ОПАСНОСТИ В ПРАКТИКЕ ВИПАССАНЫ (ложная Ниббана)

Buddha.by »
ложная Ниббана
  1. Обхаса (obhāsa) – сияние или видение ауры.
  2. Пити (piti) – радость, которая подразделяется на пять разновидностей, начиная с кхуддика пити (khuddika piti) и дальше.
  3. Пассаддхи (passaddhi) – успокоение.
  4. Адхимоккха (adhimokkha) – решимость (вера).
  5. Паггаха (paggaha) – усилие (которое поддерживает vipassanа-citta).
  6. Сукха (sukha) – счастье.
  7. Ньяна (ñāna) – мгновенная мудрость прозрения.
  8. Упаттхана (upatthāna) – осознанность, фиксированная на камматтхане (kammatthāna – объекты медитации, инструмент для тренировки в медитации).
  9. Упеккха (upekkhā) – беспристрастие.
  10. Никанти (nikanti) – ум привязанный к прозрению випассаны (vipassanа-ñāna), и это прозрение сопровождается пити, пассадхи, сукха, и обхаса.

Так как эти опасности возникают вследствие интенсивной медитации, и так как они совершенно
новые и чистые, то практики принимают эти десять тончайших достижений за Ниббану (Nibbana).

Таким образом, они становятся препятствиями или опасностями на пути к освобождению. Эти десять переживаний порождают представление о «я», «меня», «моё» и поэтому они содействуют вере в «я» атта (atta).

Множество хороших практиков видят свет в своём теле думая, что это «божественный свет», когда он впервые у них возникает. Они думают, что они достигли надмирских умственных состояний Пути и Плода (magga cittas и phala cittas) благородных личностей. Поэтому, они полагают, что они благородные личности (ariya), такие как «вошедший-в-поток» или «невозвращающийся» (sotāpanna, anāgāmi). Они привязываются к таким необычным переживаниям, так как они новы и удивительны. Вследствие этого они бросают практику випассаны, бросают истинный Благородный путь.

Вот какие опасности встречаются в благородных практиках по достижению подлинной Ниббаны.
Десять вышеперечисленных опасностей могут быть увеличены этими тремя – алчностью, гордостью и неправильными взглядами, образовав тридцать опасностей для випассаны или тридцать омрачений.


Примечание переводчика:
Эти десять омрачений (vipassanupakkilesa) впервые были упомянуты в Патисамбхидамагге (Patisambhidamagga PTS, Vol. II, pp.100f.) и объяснены в Висуддхимагге (Visuddhimagga XX, 105ff.).
Также можно найти их объяснение в следующих источниках:
1. Introducing the Higher Teaching of the Buddha:
Buddha Abhidhamma Ultimate Science by Dr. Mehm Tin Mon.
2. THE PROGRESS OF INSIGHT (Visuddhinana-katha) A Modern Treatise on Buddhist Satipatthana Meditation by The Venerable Mahasi Sayadaw Translated from the Pali with Notes by Nyanaponika Thera.


Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: How to Live as a Good Buddhist. Volume II. Yangon. Myanmar. 2003

comments powered by Disqus