Неоконфуцианство в азиатской модели развития

Buddha.by »
Будда, Конфуций, который держит на руках Лао-Цзы

Будда, Конфуций, который держит на руках Лао-Цзы

Ритуал. Отношения. Сыновнее благочестие. Лояльность. В течение многих десятилетий международные наблюдатели за превращением Кореи из зоны бедности в экономического гиганта приписывали этот успех национального развития этим ценностям конфуцианства, древне китайской философии, которая была цитаделью в Корее с древности. Конфуцианство играло основную роль в развитии Тайваня, Китая и Японии. С его упором на таких ценностях как работа, образование, заслуги и бережливость, сторонники этой восточной философии видят элементы, присущие протестантской трудовой этике, которую социолог 19-го столетия Макс Вебер считал двигателем западного капитализма. С тех пор, как ученый из Гарварда Эзра Вогэл ввел понятие «азиатской модели развития» – корпоративного подхода к экономическому планированию, которое выдвигает на первый план конфуцианский метод “заслуженного руководства и частной инициативы”, подобные теории последовали вслед, чтобы объяснить взлет Кореи на мировой арене, придавая древней философии новую интерпретацию.

Кроме своей роли в обретении благополучия, конфуцианство также служило основой престижа образования в Корее. Амбициозные родители посылают своих потомков в Сеул, записывают малышей в английские школы и отправляют детей учиться за рубеж. Они надеются, что их дети получат хорошее образование в престижных учреждения. Даже быстрый просмотр недавних бестселлеров показывает страсть к академическому успеху: книги способных студентов, которые пишут, как попасть в престижный американский университет, раскупаются сразу

С другой стороны эта философия делает акцент на важности отношений, которые проявляются во многих корейских формальностях в ходе общения. От поклона до вручения визитных карточек, формальный этикет имеет конфуцианское происхождение, наряду с большими проявлениями конфуцианской культуры, которые включают обязанность помогать и заботиться о подчиненных. Конфуций когда-то сказал, “правительство – это когда принц – принц, министр – министр; отец – отец и сын – сын”. Принцип философии социальной гармонии призывает брата и студента, родителя и руководителя выполнять свою роль в исполнении обязанностей. Шекспир, сказал, “Весь мир – сцена, а люди просто актеры”, но последователи Конфуция усовершенствовали этот принцип.

Неразбериха по поводу Конфуция

Как и другие звезды (Иисус, Сократ и Будда), Конфуций (551-479 до н. э.) – это отчасти историческая личность фигура и отчасти вымышленная, благодаря работам последователей, которые провозглашают бывших смертных бессмертными. Большая часть того, что мы знаем о Сократе, содержится в трудах Платона, или в случае Иисуса, в Евангелие.

Конфуций также подвергался различным интерпретациям, и большая часть неразберихи, связанной с его философией, произошла благодаря спору его учеников Мен-цзы и Xun-zi. Однако, тот вид конфуцианства, который приняли корейцы в период «Joseon», была философией Мен-цзы, которая включила элементы даосизма и буддизма – этакий идеологический коктейль, который был идеологией нео-конфуцианской правящей элиты в поздней истории Кореи.

“Нео-конфуцианство вышло за рамки человеческих отношений и включило в себя картину мироустройства: небо и земля как центр вселенной. Профессор Чой Джин-дук из Академии Изучения Кореи, специалист в корейской и китайской философии, полагает, что корейское конфуцианство очень неправильно понято широкой публикой. Это недоразумение очевидно при сравнении между протестантской и конфуцианской трудовой этикой, и ее отношением к повышению национального благосостояния и престижа. Чой и другие корейские ученые, которые разделяют его взгляд, сомневаются в правильности популярных теорий из книг в мягкой обложке. Как может национальная философия, которая подчеркивает единение с природой повернуться спиной к окружающей среде в погоне за индустриализацией?

Фундаментальный подход Кореи к нео-конфуцианству заключался в введении ученым династии Сонг Zhu Xi элементов даосизма и буддизма в конфуцианство. Конечный продукт, как оказалось, был весьма далеким ранних интерпретаций конфуцианских текстов, и был назван нео-конфуцианством. Основные постулаты этой философии включают выражение принципа, найденного в физических формах. Принцип чист и прекрасен, но его проявление в физическом царстве искажает его первоначальную форму, приводя к эмоциям и к конфликтам. В подобном русле, человеческая природа сама по себе хороша, но не совсем чиста, если ее не воспитать через практику и ритуал.

Корейское нео-конфуцианство

Одни говорят, что я должен жить так;
Другие говорят, что я должен жить по-другому.
Одни называют меня деревенщиной,
недотепой, провинциалом.
Должен ли я оставлять свою любовь
К природным скалам нестареющим родникам?

- T’oegye Yi Hwang (1501-1570)

Чой считает, что интерпретации конфуцианства за 2 500 лет его существования и переродили философию, с учеными вскрывающая противоречия мысль, чтобы соответствовать потребностям времен.”

С самого начала периода «Joseon», правящий класс поглощал дополнительные порции философии Zhu Xi . Не будет преувеличением, если сказать, что нео-конфуцианство было в центре культуры периода «Joseon». Множество музеев Кореи показывает многочисленные экспонаты, которые служат доказательством избытка нео-конфуцианского влияния. От керамики до картин, поэзии до литературы, эпоха эстетики минимализма отдавала дань ценностям, типа бережливости и прагматизма.

Искусство и художники были вдохновлены «природными скалами и нестареющими источниками» далеко удалялись из хаоса человеческой жизни. Некоторые из наиболее высоко дорогих картин периода «Joseon» демонстрируют децентрализацию предмета. Посреди пышных зеленых лесов и гор корейской сельской местности, у крошечного окна – еще более крошечная фигура seonbi, ученого-аристократа периода «Joseon». Человек едва заметен позади ветвей сосен и кедров. Нео-конфуцианцы Кореи полагали, что это был взгляд из всезнающей вселенной, в которой люди были только временными частичками, но порождением окружающей среды.

Назад в будущее

Влияние конфуцианства по-прежнему сильно в Корее, но нео-конфуцианству seonbi отнюдь нет. Конфуцианство теперь более касается статуса, различных отношений с различными людьми, типа между начальником и подчиненным, родителем и ребенком, старшим и младшим. Конфуцианство в Корее – в настоящее время философия, сосредоточенная на человеке. Вначале люди, потом обязанности и обязательствами. Как это преобразование произошло?

Ряд событий принес существенное изменение в основные идеологии Кореи. Нео-конфуцианство не было исключением. Изменения были принесены в Корею иностранными державами, и современное государство, в свою очередь, пересмотрело политический и культурный пейзаж прежнего “Царства Отшельников”. Поскольку появлялись диктатуры времен «Холодной войны», появлялись новые ценности, типа прагматизма, национализма и милитаризма. Нео-конфуцианская философия была расценена как главная помеха для индустриального роста и обороноспособности разделенной нации.

Глубокие изменения и коллективная ретроспектива корейского наследия, однако, ведут конфуцианство к новым высотам, и не только в самой Корее, но и в соседних азиатских странах, где философия проявлялась в подобной, но в уникальной интерпретации. Результат – возрождение интереса к местной культуре и переоценка ценностей. Иногда, общечеловеческие ценности принимаются за конфуцианские предписания. Семейные ценности не уникальны для конфуцианства. Любить и чтить собственных родителей, например такое же конфуцианское, как и иудео-христианское.

Чой предлагает, что интерпретаторы конфуцианства в течение 2 500 лет сформировали и заново изобрели философию, чтобы приспособить ее потребностям времен. Толкования этой философии, возможно, заходили в крайности, что проявлялось в ограничении социальную роль женщин и навязывании трудных правил. Однако конфуцианские предписания остаются вневременным светочем добродетельной жизни в эпоху быстрых перемен и преобразований. Конфуцианские идеологи Кореи, теперь, как никогда могут согласиться с этим стихом нео-конфуцианского ученого T’oegye Yi Hwang (1501-1570).

Старый учитель никогда не видел меня;
Он жил задолго до моего времени.
Хотя я никогда не встречал его,
Я могу видеть путь, по которому он шел.
Имея его мудрый путь перед собой,
Как могу я заблудиться?

(На изображении – Будда, Конфуций, который держит на руках Лао-Цзы, идеи которых сформировали нео-конфуцианство)

“Immortal Confucianism”
Written by Elizabeth Shim
The article courtesy of SEOUL magazine

comments powered by Disqus