Особенности конфуцианского делового этикета

Buddha.by »
Особенности конфуцианского делового этикета

Конфуций все еще жив в Китае (так же как в Японии, Корее и Вьетнаме). Его идеи оказались намного сильнее чем (европейские) идеи Маркса или Ленина, его моральная и социальная философия легко преодолела попытки китайской коммунистической партии “избавить нацию от [его] феодального учения”. От Шанхая до Тайбэя, в Гонконге и Сингапуре, его влияние очевидно во всех аспектах китайского общества, и особенно в китайском деловом общении.

Конфуцианское влияние на деловую этику и общение часто проявляется в наборе вежливых, но бессмысленных слов; деловые письма и факсы часто предлагают вам прочесть два или три абзаца, перед тем, как переходить к сути дела. Китайские официальные встречи характеризуются общим и/или поверхностным обсуждением. Самое главное – что бы никто не упал в грязь лицом, и это более важно, чем ясное исследование всего диапазона мнений. Что отсутствует в китайском типе общения – хорошо-аргументированные доводы, сильные заключения, ясные рекомендации, жесткие вопросы, искренние мнения и откровенные разногласия. Все требуют, чтобы человек был определенным, ясно сказал, что это – то, что я думаю, и таким образом весь риск, повреждающий отношения с теми, кто не соглашается (особенно в иерархических отношениях).

Успешная деловая коммуникация зависит от рискующих людей. Например, если г-н А. полагает, что есть некоторые серьезные проблемы в некоторых частях плана г-на Б., он должен дать г-ну Б. ясно понять это, даже если есть риск морально травмировать чувства г-на Б. все иное кроме полного понимания недопустимо в бизнесе. Все же, если бы г-н А. был китайцем, то он, вероятно, посчитал бы ясность в отношении его разногласия как отсутствие вежливости, и выражался бы косвенно, а не прямо, чтобы сохранить гармонию и хорошие отношения. Сохранить лицо или вежливость – при минимальном риске – были бы более важными для г-на А., чем ясная коммуникация.

Конфуцианские влияния на деловую этику сводятся к отношению. Китаец может работать в офисе, носить деловой костюм и иметь ученые степени, но он будет все равно общаться в так, как его научила мать. Он будет беспокоиться больше о том, чтобы оставаться вежливым, чем быть ясным; думать больше о не причинении вреда его отношениям с другими, чем о поиске правильного ответа. Независимо от того, какие у него образование и опыт, он будет иметь тенденцию следовать «Правилам Общения», установленными еще Конфуцием. Почему? Он верит в эти «Правила», и полагает, что быть вежливым более важно, чем быть ясным.

Вера оказывает одно из самых сильных влияний на человеческое поведение. Более сильное, чем интеллектуальные рассуждения. Немного китайцев могут объяснить, почему вежливость является самой важной: они только знают, что это так. Также очень немногие жители Запада могут объяснить, почему ясность является важнее всего. Изменение, того, как люди общаются, начинается и зависит от изменения того, почему они так общаются. Для успешного развития отношений с китайскими партнерами или сотрудниками необходимо прекратить настаивать на следовании Западным правилам, и, как можно чаще, находить компромисс между двумя различными взгляда на действительность.

Greg Bissky, www.treasuremountain.com

comments powered by Disqus