Медитация "Меттабхавана" - развитие доброты

Buddha.by »
Меттабхавана

Есть различные способы развития доброты (metta-bhavana). Остановимся на основных. Эти наставления основаны на канонических текстах и комментариях. Они объясняют практику развития доброты ясно и просто, так что любой заинтересованный может сразу же приступать к упражнениям.

Метод 1

Развитие доброты: метод 1

Сядьте в удобной для вас позе в тихом и спокойном месте. Глаза можно закрыть. Повторите несколько раз слово “metta” (язык пали: доброта, любящая доброта, доброжелательность) и осознайте его значение. Метта – это противоположность ненависти, негодования, недоброжелательности, нетерпения, гордости и высокомерия. Это глубокое чувство симпатии и доброты, со-радости благополучию других.

Теперь представьте свое лицо в счастливом и сияющем образе. Поддерживайте это настроение в течение медитации, так как человек в состоянии счастья не может рассердиться или затаить отрицательные мысли и чувства. Визуализируя себя в радостном настроении, породите мысль:

“Пусть я буду свободным от гнева, несчастий, страданий, бедствий; пусть я буду счастлив”.

Наполняя себя позитивной умственной силой доброты, вы становитесь как наполненный до краев сосуд, содержимое которого готово вылиться наружу. Когда ум наполнен добротой, визуализируйте вашего наставника или какого-нибудь уважаемого человека и мысленно повторяйте: “Пусть мой наставник будет свободен от гнева, несчастий и т. д.”

Следующий этап. Подумайте о других уважаемых людях – монахах, учителях и направьте на каждого из них позитивную мысль наполненную доброжелательностью:

“Пусть они будут свободным от гнева, несчастий и т. д.”

Визуализация должна быть ясной, а пожелание отчетливым. Если визуализация будет осуществляться поверхностно, а пожелание небрежным, или, как бы на автопилоте, то эффект практики будет мал. Это будет просто размышление о доброте. Нужно понимать, что думать о доброте – одно, а развить доброту как свойство характера – совсем другое.

Визуализировать надо только живых, а не мертвых, потому что, что умерший изменил форму существования, и уже не является визуализируемым существом. Сила мысли будет неэффективна, если визуализировать умерших.

Развив доброжелательность по отношению к наставникам и почтенным людям, теперь надо переходить к родным и близким.

Распространять добрые мысли к родным и близким нужно в определенном порядке. Муж, или жена должны быть в конце, поскольку отношения между мужем и женой включает элемент вожделения, что может загрязнить чистую «метта». Смысл практики – постараться научиться быть добрым ко всем и тем самым избавиться от негативных реакций в психике, которые порождают «дукха». Если у вас была ссора с родственником, его или ее нужно также визуализировать в конце, чтобы неприятные воспоминания не лезли в голову.

Затем, нужно переходить к нейтральным людям, к которым нет неприязни – соседям, коллегам по работе, знакомым и так далее.

После этого этапа теперь переходим к тем, к кому испытываем неприязнь, враждебность или предубеждение. По отношению к каждому из них следует развить мысль:

“Я не имею никакой вражды по отношению к этому человеку. Пусть это человек не имеет никакой вражды и по отношению ко мне. Пусть он будет счастлив!”

Таким образом, поскольку в практику включаются люди разных кругов, по мере развития доброты постепенно устраняется ментальный барьер между «Я» и «они». Доброжелательность тогда приобретает беспристрастность, и ум выходит за пределы ограничений, двигаясь как бы по спирали, и становится всеобъемлющим.

Метод 2

Первый метод развития доброты заключался в проекции благопожелания людям по степени близости в убывающем порядке. Второй метод представляет безличный способ излучения «метта», при котором ум становится всеобъемлющим. Этот метод выражается палийским термином «metta-cetovimutti», “освобождение ума через вселенскую любящую доброту”.

Несвободный ум заключен в тюрьму эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждения, ревности. Пока ум находится во власти этих скверн, он остается ограниченным и скованным. Устраняя эти оковы, «метта» освобождает ум, и освобожденный ум естественно становится безграничным и неизмеримым. Как и земля не может утратить свою твердость, так и ум, который развил «метта» может быть заключен в какие то рамки.

Излучением сияния доброты на людей разной степени близости, ум ломает барьеры между «Я» и учителями, близкими и родными, нейтральными людьми и врагами. Теперь йогин приступает к «безличному излучению доброты». Это похоже на то, когда корабль плывет по безбрежному океану, но, тем не менее, придерживается своего курса.

Техника такова: Представьте людей, живущих в вашем доме всех вместе, затем заключите их в своем сердце, при этом излучая мысли, наполненные добротой: “Пусть все люди, которые живут в этом доме, будут свободными от гнева, свободными от несчастья, свободным от бедствий; пусть они жить счастливо”. Слова могут быть произвольными, можно желать все что угодно – от здоровья до финансового благополучия, кроме, разумеется, зла.

Завершив визуализацию своего дома, теперь приступайте к визуализации соседнего, и всех его жителей, затем следующего дома, и т. д., пока все здания на вашей улице не покроются вашей любящей добротой.

Теперь йогин переходит к следующей улице и т. д., пока вся округа не покроется сиянием доброты. Объекты медитации нужно визуализировать ясно, а сияние «метта» распространять обильно. Таким образом, лучами доброты покрывается весь город, район и страна.

Затем, переходим к визуализации целых стран, начиная со своей в центре. Потом и остальные страны в разных сторонах света – востоке, юге, западе и севере. Нужно покрыть сиянием доброты всю страну, включая всех ее граждан независимо от социального статуса, расы, национальности и вероисповедания. Излучайте доброту с такими мыслями: “Пусть все люди в этой стране будут жить в мире и благополучии и т. д.!»

После этого сиянием доброты охватываются целые континенты – Африка, Азия, Австралия, Европа, Северная и Южная Америку – лучи доброты не охватят весь земной шар. Представьте себя в какой-нибудь точке земного шара, затем начните излучать сияние доброты, обволакивая ими одну сторону света, потом другую и так далее, пока весь земной шар не будет полностью окутан сияющими лучами любяще доброты – «метта». Затем сияние доброты распространяется по всему необъятному космосу во всех направлениях, охватывая всех живых существ, на пример, инопланетян :), из всех всевозможных других миров.

Несмотря на простоту и, как может показаться, наивность, красочность этой практики, ее эффект очень сильный.

Отношения: Ум освобождается от предрассудков и предвзятостей по отношению к окружающим, что помогает иметь хорошие отношения с людьми. Человек более глубоко понимать других.

Психика: Ум освобождается от страха перед неизвестностью. Приобретаются такие качества как обаяние, харизма.

Защита: Устраняются причины агрессии со стороны недоброжелателей. Йогины, практикующие этот метод в джунглях, были защищены от диких зверей.

Здоровье: Мысли «метта» устраняют некоторые заболевания, связанные с расстройством психики, и даже облегчают эффект более серьезных болезней.

comments powered by Disqus