Ниббана — прекращение водоворота в океане

Buddha.by »
Ниббана — прекращение водоворота в океане

Перевод фрагментов 21-ой Лекции о Ниббане буддийского монаха Ньянананды, Шри-Ланка

Ньянанада

Бхикку Ньянанада

Что бы чему-то дать обозначение или определение должна быть двойственность, или дихотомия… Должен быть своего рода круговорот двух феноменов для их обозначения. Круговорот или ватта — это чередование двух вещей, циклическое взаимодействие. Обозначение может произойти, только при наличии такого процесса. А вот Татхагата свободен от такой двойственности.

Мы указывали, что дихотомия сознания и имя-формы есть вихрь сансары. Давайте вспомним цитату из Уданы:

Отсеченный водоворот больше не кружит,
Это и есть конец страданий

Фактически, это обозначает состояние араханта. Круговорот происходит между сознанием и имя-формой . Оставив имя-форму и достигнув состояние неотражающего сознания (anidassana-vinnana) арахант в этой жизни прекратил существования, которое также есть и прекращение страданий. Хотя он продолжает жить, он не цепляется за кхандхи. Его сознание не привязывается к имя-форме. Вот почему сказано, что круговорот не кружит.

Что бы прояснить аналогию с круговоротом приведем еще один значимый фрагмент из Cутты “Cемь основ” (Сататханасутты):

Полностью освобожденные – это полностью отстраненные (пали, кевали), для обозначения тех, кто отстранен, больше нет круговорота.

(Альтернативная версия: “А хорошо освобождённые являются полностью совершенными (пали, кевали). А в случае с полностью совершенными нет чего-либо, с помощью чего их можно было бы описать”. Перевод с английского: SV)

Это утверждение может показаться странным. Термин кевали встречается в разделах канона в как синоним араханта. Коментарий Параматхаджьотика объясняет термин в “Сутте о Каси Бхарадваджа” (Каси-бхарадваджа-сутта) как араханта в том смысле, что он совершен во всех добродетелях или освобожден от всех пут.

Но принимая в расчет значение слова ватта которое связано с кевали, мы видим, что у термина есть более глубокое значение. С точки зрения этимологии слово кевали связано с уединенностью, отстраненностью, уединением. Мы говорили об оставлении имя-формы. Не-отражающее сознание, освобожденное от имя-формы действительно символизирует отстраненность, уединённость и отрешенность араханта.

В этом стихе Дхаммапады освобождение от имя-формы описано так:

Те, кто бродит непривязанный к миру,
Обладая ни чем, отстраненные (kevali), воздержанные,
Пусть таковым брахман делает подношения
Если хочет обрести заслугу.

(Альтернативный перевод: Кто проходит этим миром, ни к чему не привязанный, ни чем не владеющий, совершенный, утешенный, – тому в должное время должны люди приносить дары свои; пусть брахман, ищущий благих дел, делает приношения”. http://www.abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/SNP.htm#o34)

Это стих также объясняет что свобода от имущества и привязанности выражается термином кевали. Он имеет значение полной интеграции или отстраненности. Кевали указывает на состояние свободное от круговорота.

Если, например, круговорот в океане прекратится, можно ли спросить, куда ушел водоворот? Это то же самое, что спросить, куда ушел огонь. В принципе, можно и сказать, что водоворот соединился с океаном. Но это утверждение будет не совсем верным. Изначально был просто бескрайний, поэтому нельзя сказать, что водоворот куда-то ушел, как и то, что он не ушел. Также не скажешь, что он соединился с океаном. Прекращение водоворота создает проблемную ситуацию. Это состояние называется кевали. В чем его суть? Водоворот стал самим океаном. Это и есть смысл сравнения освобожденного существа с великим океаном.

Комментаторы, кажется, не уделили должного внимания сути этой аналогии. Однако если подумать о связи водоворота и океана, это как будто арахант стал одним целым с океаном. Но это только образное выражение.

В реальности водоворот всего лишь искаженное состояние самого океана. Этого искажения больше нет. Оно прекратилось. Именно из-за такого искажения и было появление страдания. Прекращение страдания следовательно можно приравнять к прекращению водоворота, при этом остаётся только бескрайний океан.

Только пока есть круговорот, можно указывать на “здесь” и “там”. В бескрайнем океане, кружится водоворот, или вихрь, мы можем сказать, где “тут”, а где “там” . И случае с сансарным существом, пока кружится вихрь, существует возможность для обозначения как “такой-сякой”. Когда круговорот остановился, то уже и нечему давать обозначение. Единственное, что можно сделать, это указать на место, где прекратился этот вихрь.

Таково состояние Татхагаты. Свобода от двойственности для него — освобождение от этого вихря. Мы рассмотрели образно, как появляется водоворот. Струя воды идет против основного течения, отбрасывается обратно, снова устремляется вперед, таким образом образуя вихрь. Это не норма, а искажение. Искажение, которое появилось в попытке сделать невозможное. Так появляется феномен под названием “вихрь”.

Состояние сансарного существа в какой-то степени сходное. Из Дхаммы мы знаем четыре искаженных взгляда:

  1. Восприятие непостоянного за постоянное
  2. Восприятие страдания за удовольствие
  3. Восприятие непривлекательного за красивое
  4. Восприятие отсутствия “Я” за реальное “Я”

Сансарное существо стремиться вырваться вперед, сбитое с толку этими ошибочными взглядами. В результате таких попыток генерируется вихрь сознания и имя-формы, повторяющееся движение по кругу.

Из-за кругового вращения, вихря, существует нереальность касательно этого мира. То, что нам кажется истинным и реальным, Будда провозглашает ложным и нереальным.
Мы уже цитировали фрагмент из “Созерцание двойственности” (Dvayatanupassana Sutta), который отражает этот момент

Просто посмотри на этот мир с его богами,
Воображающими “Я”, где его нет.
Укоренившиеся в имя-форме,
Они верят, что это реально.

(Видя действительное в недействительном, мир людей и богов, обитающий в виде и имени, думал про то: вот – истина. Но не так это; это – ложь, а ложь ведёт за собою погибель. Перевод с английского Н.И. Герасимовой. http://www.abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/SNP.htm#o41)

Все что мир, запутавшийся в имя-форме, считает реальным, кажется не реальным, согласно стиху. Эта идея подкреплена отрывком в стихотворной форме из Сутты о Змее (Урага Сутты) буквально зная, что все в этом мире на “такое”.

(Альтернативный перевод: “… сознавший обманчивость всего в этом мире, ясно постигший призрачность всего в этом мире, Перевод с английского: Н. И. Герасимов, источник: www.dhamma.ru)

Урага Сутта сравнивает оставление всего с тем, как змея сбрасывает старую кожу, понимая, что это уже не реальная кожа. Подобным образом, необходимо понять, что все в мире не “такое”, каким кажется. “Татха” — такой. То, что есть “как есть” — это ятхабхута. Все, что не то “как-есть” — а-ятха или ви-татха, “не-такое”, “не-таковое” — нереальное.

Следовательно, вихрь сознания и имя-формы сансарного существа есть что-то “не-таковое”. Это не истинное состояние мира. Что бы стать свободным от этого искажения, этого нереального состояния двойственности нужно стать арахантом.

Три омраченных состояния ума — жадность, ненависть и заблуждение — продукт этой двойственности. Пока происходит вращение, происходит и своего рода трение, которое проявляется как жадность, иногда как ненависть. Заблуждение подталкивает и двигает их. Это всего лишь поток воды, которые вращается по кругу, создавая трения и конфликты. Это взаимодействие сознания и имя-формы на самом деле искаженное состояние, ненормальное и нереальное. Стать Татхагатой — вернуться к реальности и “таковости” от этого нереального, “не-такового”, искаженного состояния.

Термин “татхагата” был входу у аскетов других школ. Но это не в том смысл, в котором его использовал Будда. У других школ термин “Татхагата” был связан с душой, самостью или указывал на идею освобождения.

Но в буддизме “Татхагата” имеет иное определение. “Татха”, “так”, “таким образом” связано со словом “ятха” – “так же как”, “любым образом”. Когда появляется видение, что водоворот такой же как и океан, это и есть состояние Татхагаты.

Водоворот возникает в результате отклонения от основного течения в океане. Но если существо оставит искаженные воззрения как восприятие непостоянного за постоянное, если отбросит четыре искаженных воззрения в результате прозрения и знание реальности как она есть, он становится Татхагатой.

“Татхагату” можно иначе объяснить как возвращение к этой “таковости” посредством её полного постижения. В этом смысле происхождение термина объясняется аналитически как татха + агата Комментаторы также приводят эту этимологию, хотя не в точно таком смысле. 15

В соответствии с идеей возвращения к истинному состоянию “таковости”, делаем вывод, что океан не увеличивается, ни уменьшается с прекращением водоворота. Почему? Потому что и внутри и снаружи этого водоворота была просто вода. Таково и сансарное существо.

Дальше сансарное существо будем рассматривать в контексте медитации. Мы уже говорили, что четыре элемента — земля, вода, огонь и воздух находятся как внутри, так и снаружи. В “Большом примере со следами слона (Maha-Hatthipadopama Sutta) читаем проницательные рассуждения:

И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».

(Перевод с английского: SV, http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn28-maha-hatthipadopama-sutta-sv.htm#a1)

Суть в том, что так называемое существо или личность — это фактически вихрь, сформированный из внешних первоэлементов. Таким образом, идея индивидуума или “личности” – это всего лишь искажение. Индивидуальное существование сансарного существа можно сравнить с кажущейся индивидуальностью вихря. Это обман. Вот почему это называется асмимана, самомнение “я есть”. В действительности это всего лишь самомнение без “я есть”.

Станет еще понятнее, если представить, как чистый воздух затягивается с вдохом в вихрь, потом выходит загрязненный с выдохом. Первоэлементы преимущественно земли и воды затягиваются в вихрь в виде еды и питья, после нескольких циклов внутри тела выводятся из организма в виде экскрементов и мочи . Таким образом можно понять условность разграничения на “внутреннее” и “внешнее”.

Поддерживает этот процесс измерения или исчисления двойственность — идея о том, что есть две вещи. Высшее освобождение заключается в избавлении от этой двойственности.. Освобождение от двойственности — это также и освобождение от жадности и ненависти.

Неведение — это своего рода круговое вращение по спирали. Каждый новый цикла отличается от предыдущего, чувство новизны возникает из-за забвения или игнорирования, характеристики неведения.

Как бы существо не страдало в одном жизненном цикле, когда начинается другой с новым рождением, оно попадает в новый мир, в новой форме существования. Страдания прошлой жизни почти забыты. Многочисленные сансарные циклы, бесконечное вращение во времени и пространстве, похожи на вихрь.

Вихревое взаимодействие между сознанием и имя-формой имеет тоже основание неведения. Фактически это движок всего процесса. Болезнь диагностируется по характеристикам микроба. Подобным образом Будда указал, что основной принцип круговорота сансары сводится к вихревому взаимодействию сознания и имя-формы, которое происходит в наших умах.

Микроскопический вихрь сознания и имя-формы, едва уловимый, выходит за границы времени и пространства. Фактически это вневременной принцип закона взаимозависимого происхождения. Следовательно, решение проблемы лежит в понимании этого закона.

Перевод: Buddha.by

comments powered by Disqus