Правила и запреты

Buddha.by » Библиотека » Тибетская камасутра

Гедун Чопел считает, что в существовании различных запретов виновато брахманское духовенство с его эгоизмом:

«Согласно некоторым нормам поведения, считается, что, по-скольку вдовы нечисты, приготовленную ими пищу есть не следует; однако это лишь повторение речей лишенных сострадания брахманов. В древней Индии женщина, у которой умер муж, лишала себя жизни, бросаясь в погребальный костер. Если же она не могла прыгнуть в огонь, ее считали живым трупом; лишь в этом заключается нечистота вдовы». И еще:

«Последователи наставника Бабхравьи учат, что нет ничего дурного в том, чтобы заниматься этим с чужой женой, если она не является женой брахмана или гуру. Это постыдная ложь; так как раньше авторами трактатов в основном были брахманы, они и писали подобное. Если умный человек противопоставит постулатам этих лживых трактатов цитаты из писаний, (истина) откроется. Из «Тантры Калачакры» явствует, что брахманы по-черному расположены к своим женам».

Его отношение к законам, запрещающим вступление в интимные отношения с вдовами, отличается релятивизмом:

«Хотя уже многое было сказано о признаках, по которым определяется, пригодна или непригодна женщина к акту, в целом достаточно соблюдать обычаи, существующие в вашей области. Индийцам строго запрещено совокупляться с вдовами. Исследуйте этот вопрос путем рассуждений, и вы не найдете никакого запрета, а напротив, увидите большую пользу (в интимных отношениях с вдовой). Следовательно, молодые вдовы, снявшие траур, подходят для этого занятия».

Его свободомыслие распространяется и на отношения между родственниками, но супружескую измену он строго осуждает:

«Более того, многократно говорилось, что родственники по одной линии и так далее не могут быть партнерами, но, не принимая в расчет обычаи отдельных областей, сложно определить, что дозволено, а что нет. Совокупление с чужой женой, однако, влечет за собой разрыв дружеских отноше-ний, драки и раздоры. Так как сей дурной, постыдный поступок обрекает на страдание в этой и будущих жизнях, добрым людям следует сторониться его, как заразы».

Для буддистов характерно убеждение, что прелюбодеяние вносит разлад в эту жизнь (когда об измене узнает обманутый супруг) и закладывает определенную кармическую основу, в результате чего в будущей жизни носитель этой кармы столкнется с враждой и раздорами и будет испытывать трудности в обретении подходящего партнера.

Из чисто практических соображений Гедун Чопел не соглашается с утверждением о том, что можно спать с женщиной, чей муж в отъезде:

«В «Камасутре» разъясняется, что дозволено заниматься этим с женой человека, находящегося в отъезде, но так как рождение ребенка в недалеком будущем повлечет за собой неприятности, подобные вышеупомянутым, лучше этого избегать».

Вместо традиционного отношения к женщинам он рекомендует подойти к этому вопросу с позиций релятивизма:

«Во многих странах дяди и племянницы, братья и сестры или братья и сестры от одного отца живут вместе. Хороши обычаи той страны, где общество благоприятствует семейной линии человека».

Однако его релятивизм не оправдывает дискриминацию женщин в рамках местных обычаев; наоборот, он выступает за мораль, основанную на равенстве полов. По его словам, необходимо признать, что супружеская пара — одно целое:

«Вторая половина мужа — его жена, а вторая половина жены — ее муж. Отдельно взятую половину вряд ли можно назвать даже животным. Если с этими мыслями вы пройдете жизнь до конца, без малейшего двуличия установив ум любви к своему спутнику, даше труп ваш будет объектом поклонения».

Он убежден, что согласие в браке — в буддизме это считается светским вопросом — настолько благоприятно в кармическом отношении, что, наряду с буддийскими святыми, тело счастливого семьянина должно лежать в гробнице как объект поклонения. И в этом вопросе он объединяет светский и сакральный аспекты, что в тибетском обществе расценивается как скандальное вольнодумство.

Однако при этом он оговаривает, что культивация основных религиозных установок — любви и сострадания — берет начало у семейного очага.