Качества прекращения - ниббаны

Buddha.by »
Качества прекращения - ниббаны

Ниббана, или нирвана проявляется в полном разрушении причин дискомфорта. Прекращение больше не производит никаких результатов или следствий. Все, что прекращается, полностью уничтожается и больше никогда не появится, и не будет существовать. Ниродха означает, что распад, смерть и рождение больше никогда не появятся снова.

Прекращение страданий обладает четырьмя характеристиками:

1. свобода от страданий
2. свобода от беспокойств
3. не-обусловленность
4. бессмертие

Только ниббана обладает этими четырьмя свойствами.

Первое свойство прекращения – это свобода от страданий, ниссарана. Свобода означает то, что наш ум очищен, свободен от скверн. Что такое скверны?

Скверны – это нездоровые свойства, которые засоряют наш ум. Для засорения ума необходимо существование существа, сатта. Существо существует в силу привязанности и прекращает существование, если привязанности нет. Таким образом, когда нет существа, нет и скверн. Ум чист, если в нем отсутствует концепция существа.

Процесс, ведущий к возникновению скверн, начинается, как только некий объект входит в поле зрения. До того как объект начал существовать, привязанности к нему не было. Не было ни какой жажды, ни цепляния. Если в отношении объекта в уме ничего не возникает, это и есть свобода от страданий, ниссарана, и состояние прекращенного ума, ниродха.

Второе свойство прекращения – это свобода от беспокойства, вивека. Обычно под вивека, подразумевают отдых, выходной и совершение минимального количества дел. Вивека – это отсутствие скверн. Быть полностью свободным от беспокойства невозможно даже в состоянии джханы. Поскольку все равно даже и в состоянии джханы есть некоторая тяжесть, некоторое беспокойство. В чувственном мире, кама-лока, средний человек отягощает свой ум мыслями о чувственных усладах – еде, машине, доме, ребенке, муже, жене или еще о каких-то принадлежностях. Но и джхана, или состояние поглощенность ума, имеет свой вид тяготы, или напряжения.

При реализации состояния араханта, все свои тяготы спадают. Мы обретаем свободу от беспокойств и настоящую вивеку, когда полностью выбрасываем свои скверны. Только тогда мы можем сказать, что отдыхаем. Это истинное расслабление.

Следующая характеристика прекращения, дуккха-ниродха – это не-обусловленность, асанкхата. Дуккха обладает свойством обусловленности, санкхата. Тогда как свойство прекращения дуккха – это не-обусловленность, асанкхата. В обусловленном есть причины и следствия, хетту-пхала. В необусловленном, причин и следствия нет. В этом мире мы можем найти только два необусловленных явления – пространство и ниббану. Обычно пространством мы называем промежуток между двумя объектами. Но промежуток между объектами – это не то пространство, о котором идет речь. Пространство, о которое имеется в виду, называется акаса на Пали. Акаса это не пространство типа воздуха между нашими пальцами. Акаса никогда не изменяется, не распадается и не умирает. Акаса никогда не возникает, и никто его не может украсть, и нельзя сказать, что оно пусто. Такие свойства мы можем найти и в ниббане.

В пространстве нет препятствий. Мы видим, как в пространстве летают птицы. Единственное отличие, что в пространстве необусловленного, ниббане, летают не птицы, а араханты. Такова асанката.

Четвертая характеристика прекращения страдания – это бессмертие, амата. Мата значит смерть. Все обусловленные явления в конечном итоге распадутся и исчезнут. Если есть причина и следствие, должна быть и смерть. Амата значит не-смерть, бессмертие. В прекращении нет причин и следствии, а это значит – нет ничего, что может умереть.

Из наставлений Пемасири Тхеры

comments powered by Disqus