Китай: Возвращение религии

Buddha.by »
Китай: Возвращение Религии

Все больше китайцев предпринимают поиски «духовной пищи», поскольку общество стало более сложным и безличным.

Пекин, Китай – Арианна Лю (Arrianna Liu), возраст – 30 лет, когда произносит молитву перед едой в ресторане, чувствует себя в большей безопасности сегодня, чем прежде. Правительство, кажется, ослабляет давление на религии.

Люди также стали более терпимы, чем прежде в отношении религиозных культов, в том числе и в отношении иностранных религий как христианство.

“Несколько лет назад, я боялась, что другие могут увидеть, как я молюсь. Но теперь, больше сталкиваешься с любопытством, но никак не с осуждением“, – сказала Арианна Лю, жительница Пекина, которая работает в неправительственной организации.

Действительно, за эти 30 лет начиная с 1978 года, когда Китай предпринял экономические реформы и открыл двери миру, страна подверглась огромным переменам, которые привели к расцвету религиозных организаций.

Правительственный опрос в прошлом году показал, что 300 миллионов китайцев, или 31.4 % взрослого населения страны, считают себя верующими, и это намного больше, 100 миллионов по официальной статистике. Две трети верующих – буддисты, даосы или приверженцы традиционных божеств, типа Царя Дракона или бога благосостояния. Обзор показал, что 12 % всех опрошенных, или 40 миллионов, христиане, по сравнению с официальными 16 миллионами 2005 года. Это говорит о том, христианство – наиболее быстро растущая религия в Китае. Некоторые зарубежные подсчеты предполагают, что число христиан еще выше – от 50 до 70 миллионов. Многие посещают независимые, незарегистрированные домашние церкви.

Правительство признает пять религий: буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантство. Буддизм, приблизительно с 100 миллионами адептов, самая многочисленная религия, мусульман приблизительно 20 миллионов, многие из которых представляют этнические меньшинства как уйгуры.

Профессор философии Лю Жонгю (Liu Zhongyu) приписывает возрождение религии религиозной свободе, которой китайцы имели последние 30 лет и социальным проблемам, с которыми они сталкивались из-за быстрых перемен.

Традиционно китайское государство, допуская различные религии, подавляло или контролировало их религиозные структуры, чтобы предотвратить угрозу конфуцианскому порядку. В результате чего религии в Китае имели слабую организацию. Когда коммунисты пришли к власти в 1949 году, они препятствовали религиям, и затем запрещали вообще во времена Культурной Революции с 1966 по 1976 годы.

После того, как Дэн Сяопин начал экономические реформы в 1978, правительство начало ослаблять контроль над различными аспектами социальной жизни, включая и религию, чтобы облегчить проведение реформ. В 1982 издан указ о религиозной свободе, который признавал, что религия будет существовать в течение долгого времени до своего возможного исчезновения. Свободу религиозной веры предоставляли при условии, что верующие также любили свою страну, поддерживают Китайскую Коммунистическую Партию и соблюдают социалистический закон, другими словами, ставят государство и партию выше религией.

Правительство также стремилось ограничить религиозные организации, позволив существовать только пяти религиям и предоставив правовой статус только церквям, храмам и мечетям, контролируемым правительством. В 2005 году изданы новые правила о религиозных вопросах, которые позволили религиозным организациям обладать собственностью, издавать литературу, обучать и утверждать духовенство и собирать пожертвования, если они зарегистрировались в госорганах.

Конечно, китайское общество подверглось большому преобразованию в результате трех десятилетий реформ. Реформы увеличили социальную и географическую мобильность. Они немного устранили государство из общественной жизни, и люди теперь имеют большую свободу выбирать, где им работать, жить, и куда ходить. Но такая свобода сопровождается и нестабильностью, поскольку государство больше не заботится о людях с самой колыбели, чтобы воспитать нужный тип, как это было во времена маоизма.

Лю, в интервью китайской «Ежедневной Газете» отметил: “Все больше китайцев чувствуют нестабильность и беспокойство”.

Он сказал в интервью «Oriental Outlook», что этические стандарты понизились, и “люди больше не доверяют друг другу. Они ищут якорь для их жизни”, включая и религию. Другие аналитики отметили, что быть частью религиозной группы, типа домашней церкви, дает возможность пользоваться этой социальной сетью, которой можно доверять.

Иную точку зрения, особенно в отношении буддизма, выразил Мастер Сяоченг (Xuecheng), вице-президент «Буддистской Ассоциации Китая», и настоятель четырех монастырей, включая и монастырь «Longquan» в Пекине. Он утверждает, что, как только люди удовлетворили свои главные потребности, как жильё и пища, они начинают удовлетворять и духовные потребности.

Он добавил: “Только, тогда когда общество процветает и успешно развивается, он может себе позволить допускать различные виды идей… Только после того, как общество достигло определенного уровня развития, в нем появляется значительное количество людей с высоким уровнем знания, и достаточной квалификацией, чтобы посвятить себя исследованию буддистских священных писаний”.

Он привел факт, что буддизм процветал в течение «Золотого Века» в древнем Китае, при династии Тан, особенно в провинции Chang’an (современный Сиань), где проходил “Шелковый Путь”.

Арианна Лю, которая также изучала буддизм, находит буддийские священные писания слишком трудными для понимания. Они имеют тысячи томов по сравнению с одним томом Библии у христиан или Корана у мусульман.

«Кроме того, Буддизм “требует, чтобы Вы много чего оставили в этой жизни», – сказала Лиу, добавляя, что это трудно. «Буддисты пытаются, в конечном счете, уйти из мира», – она утверждает.

Некоторые китайские ученые как профессор Канг Сяогуанг (Kang Xiaoguang) из Ренминского Университета не считают, что христианство будет иметь существенный успех в Китае. Но действительность такова, что эта религия растет огромными темпами, привлекая много молодых людей.

Канг, который защищает конфуцианство как основу управления страной, считал, что те, кто менее зрел, кто рабски следует моде, кто поклоняется вещизму Западного мира, поворачиваются к христианству, в то время те, кто более зрел, хорошо начитан и эрудирован, склонны следовать буддизму. Профессор Канг отмечает, что христианство популярно среди молодых людей с либеральными взглядами, кто настроен про-американски и против истеблишмента, хорошо знаком с интернетом, и кто живет в больших или средних городах.

Мастер Сяоченг указал, что буддизм, иностранная религия, нашел свое место в китайском обществе после того, как принял терминологию местного китайского языка из конфуцианства и даосизма, и развив свой собственный китайский канон. Он добавил, что ислам и христианство стоят перед той же самой проблемой.

Однако он отметил, что буддийские группы приняли некоторые христианские методы распространения свой религии, как-то через дела милосердия. Они также используют современные инструменты: его монастырь «Longquan», например, имеет как китайскую, так и английскую версии вебсайта, который поддерживают добровольцы.

Исследование культурного национализма среди китайцев, проведенное профессором Кангом в прошлом году, показало, что 33.5 % респондентов считают, что Буддизм – величайшая из всех религий или культурных традиций, 14.9 % сказали, что это конфуцианство и 8.6 % отдали предпочтение христианству, в том числе и католицизм.

Даосизм, единственная национальная религия Китая получила только с 3 %. Хотя даосизм сегодня кажется изолированным в китайском обществе, он неотъемлемая часть жизни китайцев. Мастер Ксуекэнг сказал, что основные принципы традиционной китайской медицины и идеи “Инь-Ян” и пяти элементов имеют происходят из даосизма.

Можно было добавить и «Фэн Шуй», основной принцип жизни в гармонии с естественной окружающей средой.

Аналитики с оптимизмом говорят о росте религии в Китае, пока правительство видит в ней пользу в поддержании стабильности в общество. Поддержка правительства китайских религий очевидна в его участии в первом Всемирном Буддийском Форуме, проведенном в Китае в 2006 году, и в ежегодных церемониях памяти Конфуция и легендарного Желтого Императора, от которого происходят китайцы. Что касается Христианства, власти проводят политику контроля и управления, но не подавления этой религии, сказал Канга.

Еще неизвестно, пустит ли христианство корни в Китае, и если это произойдет, в какой степени, и в какой форме? Станет ли оно столпом китайского общества вместе с буддизмом, даосизмом и конфуцианством? Трудно сказать сейчас, но рост христианства в Китае – это одно из незапланированных последствий реформ Дэн Сяо Пина, которые начались 30 лет назад.

GOH SUI NOI, The Straits Times/AsiaNews, Jan 12, 2008

Источник

comments powered by Disqus