Храм Будды Света

Buddha.by »
Манихейство и буддизм в Китае

Сегодня мало, кто знает о манихействе – религии, которая в свое время была распространена на огромной территории от Испании до Японии. Учение персидского пророка Мани впитало в себя влияния гностицизма, буддизма и зороастризма. Впоследствии как самостоятельная религия, манихейство прекратило свое существование, однако отголоски манихейских идей продолжали напоминать о себе в еретических учениях павликиан, альбигойцев, богомилов, с которыми церковь вела непримиримую войну.

Манихейство и буддизм в Китае

Чао-ян (Cao’an) (буквально «монастырь с соломенной крышей» – храм в городе Джинджианг, провинция Фуцзянь. Храм был построен китайскими манихеями, хотя со временем его стали принимать за буддийский храм. Этот “манихейский храм в буддийском обличии” считается единственным сохранившимся манихейским храмом в Китае и даже во всем мире. Этот бывший манихейский храм мало отличается от типичного буддийского культового сооружения, и представляет собой двухэтажное здание из гранита, с алтарем для поклонения внизу и жилым помещением для священников наверху.

Манихейство в Китае

Манихейство проникло в Китай в период правления династии Тан. Ранее, манихейство было тесно связано с согдийскими купцами, а, позже, с уйгурами, которые проживали в государстве Тан. Манихейство, главным образом, было распространено в северных и центральных (долине Янцзы) провинциях Китая, и понесло большие потери во время «антиманихейской кампании» в 843 г., которая по сути дела была прелюдией «Великого гонения на буддизм» в 845 г., когда представители иностранных религий были изгнаны манихейской или казнены. В 10-м веке после падения династии Тан манихейство уже исповедали сами китайцы, и религия достигла провинции Фуцзянь.

Манихейство - распространение

Распространение манихейства в этой провинции связано с деятельностью проповедника, бежавшего в Фуцзянь от преследований в северном Китае; он много путешествовал по всей провинции, и, в конце концов, умер и похоронен на территории современного округа Куанжоу, которая стала одним из центров китайской манихейства во времена династии Сун. Манихейство в Китае впитало в себя элементы буддизма и даосизма, приняв определенную китайскую специфику. Китайские переводы манихейских трактатов пользовались буддийскими терминами; основателя религии Мани называли “Буддой Света” (Guangming Fo, или Fo Guang), а история его жизни напоминает жизнь Гаутамы Будды. В даосском трактате Хуа-Ху Цзин («Трактат об обращении варваров»), популярный среди китайских манихеев, утверждал, что Мани быть ре-инкарнацией Лао-цзы. Что касается конфуцианских властей, то они называли группы последователей Мани “вегетарианскими поклонниками демонов”. Не удивительно, что манихейские храмы в Китае обычно маскировали под буддийские и даосские.

Краткая история храма

Храм был построен во время правления императора Гуан-цзуна, первого императора династии Южная Сун (середина 12 века) как соломенная хижина. Он был восстановлен в современном виде в 5-й год в период правления династии Юань (1339). Манихейства в Китае исчезло во времена династии Мин. Храм был отремонтирован в 1922 году как пристройка буддийского храмового комплекса. О манихействе полностью забыли и верующие уже воспринимают имя “Мони” в надписях храма как “Шакья-Муни “, т. е. Гаутама Будда. В 1961 году храм был внесен в список охраняемых культурных памятников провинции Фуцзянь, в 1996 году включен в Национальный перечень памятников истории и культуры Китая.

Главная реликвия храма

Статуя основателя манихейства, Мани, которого называют в китайском манихействе, “Буддой света» – самая замечательная реликвия храма. Согласно надписи, статуя была подарена храму местными последователями манихейства в 1339 году. В то время как непосвященному наблюдателю статуя может показаться такой же, как и любая другая статуя Будды, эксперты отмечают ряд особенностей, которые отличают её от канонического изображения Будды. Вместо того, кудрявых волос и чисто выбритого лица, как у большинства статуй Будды, этот Будда Света изображен с прямыми волосами, спадающими на плечи, и бородой. Черты лица пророка Мани (изогнутые брови, пухлые щеки) несколько отличаются от традиционной скульптуры каменного Будды в Китае. Есть свидетельства, что статуя Будды Света имела усы или бакенбарды, но их удалил буддийский монах уже в 20-м веке, который хотел сделать статую больше похожую на традиционные. В отличие от смотрящих вниз статуй Будды, статуя Мани смотрит прямо на поклоняющихся. Вместо типичных буддийских мудр, руки Мани расположены на животе ладонями вверх. Реставрированная надпись призывает верующих помнить Чистоту, Свет, Силу, Мудрость и Мони – Будду Света. Для того чтобы дать статуе более контрастный вид скульптор вырезал голову, тело и руки из камней различных оттенков.

Восемь иероглифов

Вместо “Намо Амитабха!” – надписи, повсеместно присутствующей в буддийских храмах Китая, надпись на камне во дворе храма призывает верующих помнить “Чистоту, Свет, Силу, Мудрость», которые являются четырьмя атрибутами Отца Света, одной из главных фигур манихейского пантеона. Эти четыре слова (восемь иероглифов), по-видимому, был важным девизом китайского манихейства. Оригинальные надписи были уничтожены во время «Культурной революции», но позже “восстановлены”.

Сегодня у любителей истории есть великолепная возможность воочию увидеть реликт исчезнувшей религии.

Фотографии



Источник

comments powered by Disqus