Значение слова "Нирвана"

Buddha.by »

1 СЛОВО

Будда пользовался словом “нирвана” как средством объяснения, оно не было в его речах предметом объяснения. Следовательно, либо он плохо умел преподавать, либо это слово было его собеседникам понятно. Выбираем второе.

Грамматически слово nir+ vā+na есть Kta в терминологии Панини или, в современной лингвистической терминологии, результативное отглагольное прилагательное с суффиксом -na. Ср. по-русски эту же форму “сделаН, закончеН”. Слово легко субстантивируется.

Приставочный глагол nir+ vā (“сдуться”) первично означает “стихнуть” (о стихии ветра) и “потухнуть” (о стихии огня).

В переносном значении – телесное состояние, когда у больного прекратилась лихорадка. В еще более переносном значении, которым пользовался Будда – состояние духа, когда стих “ветер” или “огонь” хотений, мотивов активности (санскр. тршна, пали танха).

Забавно отметить, что есть еще такое словарное значение, как “купание слонов”, – очевидно, разгоряченных.

2. ПОНЯТИЕ

В фундаментально важном тексте Brahmajālasutta (DN I), где Будда предложил исчисление всех имевшихся в его время метафизических позиций (это НЕ его позиции!), есть группа с утверждением “нирваны в этой жизни”. Таким образом, слово понятийно применялось уже до Будды, притом в указанном выше смысле, как состояние, когда мотивов для активности уже нет. Но, спросим себя, когда оных не бывает? Когда всё в полном порядке, всё благополучно, нечего более желать, не к чему стремиться, когда благо достигнуто.

В сутре названы пять вариантов этой позиции, начиная с тривиальной (физическое здоровье, благополучие тела) и до наиболее утонченной (предельно глубокое состояние йоговского сосредоточения). Согласно имеющейся в буддийской йоге исчерпывающей классификации режимов активности сознания, в качестве возможных типов такого спокойного и безмятежного положения-дел-для-нас уже до Будды были перебраны и предложены все существенно различающиеся его варианты, причем каждый последующий отменял все предыдущие.

3. Все эти добуддийские варианты формулировались из предпосылки, что возможна позитивная формулировка того, что есть благо, после чего разумный человек устремится к его достижению, а если и когда достигнет успеха, то успокоится, а это и будет “нирваной”. Но выяснилось, что хотя мыслителями и йогами назывались благие ( = желательные сами по себе) состояния, у всех них обнаруживался общий недостаток: пусть их в принципе можно породить, конструктивно для себя обеспечить, но принципиально невозможно сохранить навсегда. Таким образом, конструктивная деятельность по обретению как-то позитивно определяемого вечного блага оказалась безуспешной.

4. Учтя этот опыт предшественников, Будда пользуется понятием нирваны как негативным. Иными словами, раньше полагали, что у человека бывает ДВЕ РАЗНЫЕ максимы поведения

а) стремиться обрести позитивно определенное благо само по себе
б) избавляться от неприятностей – желательно, надежно и навсегда.

Будда же выяснил, что это было ошибкой. Нет никакого позитивного блага самого по себе, чтобы его можно было назвать “оно таково”, а далее – достичь и навечно удержать. Единственная разумная предельная максима поступания для себя – не позитивное обретение чего-то, но устранение неприятностей. И нирвана по-буддийски – это такое положение дел, когда неприятности устранены и более не возникнут никогда, поскольку навсегда устранены их причины.

5. Именно поэтому Будда упорно отказывался позитивно определить успешный результат буддийской программы, хотя ему многократно докучали подобной просьбой.

Андрей Парибок

Парибок Востоковед

comments powered by Disqus