О персонажах в ваджраянских практиках

Buddha.by »
mahakala

1. В ваджраяне – буддийской тантре – известно очень много персонажей. В неваджраянской общей махаяне, то есть парамитаяне, они тоже есть, но там их гораздо меньше. Чтобы заниматься духовной практикой, связанной с этими персонажами, в каждом случае приходится получать особые посвящения и разрешения, инициации, коих имеется несколько типов. Сама практика со стороны нередко такова, что религиовед без колебаний назовет ее культовым действием. У любопытствующих или случайно столкнувшихся с изображениями таких персонажей или с подобными практиками возникает естественное, но превратное восприятие таких персонажей на манер и по аналогии с многочисленными адресатами поклонения разных политеизмов, хотя бы былой олимпийской религии, то есть с божествами.

Поэтому и тантрический буддизм нередко воспринимается как экзотический политеизм, а то и “язычество”. Эту аберрацию восприятия желательно развеивать, даже не столько потому, что непримиримо или агрессивно настроенные монотеисты разных толков или твердолобые посюсторонцы (“атеисты”) найдут в ней повод ополчиться на буддистов. Это еще полбеды, потому что в этом отношении достаточно изменить самоё их непримиримость и упертость. В знании того, каков в действительности ваджраянский буддизм, такие люди не нуждаются. Лишь бы не злились, не шли войной, не воображали, что буддийские тантрики дескать поклоняются свирепым многоруким чертям и сладострастным демоницам, лишь бы знали, что адепты ваджраяны, напротив, по своим убеждениям приличные незлобивые люди, ставящие целью всеобщее благо. Этого будет достаточно.

Правильное представление о ваджраянских персонажах необходимо, чтобы в ваджраяне не искали того, тех методов и достижения тех целей, которых там либо вовсе нет, либо они непременно являются вторичными, подчиненными, а не главными. Положим, некоторые практики предназначены для здоровья, долголетия, богатства, однако ничто из этого не является самоцелью или главной целью, как и у христиан имеются подобные молитвы, но стремятся христиане прежде всего к иному.

Еще более необходимо правильное понимание природы этих персонажей тем, кто прошел инициацию и занялся практикой, ибо иначе особого успеха в ней не будет.

2. Ниже я передам имеющееся в ваджраяне понимание природы и способа бытия этих персонажей. Они теперь, как уже стало принято, будут именоваться божествами. Тибетское слово для них – йидам, санскритское – इष्टदेवता .

3. Все такие божества – немирские, то есть не из сансары. Сансара фундаментально характеризуется двойной двойственностью: каждое существо в сансаре (ограничимся людьми) отлично от окружающей среды и от других существ. Это, более подробно, значит следующее. Беру в качестве примера себя, автора данного поста. Я отличен от любого моего читателя. Это знаю я, это знает любой мой читатель, любой третий читатель знает это обо мне и том другом читателе.

Никто из нас ничего не может с этим поделать. Мы были и остаемся разными людьми, мы пребываем в онтологическом отношении двойственности. Мы “в самом деле” разные – у нас разные свойства, характеристики, способности, биография и пр.

4. А эти несансарные божества, которых корректно будет именовать буддами и бодхисаттвами, не таковы, они вне двойственности. Поскольку все мы сансарные обитатели, мы воспринимаем их образы как двойственные по отношению к нам, иначе мы не можем. Например, приступая к практике Арья-Тары, человек чувствует, что он – такой-то, а она – далеко не он. Однако, с другой стороны, у самой Арья-Тары, нет такого убеждения! Далее, тот же человек может выполнять порой и практику Ваджрапани, и опять-таки для него Ваджрапани – кто-то один, а Тара – другая. Но ни для Ваджрапани, ни для Тары это не так, ибо они пребывают в состоянии взаимной недвойственности.

5. В должной практике тантры любого уровня от адепта требуется совместить абстрактное философское удержание мысленного фона недвойственности с божеством и выполнение самого ритуала, в котором часто имеется двойственность: не Тара же распевает гимн йогу, а йог распевает гимн Таре ;) (несколько таких гимнов сочинил когда-то великий философ Нагарджуна). Есть и такие практики, в которых йогу приходится воображать себя божеством, например теми же Тарой или Ваджрапани, т.е. методичка (садхана) требует от него имитации недвойственности с тем, чтобы со временем имитация стала реальностью.

6. Божества, с одной стороны, различны. Они отличаются друг от друга качествами, хотя бы обликом, мантрами. См. ниже изображения Тары и Ваджрапани. Они также отличаются действиями.Тара быстро работает с действием кармы,а Ваджрапани – мощью духа, да еще его практика помогает от некоторых конкретных болезней. При этом они находятся во взаимной недвойственности. Христиане вспомнят о догматической “неслиянности и нераздельности”, и правильно сделают.

7. Теперь представлю модель недвойственности. Я, Андрей, много пишу на Фейсбуке, у меня много читателей и подписчиков. Одних интересуют только такие посты по буддизму и философии, других – мои языковые шутки, третьих – вокал и т. д.; возможны и сочетания интереса. Названные грани моего проявления здесь различны. Я как буддист-феноменолог не совпадаю с собою как филологом, также и с собой как вокалистом, но эти грани находятся у меня в отношении взаимной недвойственности, потому что это всё тот же я – единая многообразная личность и не страдаю психиатрическим синдромом множественной личности. Но эти грани лишь для меня недвойственны, а для моих читателей во многих случаях наверняка налична их двойственность.

Были названы позитивные и продуктивные аспекты моего бытия. Поскольку я сансарный человек, то у меня есть и недостатки, и они не могут иной раз не проявляться здесь, но обычные читатели не интересуются моими текстами ради выявления моих недостатков. Сделав эту оговорку, могу продолжить. Вокал не мешает мне быть философом или шутником. Если что-то и мешает, то это мои несовершенства. Они в конечном счете обусловлены моею фундаментальной двойственностью, – тем, что я в сансаре. А у тантрических божеств нет недостатков и несовершенств, в отличие ото всех нас, и их не-двойственность не ограничена.

Очень надеюсь, что всё теперь стало понятно.

Андрей Парибок

Парибок Востоковед

comments powered by Disqus