасилы (Takkasila), который придерживался наставлений по медитации, связанных с осознаванием вдоха и выдоха, начертанных на позолоченных пальмовых листьях и посланных ему царём Раджагахи (Rājagaha). Он проживал в одиночестве на верхнем ярусе своего семиэтажного дворца и практиковал эту медитацию по осознаванию вдоха и выдоха до тех пор, пока не достиг четвертой джханы.

В наши дни мудрые буддисты должны подражать этим благородным людям, которым предназначена великая судьба, и им следует избрать и принять ту или иную практику, нацеленную на успех в духовном продвижении. Несмотря на то, что во время первого периода жизни они могут жить среди удовольствий и наслаждений, ставших возможными, благодаря материальному процветанию, они должны вовремя отказаться и отрешиться от этого интереса и озабоченности материальным богатством и всех действий, связанных с такой целью. Они должны отречься и отказаться от таких действий и проступков, как порочное поведение, супружеская неверность и не общаться с друзьями и товарищами, привычки которых неблагоприятны для развития сосредоточения (samādhi-bhāvanā). Сохраняйте контакт только с такими людьми, которые своим поведением способствует практике и сами занимаются практикой, которая приводит их к успеху в духовных достижениях.


В качестве комментария и дополнения к строфе 157 Дхаммапады привожу здесь историю, связанную с этим высказыванием Будды.

История о Бодхираджакумаре

Во время пребывания в лесу Бхесакала (Bhēsakāla) Будда произнес строфы (157) в связи с историей о принце Бодхи (Бодхираджакумара, Bodhirājakumāra).

Однажды принц Бодхи построил для себя роскошный дворец. Когда дворец был готов, принц пригласил Будду принять подношение пищи. По этому особому случаю, он приказал украсить здание и наполнить его ароматами четырех видов благовоний. Также на пол постелили длинный кусок ткани: от порога до самой дальней комнаты. Так как у принца не было детей, он сделал торжественное заявление о том, что, если ему суждено иметь детей, то Будда ступит на эту ткань. Когда Будда пришел, принц Бодхи трижды уважительно просил Будду войти в комнату. Но Будда не двигался, а только посмотрел на Ананду. Ананда понял его и попросил принца Бодхи убрать ткань со ступеней. Только после этого Будда вошёл во дворец. После обеда принц спросил Будду, почему он не ступил на ткань. Будда в свою очередь спросил принца, не заявлял ли он торжественно о том, что, если ему будет суждено иметь детей, то Будда ступит на эту ткань, на что принц ответил утвердительно. Будда же сказал ему, что у принца и его жены не будет детей из-за их прошлых неблагих поступков. Затем Будда рассказал им такую историю из их прошлого.

В одном из своих прошлых воплощений принц и его жена были единственными людьми, которые спаслись после кораблекрушения. Их выбросило на необитаемый остров, где они поедали птичьи яйца, птенцов и птиц безо всяких угрызений совести и чувства раскаяния. Если бы они испытали, хоть малейшее угрызение совести, то в нынешнем воплощении у них мог бы быть один ребенок или даже двое детей. Затем, повернувшись к принцу, Будда произнёс:

«Тот, кто дорожит собой, должен оберегать себя (от неблагого) во время любой из трёх страж (жизни)».

После окончания наставления Бодхираджакумара достиг плода Сотапатти (Sotāpatti).

История приводится по изданию: Дхаммапада. Стихи и Притчи (перевод с англ. М. Бобро). Харьков. 2010.

Из-за несовершенства русского перевода этой истории, пришлось его немного отредактировать.

Пер. с англ: Цветкова Павла
Источник: THE MANUALS OF BUDDHISM (THE EXPOSITIONS OF THE BUDDHADHAMMA) by MAHATHERA LEDI SAYADAW, AGGAMAHA PANDITA, D. LITT. YANGON. MYANMAR. 2004

comments powered by Disqus