Медитация на качества Будды

Buddha.by »

Достигнув прогресса в практике метабхаваны, йогин может легко перейти к буддхануссати. Для начала выберите один из девяти атрибутов Будды по-вашему усмотрению. Необходимо знать значение этих атрибутов. Например, если вы выбрали атрибут арахам, то существуют пять определений этого атрибута. Надо хорошо понимать значение, качества, которое вам больше всего подходит для объекта медитации. Одно из определений качества арахам – это «тот, кто достоин уважения среди людей и богов, потому что он несравненен в нравственности (сила) сосредоточении (самадхи) и мудрости (пання)». Поэтому его называют араха. Необходимо медитировать на это качество и повторять в уме: «арахам, арахам …». Как осуществлять медитацию?

Во-первых, надо войти в самадхи четвертой джханы при помощи медитации на белую касину. Затем, когда свет (воспринимаемый умом во время медитации, прим. пер) достигнет кристальной чистоты, направьте его на буддхарупу (образ Будды, который вас больше всего вдохновляет), точно так, как вы направляли свет на визуализируемого человека, во время меттабхаваны. Визуализируемый образ Будды должен находиться от вас на расстоянии 2-3 метров от вас – не слишком далеко и не слишком близко.

Во-первых, надо воспринимать это образ как реального Будду. Если йогин в одной из прошлых жизней встречал живого Будду, то благодаря такой практике он может увидеть образ настоящего Будды. Если появится такой образ, то надо сосредоточиться на нем как на объекте медитации, и перейти к другому атрибуту.

Вопрос: “Нужно ли медитировать на изображение Будды во время буддхануссати?” По этому поводу идут споры. Однако, существует 6 определений атрибута бхагава. Сири – один из них (Висуддхимагга, VII, 61). “Сири” означает «славное и почтенное физическое тело». Следовательно, надо за объект медитации взять славное тело Будды. Этот качество – один из 9 атрибутов Будды.

Можно перейти от медитации на физическое тело к медитации на атрибут.

Возникает вопрос: «Если йогин видел живого Будду в прошлой жизни очень давно, или вообще его не видел в прошлых жизнях, что ему делать, если физическая форма Будды не возникает в уме»?

Ответ: «Он может медитировать на буддхарупу, которую он больше всего почитает, а затем перейти к медитации на атрибут. Чтобы перейти от медитации на буддхарупу к медитации на атрибут «арахам», необходимо повторять в уме: «арахам, арахам» с мыслью о том, что Будда достоин уважения среди людей, дэв, Брахм, благодаря его несравненным нравственности, сосредоточенности и мудрости».

Когда во время этой медитации ум достигнет определенной сосредоточенности на атрибуте арахам, физическая форма Будды может исчезнуть. Если она исчезнет, не надо пытаться ее вернуть. Просто старайтесь удерживать ум на атрибуте.

Если удерживать ум на объекте медитации в течение часа, развивается состояние сосредоточенности ума, зависимого от сердечной основы (хадайя ваттху).

Если вы распознаете сердечную основу, вы осуществите факторы витака (прикладываемая мысль), вичара (удерживаемая мысль), пити (восторг), сукха (блаженство) и экаггата(однонаправленность).

Таков метод медитации буддхануссати с атрибутом арахам в качестве объекта. Медитация на другие атрибуты, такие как саммасамбудххо, виджа-чарана сампанно и т.д. выполняется также.

Глоссарий:

Белая касина – предмет белого цвета (обычно круг), применяемый в медитации в качестве объекта для сосредоточения ума.

Витака (прилагаемая мысль), вичара (удерживаемая мысль), пити (восторг), сукха (блаженство) и экаггата(однонаправленность) – факторы, которые сопровождают состояние 1-й джханы.

Джхана – степени сосредоточенности ума. Всего различают 4 джханы. Каждая из джхан обладает своими качествами – факторами. По мере возрастания сосредоточенности ума, количество факторов уменьшается, пока не остается только один – экаггата (однонаправленность), единственный фактор, характеризующий 4-ю, последнюю джхану.

Хадайя-ваттху (сердечная основа, сердце) – элемент, благодаря которому возникает ментальное сознание, не связанное с пятью оганами чувств, аналогично тому, как благодаря глазу возникает зрительное сознание.

Перевeл с английского: Будда.by. Из 5-й главы книги “Light of Wisdom. Meditation in Pa-Auk Forest Monastery”

comments powered by Disqus