Подготовка ума к смерти. Подход Тхеравады.

Buddha.by »
Дост. Аггачитта бхиккху

Дост. Аггачитта бхиккху
(избранные фрагменты)

Духовность в Мире

Один из самых важных начальных этапов на пути к духовности – это общение с хорошими людьми. Само их присутствие запускает ваши «позитивные вибрации», давая вам вдохновение. Слушание того, что они говорят о духовном развитии, запускает процесс преобразования (или «регенерации») вашего типа мышления и, следовательно, ваших действий. Никто не должен недооценивать воздействие интеллектуального понимания духовной практики, потому что даже это может служить сильным фактором в преобразовании ума. Следующий шаг, который необходимо произвести – это воплотить теорию в практику.

Духовные ценности, такие как сострадание, любящая доброта, уважение, терпение, правдивость, великодушие и удовлетворенность взращиваются, когда каждый старается практиковать десять типов благого поведения, особенно его положительные аспекты. В дополнение к этому, для подготовки к смерти, нужно также обучиться и практиковать четыре основания осознанности, чтобы обрести прямое, основанное на опыте понимание себя в соответствии с действительностью (Satipannhana Sutta MN 10).

Памятование, осознанность (sati), или её синоним «бдительность» (appamаda), превозносилась Буддой во многих суттах, различными способами, например, как глава всех благих качеств (Appamada Sutta AN 10:15). Как качество, которое полезно и благотворно и в этой жизни и в следующей (Appamada Sutta SN 3:17). Как качество, которое полезно во всех обстоятельствах (Aggi Sutta SN 46:53).

Первичная функция осознанности – это памятование, например, помнить наставления относительно того как практиковать, напоминать себе о том, чтобы заново начинать или продолжать практику. Помнить о том, что вы задумали выполнить и не делать того, что вы не помышляли сделать (это то, что является отсутствием невнимательности, отсутствием небрежности). Непрерывно памятовать об объекте умственного сосредоточения. Памятовать о непосредственном процессе восприятия, чтобы понять его подлинную природу, сейчас это обычно называется «пребывать в настоящем моменте».

Как практика осознанности может помочь подготовить ум к смерти? Поскольку практика осознанности требует обучения, относящегося к вниманию ума, то это обеспечивает инфраструктуру для трансформации мирского типа мышления в более духовное, которое основано на безличном, объективном наблюдении и отпускании. Способность быть полностью объективными в наблюдение мирских мыслей во время умирания может быть эффективным инструментом для того, чтобы опознать и позволить уйти привязанностям, которые могут препятствовать мягкому переходу к благоприятному новому рождению.

Наблюдение за болезненными чувствами и реакциями ума также могут помочь облегчить страдания, испытываемые в процессе умирания. Кроме того осознанность может сама себе напомнить о различных методах, которые могут быть использованы, чтобы справиться с различными типами страдания, так же как и о правильном отношении к жизни и смерти.

Хорошо умереть, чтобы хорошо жить

Нравственная честность и духовно наполненная жизнь, безусловно, увеличат шансы на хорошую смерть, потому что это может создать «привычную» камму (Aciņņa kamma) или «резервную» камму (Kaṭattā kamma). Однако эти два типа каммы имеют соответственно третью и четвертую очерёдность. Второй очередностью обладает «околосмертная» камма (Āsanna kamma), и если она неблагая, то она может вмешаться и сделать стремление всей жизни бесплодным. Аналогично, даже если едва и было какое-либо место для нравственности и духовности в жизни, то благая «околосмертная» камма могла породить благоприятное перерождение, и доказательство этому в многочисленных заявлениях людей на смертном одре, свидетельствующих о пересмотре своих взглядов.

Поэтому, чтобы способствовать увеличению шансов для хорошей смерти, члены семьи или близкие друзья могут сделать приготовления, чтобы создать условия, способствующие пробуждению благой «околосмертной» каммы.

Вот некоторые советы

Убедите умирающего человека в том, что смерть – это естественное явление, через которое проходят все, и что оно может быть принято без страха или сопротивления.

Убедите и помогите умирающему человеку отпустить все привязанности к любимым людям и имуществу, недовольство к кому-либо, и сожаление по тому, что было или не было сделано. С этой целью возлюбленных умирающего человека нужно попросить не стенать и не причитать на его смертном одре, поскольку это может укрепить и усилить его привязанности или горе.

Обеспечьте умирающего человека возможностью выполнить благодеяние, например, послушать чтение палийских сутт, если он их понимает или ценит, послушать беседы о Дхамме, сделать пожертвование от его имени, воодушевить его мысленно, непрерывно как молитву, произносить Три прибежища или поучаствовать в любой полезной медитационной практике, с которой он больше всего знаком.
Напомните умирающему человеку о его прошлых добродетельных поступках. Можно иметь специальный блокнот, в котором будут записаны даты и характеристики его значительных благодеяний, которые есть у каждого. Кто-то мог бы прочитать этот список умирающему.

Соберите дхамма друзей вокруг умирающего человека и направьте на него любящую доброту, размышляя: «Пусть ты будешь свободен от враждебности, свободен от подавленности, свободен от трудностей и беспокойств, и пусть у тебя будет возможность без труда о себе позаботиться».

Несмотря на то, что кто-то, возможно, жил безнравственной и нерелигиозной жизнью, он также может хорошо умереть и хорошо жить в следующей жизни, если такие случайные обстоятельства вызовут благую «околосмертную» камму. Но конечно, если вы хотите лучших гарантий в обретении благоприятного рождения, то старайтесь делать всё возможное – живите нравственной, честной и духовно наполненной жизнью, и общайтесь с хорошими друзьями по Дхамме, которые будут в состоянии помочь вам создать условия, способствующие хорошей смерти.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Preparing the Mind for Death The Theravаda Approach By Venerable Aggacitta Bhikkhu

comments powered by Disqus