НИББАНА — благая весть буддизма тхеравада

Buddha.by »
НИББАНА — благая весть буддизма тхеравада

Гил Фронсдэл (GIL FRONSDAL)

В буддизме тхеравада определение ниббаны простое — конец страдания.

НИББАНА — благая весть в буддизме тхеравада. Это полное освобождение. Естественно, люди хотят знать о природе ниббаны, но с точки зрения буддийской школы тхеравада знание, как преображается человек по достижении ниббаны важнее понимания того, что это такое.

Когда человек хочет пить, для него важна вода, а не её химические свойства. Именно вода утоляет жажду. Аналогично для страдающего существа важно не столько знать о природе ниббаны, сколько понимать, что её достижение — это прекращение страданий. Нирвана (санскрит), и ниббана (пали, язык ранних буддийских текстов) буквально означает “угасание” (огня) и “остывание”. В применении к уму, это указывает на угасание огня жажды, ненависти и заблуждения — трех корней страдания. Выбор этого термина связан с известной “Огненной Проповедью”. Так сказано: Все в огне; глаза в огне, образы в огоне, зрительное восприятие в огне…. уши, нос, язык, тело, ум… Они в огне жажды, ненависти и заблуждения”. (Из Махавагги, Виная Тхеравады)

На языке Будды, слово, которое обозначает топливо и цепляние одно и тоже — упадана. Будда понимал, что страдание возникает из-за цепляния, оно же им и подпитывается. Когда топливо устранено, страдание прекращается. Понимая глубокую укорененность и тонкое цепляние в несвободном уме, мы ценим ниббану, как состояние освежающе прохладное и умиротворенное.

Ниббана – это конец сансары. В отличие от обыденного понимания ниббана и сансара это не какие-то места в пространстве. При реализации ниббаны нет перемещения из одной точки в другую. Для Будды сансара — это процесс, в котором цепляние порождает страдание, а то, в свою очередь, порождает цепляние. Он осознал, что этот самоподпитываемый процесс происходит в течение многих жизней как топливо для перерождения подобно огню, который из одного горящего дома перебрасывается на соседний ветром. Ниббана осуществляется, когда хватка жажды, ненависти и заблуждения прекращается. Некоторые более поздние буддийские традиции уравнивают нирвану и сансару. Однако скорее всего, они приписывают несколько иное значение этим словам, чем то, как это понималось в раннем Буддизме. В учении традиции тхеравада сансара может быть тождественна нирване не более чем сжатый кулак равняться открытой ладони, или горящий уголь в руке, тому, который вы отбросили. Для Будды ниббана имеет положительные ассоциации — в конец концов это образ свободы и пробуждения. Иногда он использовал другие термины для описания этого состояния — блаженcтво, остров, убежище, бухта, абсолютная реальность.

Более сложные синонимы включают “несконструированное”, “вечное”, “бессмертное”, “беззнаковое”. Это означает, что ниббана не существует, как то, что можно сформировать или возжелать. Это не основа бытия из которой проявляется все смертное. Хотя и существует сознание без признаков, бесконечное, светящееся, которое отождествляют с ниббаной, оно не опирается на и не производит обусловленный мир. Это сфера сознания полностью независима от обстоятельств в мире или личной жизни. Поскольку ниббана независима, о тех, кто её полностью осуществляет, говорится как о тех, у кого нет опоры на в другие миры, свободных от цепляния, которое привязывает сознание к какой-то точке в пространстве и времени.

Соприкоснуться с ниббаной — это как нырнуть в прохладный пруд. Быстрое погружение немного освежает. Длительное погружение освежает полностью. Даже первый быстрый “нырок в ниббану” это мощный опыт высшего счастья, свободы и мира, которые не связаны c внешними обстоятельствами. Пока есть вера в счастье, которое обретается в силу каких-то условий, имеет смысл цепляться за эти условия, даже понимая, что все обусловленные явления подвержены изменению. Но когда есть прямое переживание как альтернатива, очарование которое подпитывает цепляние радикально ослабляется.

В буддизме традиции тхеравада устремленность к ниббане занимает почетное место. Когда цель осуществлена, эта устремлённость естественным образом прекращается, ум ни к чему не привязывается, даже к ниббане.

Гил Фронсдэл практикует Дзен и Випассану с 1975 года, имеет докторскую степень по буддологии от Станфордского Университета, инструктор в Випассана Центре в Редвуд Сити, Калифорния.

comments powered by Disqus