Поможет ли буддийская экономика выйти из кризиса?

Buddha.by »

Бангкок, ТаиландОБВАЛ тайской экономики и национальной валюты, бата, в 1997 году привели меня к идее буддийской экономики. Я изучил работы Достопочтенного Праюдха Паютто (Prayudh Payutto), одного из наиболее авторитетных монахов Таиланда. Пра Паютто прекрасно сведущ как в религиозные вопросах, так и в мирских делах.

На основе его философии я написал статью о буддийской экономике в 1998 году в «Nation», критикуя разновидность капитализма Алана Гринспана за его нежизнеспособность. Но кому тогда было дел до этого, поскольку Гринспан был известным чемпионом свободного рынка? Теперь Гринспан обвиняется в создании американского пузыря, который лопнул, и текущего глобального кризиса. Гринспан недавно признал, что он допускал ошибки, полагая, что (посредством либерализации и минимума регулирования) банкиры будут заботиться об интересах их акционеров. Но такого не произошло.

Обложка последнего выпуска «Time magazine» посвящена Карлу Марксу и там задается вопрос, что случилось с капитализмом. Европейские лидеры теперь очень скептически относятся к капитализму американского образца. Но они не особо уверены, какую альтернативу выбрать, хотя они следовали социальной демократии и рыночной экономике. Бывший британский премьер-министр Тони Блэр сказал: “Спросите экспертов, что делать, и самый честный ответ – “я не знаю”.

Но у нас в Таиланде буддийская экономика, которая работает больше тысячи лет, и эту модель самодостаточной экономики поддержал Его Величество Король. В будущем еще больше людей оценит по достоинству буддийскую экономику – экономику самодостаточности, поскольку мир стоит перед «стремительным ростом и Армагеддоном», как заметил один из участников Всемирного Экономического Форума в Давосе.

Вот – то, что я написал в 1998:

“Нависший крах глобальной системы капитала мог усилить интерес экономистов и мыслителей к буддийской экономике, разработанной кандидатом этого года [1998] на получение “Нобелевской Премии Мира” от Таиланда, Достопочтенным Праюдхом Паютто (Prayudh Payutto).

“Выдающийся монах и передовой буддийский ученый, Паютто посвятил своё служение изучению мирского применения буддийского учения, основе, на которой он объединяет другие дисциплины, включая экономику.

“В своем замечательном и весьма легко для чтения труде «Буддийская Экономика: Средний Путь для Рынка», Паютто комбинирует свою интерпретацию Дхаммы с экономической силой в действии, иллюстрируя то, как нужно понимать и развивать экономику.

“С самого начало буддийская экономика воспринималась как самостоятельное, стоическое общество, где купля-продажа, производство и потребление товаров и услуг соответствует строгим этическим стандартам. Но Паютто принимает учение Будды как основу истины, относительной истины или абсолютной, которые связаны с добром и злом. В этом смысле Дхамма используется для описания закона причины и следствия, в соответствии с которым существуют и функционируют все явления.

“В обычной экономике, когда есть спрос, скажем, на виски, то есть и производство – выращивание зерна, производство алкоголя и распределение продукта среди потребителей. Когда продукт потреблен, спрос удовлетворен. Современное экономическое мышление останавливается на моменте удовлетворения спроса. Что происходит после того, как спрос удовлетворен, не изучается», – говорит Паютто.

“В отличие от такого подхода, говорит он, экономика, вдохновленная Дхаммой, принимает во внимание то, как экономические действия влияют на весь процесс причины и следствия, который, по существу, затрагивает три нераздельных сферы человеческого существования: человек, общество и природу, или окружающую среду. «Когда есть спроса на товар, типа виски, мы должны посмотреть, как производство алкоголя воздействует на экологию, и как его потребление влияет на человека и общество», – он утверждает.

«Это в значительной степени задействует этические предписания, и они возвращают нас к более конкретному значению Дхаммы (Дхармы) относительно добра и зла. В Буддийских священных текстах сказано, что хорошие действия приводят к хорошим результатам, и плохие действия приводят плохим к результатам».

«В обычной экономике, стоимость товаров и услуг определяется потребителем на основе того удовлетворяет товар или услуга его желание. В буддийской экономике определены два вида желаний или два вида стоимости: истинная стоимость и искусственная стоимость. Истинная стоимость выражается термином «chanda» (хорошее желание). Другими словами, истинная стоимость товара определятся способностью удовлетворить потребность в благосостоянии. Наоборот, искусственная стоимость «tanha» (плохо желание) – это – когда товар удовлетворяет потребность в удовольствиях», – говорит Паютто.

“Из этого следует, что товары и услуги в буддийском обществе потребляются только, чтобы поддержать благосостояние, а не служить бесцельным плотским удовольствиям. Духовное просветление – конечная цель буддийского общества, тогда как в капиталистическом обществе – более высокий уровень жизни, материальное имущество или большее богатство.

“Объяснение производства у Паютто также уникально. Вообще, производство понимается как процесс, при котором создаются товары. Но Паютто утверждает, что производство, фактически, просто преобразование одного вещества в другое.

«Эти преобразования влекут за собой создание нового состояния при разрушении старого. Таким образом, производство всегда сопровождается разрушением. В некоторых случаях разрушение приемлемо, в других, нет».

“На этом фоне подход Паютто весьма отличен от того, что Алан Гринспан пробовал изложить в своей недавней речи в Университете Калифорнии, в Беркли. Гринспан утверждал, что накопление американского богатства не было делом «новой экономики» или какого-то чуда, продолжающимся процессом «творческого разрушения», когда старые режимы разрушаются, чтобы уступить дорогу новым.

“Гринспан сказал, что американская экономика, как все передовые капиталистические экономические системы, находится в непрерывном процессе того, что десятилетия назад Джозеф Шумпетер (Joseph Schumpeter) назвал «творческим разрушением».

То, что “основной капитал – план и оборудование, обеспечивает производство товаров и услуг, можно говорить только как о небольшом преувеличении, поскольку он непрерывно разрушается и восстанавливается.

“Наш основной капитал и уровень навыков рабочей силы эффективно модернизируются, поскольку конкуренция давит на менеджмент, и приходится находить более инновационные и эффективные способы удовлетворения постоянно повышающегося спроса потребителей на количество, качество и разнообразие. Спрос и предложение взаимодействуют в течение поколений в конкурентоспособной обстановку, с тем, чтобы повысить уровень жизни.

“Буддистская экономика находит, что американская версия капитализма не жизнеспособна, поскольку удовлетворение искусственных потребностей, при которых игнорируются последствия, не может продолжаться вечно, так как это бросает вызов законам природы. Гринспан полагает, что инновационная технология, которая поможет американским компаниям снизить затраты, и разумная финансовая система продолжит наращивать американское богатство и в следующем столетии.

“Но каков будет итог?”

Thanong Khanthong, “The Nation”, February 6, 2009

Перевод Будда.by

comments powered by Disqus