Места святые в кочевьях донских калмыков

Buddha.by »

КАЛМЫКИ-казаки, как и их соплеменники на Волге, исповедовали буддизм. В тамошнем своем расселении они имели свою церковную структуру, свои духовные центры. Все их тринадцать станиц имели хурулы. Они включали строения, представлявшие собою архитектурные памятники. Необычная их форма привлекала внимание художников, работы которых дошли до наших дней. На некоторые из них мне недавно указал наш земляк — профессор из США Араш Борманжинов.

Это старые гравюры, воспроизведенные в разных изданиях прошлого столетия. Одна из них в 1870 г. была помещена во “Всемирной иллюстрации” под названием “Калмыцкий хурул”. Вы ее видите на первом снимке. В правом нижнем углу гравюры стоят буквы К.Е.Д. Очевидно, это инициалы ее автора.

хурулы

Этот изобразительный сюжет запечатлел хурул, находившийся в кочевьях донских калмыков. Он состоял из семи построек. Две из них, что ближе к нам, возведены в сочетании строгой европейской классики и архитектурных направлений буддийского Востока. Мотивы последних отражены в верхних частях строений. Верхний ярус левого храма венчается очиром — символом знания у последователей учения Будды. Возможно, в данном хурульном комплексе это сюмэ выполняло какие-то просветительские функции.

Второй храм, что показан в правой части рассматриваемой гравюры, в своем завершении оформлен под субурган в строгих ламаистских канонах. Субурганы ставились на местах кремации знатных степняков. Не исключено, что и это сооружение было мемориального характера.

В целом этот хурульный комплекс донских степей производит впечатление. Он не мог не заинтересовать издателей “Всемирной иллюстрации”, предоставивших место для публикации гравюры, изображавшей необычные культовые памятники.

В 1885 г. в Штутгарте вышла книга “Наброски путешественницы о России”. Ее автором была баварская принцесса Теопфилис С. фон Баур. В своем российском странствии она побывала в местах проживания донских калмыков. Об этом принцесса рассказала на страницах книги. Свое’ “донское” впечатление она иллюстрирует гравюрой, на которой показан хурул. Мы даем его на втором снимке.

Под этой гравюрой имеется надпись, из которой следует, что хурул из “Набросков путешественницы о России“находился неподалеку от крупного населенного пункта Войска Донского — Мартыновки. Он принадлежал калмыцкой Бултуковской сотне, основавшей впоследствии станицу Денисовскую. Она располагалась на правом берегу речки Баглай.

Построики этого хурула значительно отличаются от вышерассмотренного. Отличаются более выразительной пагодностью, крышами под китайскую модель. В волжских кочевьях с ними, на мой взгляд, можно сравнить главное сюмэ Хошеутовского хурула. В других хурульных комплексах Калмыцкой степи Астраханской губернии я подобного пока не встречал.

Имели донские калмыки хурул и за пределами своего кочевья, границы которого замыкались между Салом и Манычем. Стоял он у Старочеркасска, у “донской Венеции”, как донцы еще именовали свой главный город, управлявший ими с 1644 по 1805 гг. Долгое время этот город был местом сбора всех тех, кто был призван на Дону на полковую службу.

Перед отправкой в места дислокации полков каждый из призванных шел в свой храм. Калмыки тогда шли в свой хурул и молились там перед всемогущим ликом Будды, прося его быть с ними в нелегких казачьих походах.

Гравюра с хурула “донской Венеции” приведена в 39 номере журнала “Нива” за 1878 г. Она выполнена Гильдебрантом по рисунку Фердинандуса и является в журнале иллюстрацией к текстовому материалу Старочеркасск и калмыцкий хурул (монастырь) на Дону”.

Старочеркасский хурул, который показан на третьем снимке, видится небольшим оседлым два сюмэ. Они возведены почти в таких же восточных формах, как и мартыновские.

Для всего же комплекса здесь отметим одну его деталь. Сюмэ хурула поставлены на высокий каменный фундамент. Другие его постройки своим основанием опираются на сваи. Это не случайно.

Местность, на которой располагалась “донская Венеция”, часто в весеннюю пору заливалась водой Дона и его правобережным протоком Танькин ерик. Это было одной из причин переноса столицы Войска Донского в район слияния речек Тузлова и Аксая, где была заложена новая столица Дона — Новочеркасск.

В заключение отмечу, что все три гравюры довольно четкие. Они могут служить изобразительным источником в изучении культовых памятников донских калмыков.

И. Ладомиров

comments powered by Disqus