Эти семь тем — равноправие женщин и мужчин, шестьдесят четыре искусства любви, сексуальное наслаждение и духовное развитие, этика любви, основанная на взаимной поддержке, усиление женского наслаждения, беременность и классификации — переплетены в ткани повествования «Трактата о страсти» Гедуна Чопела. Эта книга откровеннее и доступнее трех наиболее популярных эротических текстов Индии — «Камасутры» Ватьяяны III века, «Ратирахасьи» Коккоки IX или X века и «Анангаранги» Кальянамаллы XVI века.

«Камасутра» — основной источник всех последующих индийских трудов, посвященных эротике (хотя в «Ратирахасью», к примеру, вошли и другие материалы); она легла в основу и «Трактата о страсти» Гедуна Чопела. Как и во многих индийских тестах после Ватсьяяны, в его повествовании центральное место занимают восемь форм любовного соединения — объятия, поцелуи, щипки и царапины, укусы, движения взад-вперед и прижимания, эротические восклицания, перемена ролей и способы совокупления, — которым посвящен второй раздел «Камасутры». Таким образом, он не затрагивает большинства тем из остальных шести разделов наставления Ватсьяяны — например, о приобретении девушки для брака, правах и обязанностях идеальной жены, внебрачных сношениях, гетерах и возбуждающих средствах. Текст Гедуна Чопела, творчески переработавшего и дополнившего разнообразные источники, в некотором роде является квинтэссенцией любовной тематики, снабженной пикантными описаниями разновидностей полового акта и чувственными призывами к сексуальному раскрепощению.

Несомненно, классификации Гедуна Чопела соответствуют индийской традиции, хотя они и не вполне совпадают с материалом вышеупомянутых трех текстов. Наставления о беременности, вероятно, построены как на индийских, так и на тибетских воззрениях. Что же касается техник усиления полового влечения женщины, то они, хотя тоже основаны на индийских источниках, получают новое осмысление в интерпретации Гедуна Чопела, которого, в отличие от индийских предшественников, волнует не соблазнение и порабощение женщины, а в первую очередь углубление ее сексуального опыта. Поэтому я полагаю, что тема равноправия женщин — его собственный вклад в науку о любви.

К тому же, в отличие от авторов индийских текстов, Гедун Чопел рассматривает основные искусства мирской любви сквозь призму тантрических учений о духовном сексуальном союзе, так что основная идея его трактата — использование сексуального экстаза в религиозной практике постижения фундаментального состояния. Однако благодаря убежденности автора в том, что светские и сакральные аспекты тесно переплетены, духовная направленность книги не превращает материал об искусстве секса в метафору союза с божественной сферой – это прозвучало бы как отрицание плотской любви. Скорее, обычный секс рассматривается как основа для возможного развития необычайных духовных способностей.