Дзогчен

Нет Бодхичитты – нет Дзогчена

📌   🕒

В переводе на тибетский язык Бодхичитта звучит как «чжанг чуб-сэм» (byang-chub-sems). Этот термин состоит из трех слов: «чжанг» означает «очищенный», «чуб» – «совершенный», и «сэм» (sems) – «ум». Под словом «ум» подразумевается «природа ума», «очищенный» означает, что все препятствия и все дурное очищено, а «совершенный» означает, что все высшие достижения и качества реализованы – так объясняет бодхичитту мастер Дзогчен Намкай Норбу Ринпоче.

В мире немало людей, желающих практиковать Дзогчен. При этом они не знают, что такое бодхичитта. Говорят: «Хочу Дзогчен попрактиковать, но в Будду не верю. Мне это ни к чему». Практика с таким подходом к Дзогчен можно сравнить с человеком, который едет в Шереметьево и просит дать ему полетать на самолете. Куда лететь – не важно, просто сам процесс вдохновляет. Особенно ему нравится слово «дзогчен», поэтому человек просит посадить его в самолет, которым летят практики дзогчен. Но они-то четко знают, ради чего предпринимают свое путешествие (тотальная реализация ради блага существ), им ясен пункт назначения и точный маршрут. Очевидно, для такого человека и практиков дзогчен сам полет и его результат будут различны в силу разницы в намерениях.

Практика без понимания бодхичитты подобна ожиданию всходов на поле, которое было вспахано, но не засеяно. Важно понимать, что окончательное просветление имеет свою причину – реализация Бодхичитты. Практик, идя по пути, развивает четыре безмерных (сострадание, доброту, радостность, равностность), отбрасывает цепляние ума за идею существования Я, постигает иллюзорность сансары – это путь. Плод – окончательная реализация.
Если кратко: нет Бодхичитты – нет Дзогчена.

Лама религии Бон

Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче

Делитесь в соцсетях!
comments powered by Disqus