Что такое карма?

Buddha.by »
Карма

В формировании понятия кармы, благосклонном принятии этого понятия мыслителями и обычными людьми и в выборе для обозначения этого понятия самого слова karma(n) сыграли роль такие факторы.

  1. Вполне рациональное стремление предельно обобщить наблюдаемые причинно-следственные закономерности мира на то, что предполагается недоступным ни обычному наблюдению (пратьякша), ни представляет собою возможный результат вывода из наблюдений с применением правил здравого рассуждения (анумана). Дхармакирти именует это “глубоко скрытым”.
  2. Стремление вывести мировоззрение из кризиса героичности или трагичности рока, судьбы, доли человека (бхага, нияти) Это трагическое мировоззрение наблюдается в Индии в Махабхарате, в Греции – у античных трагиков. Есть только два варианта выхода: кармическая картина мироздания или теизм. Сторонники же любого варианта натуралистической картины мира, например сциентисты, не доросли даже до трагического мировоззрения.
  3. Унаследованное от ритуалистической культуры противопоставление действа (карма) действию ( крия). От нее же идет и убеждение, что карму можно преодолеть знанием.
  4. Паранормальный опыт некоторых людей, которые лично уверены, что помнят нечто случавшееся с ними в прошлых жизнях. Важно знать, что паранормальный опыт НЕ ВСЕГДА таков, что его можно вписать в понятие кармы, о чем см. работы Станислава Грофа. Однако иные виды паранормального опыта в Индии то ли отбрасывались как ненадёжные, то ли замалчивались, то ли перетолковывались какими-то неизвестными мне способами. Серьезное включение их в мировоззрение потребовало бы слишком сложной картины, которая осталась бы непонятной большинству населения.

Так что не “мистический” (собственно, трансперсональный) фактор главенствует в генезисе данного понятия, а напротив, вполне рациональные соображения.

Ниже я подробно излагаю пункт 3 предшествующего поста о карме. Вот он оттуда:

(а) Унаследованное от ритуалистической культуры противопоставление действа (карма) действию (крия).
(б) От нее же идет и убеждение, что карму можно преодолеть знанием.

(а) Итак, слово карма до философского понятия кармы означало ритуал, ритуальное действо. Ритуал изнутри культуры, его признающей, есть некое целенаправленное действие, например, он может свершаться, чтобы пошел дождь или чтобы телились коровы. Помимо ритуалов, люди совершают много и других целенаправленных действий, например, выращивают рис, строят дома, делают масляные процедуры по аюрведе и т.п .Такие действия именуются словом крия от того же корня КР “делать, осуществлять”, но образованного по другой модели, с иным суффиксом. Мы почти никогда не имеем исчерпывающего знания о том, как наши действия класса крия приводят к результату, но мы знаем о наличии в каждом таком случае причинно-следственной связи (карья-карана-бхава) и мы убеждены, что при желании мы, – люди, свершители таких действий – принципиально в состоянии уточнить свое знание о том, как растет рис, как действует аюрведическая процедура – до требующейся нам степени детализации. Это обстоятельство мы назовем малой скрытостью или принципиальной открытостью для нас причинно-следственных связей в таком классе случаев.

Но с ритуалами – НЕ ТАК. Разумеется, мы ЗНАЕМ, что благодаря правильно свершенному ритуалу пойдет дождь, однако совершенно не в состоянии добавить к этому знанию какие-либо уточнения. Между причиной – правильно выполненным ритуалом – и последствием – дождём – зияет незаполняемый провал знания. Мы находимся в области глубоко скрытого.

Именно этот аспект смысла – незаполняемость, конкретная непостижимость при абстрактном знании о причинно-следственной связи – унаследована понятием кармы. Мы ЗНАЕМ, что некие события в жизни некоего человека, которые, по нашему убеждению, не имеют причин ни в его нынешнем поведении, ни в его натуре и предрасположенностях, тем не менее имеют причину. Она ГЛУБОКО СКРЫТА. Мы в качестве только людей не знаем и знать не можем, как устроена эта связь. Единственный наш доступ к знанию о ней – доверие словам других знающих, которые уже не являются просто людьми. Они, например, суть йоги, обладающие сверхспособностью. Так же и в ритуальную пору единственным способом знать ритуал был авторитет вед.

Разница же в том, что понятие кармы философски разработано, его как понятие можно уяснить, постичь и согласиться с тем, что оно соответствует положению дел. А в ведическом откровении такого рода интеллектуальных обоснований не было, их и не ждали.

(б) В ритуалистической культуре считалось, что путь ритуального верного действа ведет на небеса, вообще к хорошему посмертию. А духовное знание ведет к переходу в вечность и, в частности, к избавлению от надобности совершать ритуалы (карму).

А когда мы переходим к мировоззрению, основанному на понятии кармы, то тоже имеет место нечто подобное. Во-первых, если мы получили от других знание о конкретной нашей карме, то мы можем воспрепятствовать ее созреванию, поскольку карма созревает лишь при наличии одного или большего числа внешних факторов, а не только в силу наличия ее в потенции у нас. Во-вторых, мы можем получить знание о том, как заниматься духовной практикой ,результатом которой станет выход в вечность и избавление от подверженности карме.

Вот поэтому старое ритуалистическое слово хорошо сгодилось ля передачи философского понятия.

Парибок Востоковед

Андрей Парибок

Фото вверху страницы — 7-метровая скульптура ‘Karma’ в Сиднейском скульптурном саду корейского скульптора До Хo Са (Do Ho Suh)

comments powered by Disqus